Иван Фёдорович Крузенштерн – человек и пароход

8/24/2019

24 августа 1846 года скончался русский мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн, возглавивший первое русское кругосветное путешествие

Имя русского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна известно каждому жителю нашей страны не потому, что о нём вспоминает кот Матроскин, рассказывая о своей бабушке, которая плавала на пароходе с таким названием. Крузенштерн – это символ морской романтики, пионер дальнего плавания, человек, который первым гордо пронёс русский военно-морской флаг через все океаны планеты.

Дорога к морю

Наш герой родился 19 ноября 1770 года в семье обрусевшего немецкого дворянина. В те времена для мальчика, мечтавшего о море, путь был один – в Морской кадетский корпус. Правда, учиться долго не пришлось, так как в 1788 году разгорелась очередная война со шведами. Только что испечённый 18-летний мичман сразу принял боевое крещение: будущий флотоводец участвовал в Гогландском сражении на корабле «Мстислав», затем были и другие победные сражения в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле.

Крузенштерн и Лисянский на мостике

Крузенштерн и Лисянский на мостике

Источник: agesmystery.ru


Вскоре Ивана Фёдоровича производят в лейтенанты и в 1793 году отправляют в числе 12 лучших молодых флотских офицеров на стажировку в Англию. Крузенштерн в королевском флоте шесть лет набирался опыта у лучших моряков мира. За эти годы он успел побывать в Северной Америке, Индии, Китае, познакомиться со многими выдающимися людьми мира (в том числе, по одной из версий, с первым президентом США Джорджем Вашингтоном). Но самое главное – смог выявить караванные пути, которые помогли бы России развивать торговлю с восточными государствами.

В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую экспедицию. Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации задумки. Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Был ещё один момент, который также был выгоден России: все товары продавать в Макао, а не в Европе. Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовали барыши, но нужна была мощная финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов благоприятствовало и то, что новый император Александр I стал пайщиком Российско-Американской компании.

Во славу русского флота

Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности. Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга. Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.

Знаменитый парусник названный в честь Крузенштерна

Знаменитый парусник названный в честь Крузенштерна

Источник: pinterest.ru


Вскоре из Англии пришли корабли. Это были два шлюпа: большой в 450 тонн был назван «Надежда», а малый в 370 тонн – «Нева».

Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.

7 августа 1803 года состоялось отплытие кораблей из Кронштадта, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.

Возвращение

Все задачи кругосветной экспедиции были выполнены. Участников встретили с почётом. Крузенштерн приступил к подробному описанию плавания, систематизировал результаты исследований и наблюдений. В 1811 году он назначается на пост инспектора классов Морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Фёдорович оказал в подготовке последующих кругосветных путешествий, которые был совершены О.Е. Коцебу в 1815-1818 году, экспедициями Беллинсгаузена – Лазарева (1819-1821) и Станюковича – Литке (1826-1829).

Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн

Источник: 24smi.org


В 1818 году Крузенштерн ушёл в бессрочный отпуск для составления «Атласа Южного моря» с приложением географических записок. В 1827 году Иван Фёдорович был назначен директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета. Под его руководством кадетский корпус поднялся на новый качественный уровень. А накануне смерти прославленный адмирал стал одним из создателей Императорского Русского географического общества, основанного в 1845 году.

Сегодня память о великом мореплавателе сохраняют пролив между островами Курильской гряды и большой парусный барк «Крузенштерн», являющийся учебным парусным судном и постоянно совершающий трансатлантические и кругосветные экспедиции. В 1963 году известный бард Александр Городницкий во время плавания на этом паруснике сочинил песню «Паруса “Крузенштерна”», ставшую гимном барка: «Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой всегда паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой».

Обложка: calend.ru


Смотрите также:

Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота

Как купцы стали хозяевами Русской Америки

Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали

Поморы. Кто сделал Север русским

Первооткрыватель Центральной Азии. Николай Пржевальский