Краткий курс истории. Первое русское кругосветное плавание
22 июля 1806 года в Кронштадте бросил якорь шлюп «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Юрия Фёдоровича Лисянского. Спустя 16 дней вернулся и второй шлюп – «Надежда» – вместе с капитан-лейтенантом Иваном Фёдоровичем Крузенштерном. Так спустя 3 года и 12 дней путешествий завершилось Первое русское кругосветное плавание, ставшее важным событием в истории Российской империи, развитии её флота и многих отраслей научного знания.
На Китай! На Японию!
Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года, имея перед собой основные задачи: доставить на Дальний Восток грузы Российско-американской компании (полугосударственная колониальная торговая компания), продать меха в Китае и установить дипломатические отношения с Японией. Мы уже писали о трудностях длительных морских путешествий в начале 19 века. Добавим только, что в плавании наших сегодняшних героев поджидали и штормы, и экстренный ремонт кораблей силами моряков-умельцев, и, конечно же, географические открытия.
Конфликт, обиды, жалобы
На корабле «Надежда» Крузенштерну пришлось делить место в каюте (6 м²) с Николаем Петровичем Резановым (посол, дипломат и путешественник, реальный прототип героя рок-оперы «Юнона и Авось»). Накал страстей между ними достиг такой степени, что они общались только через записки. Причины для недовольства у Крузенштерна действительно были. Во-первых, свита, которая полагалась послу, стесняла команду своим присутствием на небольшом корабле: «Надежда» длиной была всего 35 метров. Во-вторых, Резанов без ведома Крузенштерна был назначен императором соруководителем экспедиции. Когда наконец корабли прибыли в Петропавловск-Камчатский и Резанов покинул палубу, он первым делом подал на Крузенштерна жалобу местному губернатору. С великим трудом их примирили. При этом в своих мемуарах оба пишут, что противник принёс публичные извинения.
Масса открытий и достижений
Шлюп «Нева» пробыл в открытых водах без захода в порты 142 дня – рекорд того времени. На шлюпе «Надежда» практически никто не болел и не было ни одного случая смерти – уникальное явление при длительных плаваниях в те времена. С карты мира были стёрты несуществующие острова и уточнено расположение настоящих. Крузенштерн положил начало регулярным глубоководным исследованиям Мирового океана. Описать все открытия и собранные коллекции в нескольких строках просто невозможно. В 1809 году в трёх томах с атласом, включавшим 104 карты и гравированные картины, вышло сочинение под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях “Надежда” и “Нева”, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Вскоре мир смог прочитать его на английском, французском, немецком, голландском, шведском, итальянском и датском языках.