Григорий Палама: отец и учитель Церкви

14 ноября Православная церковь чтит память святителя Григория Паламы́ (1296 – 14 ноября 1357 или 1359). Архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама известен прежде всего как создатель философского обоснования практики исихазма (восточнохристианская аскетическая духовная практика), отец и учитель Церкви.
Ранние годы
Мы не знаем точной даты рождения святителя. Известно лишь, что родился он в 1296 году в Константинополе в семье византийского сенатора Константина. Рано лишившись отца, Григорий попал под покровительство лично императора Андроника II. Благодаря высокому происхождению Григорий получил великолепное классическое образование (грамматика, риторика, физика, логика), и в годы учебы восхищался трудами Аристотеля.
Отметим, что в те времена в Византии высокие государственные посты занимал не абы кто. Так, воспитанием и обучением Григория Паламы руководил лучший учитель своей эпохи – Феодор Метохит, который, помимо научной филологической и богословской деятельности, являлся ректором университета и, как бы сказали теперь, занимал должность премьер-министра.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаика в монастыре Хора
Примерно в возрасте 18–20 лет Григорий Палама принял монашество на Святой горе Афон. Первым духовным водителем будущего святителя был преподобный Никодим. После кончины наставника (ок. 1319 года) Григорий подвизался в нескольких скитах Святой горы, проводя все время в бдении и молитве. Тихая монашеская жизнь была прервана нападениями турок на Афон, из-за чего Григорий и другие монахи покинули свое пристанище.
Оказавшись в Фессалониках, Палама принимает сан священника – такова воля братии. Дальнейшая судьба святителя Григория связана с областью города Верии, где давным-давно вел проповедь апостол Павел. Пять дней в неделю Григорий предается умной молитве в своей пещерной келье, а по субботам и воскресеньям принимает участие в общем богослужении в главном храме монастыря. Но и тут размеренная жизнь монахов была прервана, на этот раз нашествием славянских племен.
Образ совершенного исихаста
В 1331 году Григорий возвращается на Афон. Пустынь, в которой он поселился, сохранилась до наших дней. На Святой горе святитель некоторое время занимает пост игумена монастыря Эсфигмен, но постоянно мечтает о возвращении к жизни отшельника. Так бы и случилось, если бы не необходимость вступить в полемику с итальянским ученым монахом Варлаамом (1290–1350) на позиции апологета исихазма. Спор между двумя представителями разных монашеских традиций длился шесть лет (1335–1341 годы).
Варлаам Калабрийский
После Великой схизмы 1054 года, когда Восточная и Западная церкви разделились, богословские и догматические противоречия между ними только нарастали. Очередной виток споров пришелся на вторую четверть XIV века. В этом смысле интересна личность Варлаама. До 1341 года он не был типичным представителем римокатолической традиции. Родом из православной греческой семьи, он отлично знал греческий язык. Посещал Византию, был в Фессалониках и даже выступал против филиокве – римокатолического учения об исхождении Святого Духа и от Бога Отца, и от Бога Сына (в Никео-Цареградском Символе веры говорится, что Святой Дух исходит от Бога Отца). В своих рассуждениях Варлаам замечал, что Бог является непостижимым и любые суждения о Нем недоказуемы. По этому поводу впервые и вступил в полемику с итальянским монахом Григорий Палама, уличив того в чрезмерном доверии языческой философии и богословском «агностицизме» – учении о непознаваемости Бога.
Паламитские споры
Следующим вопросом, по которому святитель высказался категорически, была критика Варлаамом практики исихазма, последователей которой он называл «пуподушниками». Дело в том, что о практике священного безмолвия и непрестанной молитвы (умного делания) он узнал от неграмотных монахов, которые описывали исихазм как внешнюю технику, сродни медитации, в которой важны контроль над дыханием и поза, в которой исихаст сидит, сосредоточившись на центре своего живота. Григорий Палама выступил с глубокими разъяснениями практики исихазма, сделав акцент на внутреннем содержании, и критикой позиции Варлаама. Дело кончилось в 1341 году, когда на Константинопольском соборе Варлаам был осужден, покаялся, но, вернувшись в Италию, принял римокатолическую веру и затем был назначен епископом Иеракским.
На спорах с Варлаамом полемическая стезя Григория Паламы не окончилась. Второй этап паламитских споров совпал с гражданской войной в Византии. Палама не был человеком склонным к политике, но все же выступил за одного из двух кандидатов на византийский престол, и это стоило ему многих лет жизни в заточении. Параллельно святитель вел богословские споры, касавшиеся нетварного Фаворского света и связанные с вопросом Божественных энергий и благодати. Паламу даже судили четыре церковных собора: два в 1342 году, не приведшие ни к каким последствиям; один в 1344 году, отлучивший святителя от Церкви. Но к 1347 году изменилась политическая обстановка, в том же году состоялся собор, оправдавший Паламу и осудивший его оппонентов.
Третий этап полемической жизни Григория Паламы наступил после избрания его на пост архиепископа Фессалоникийского в 1347 году. Тогда политическая жизнь в стране и конкретно в Фессалониках продолжала бурлить, так что богословские споры были во многом сопряжены с политикой. Дело кончилось тем, что церковный собор 1351 года провозгласил святителя Григория защитником благочестия и утвердил несколько православных догматов, касавшихся Божественных энергий и Божественной сущности.
В 1354 году Григорий Палама отправился в Константинополь в качестве посредника между политическими противниками и бывшими претендентами на византийский престол времен гражданской войны. По дороге Палама попал в турецкий плен, где пробыл почти год. В это время святитель активно стремился проповедовать христианство своим пленителям, полагая, что только обращение турок в истинную веру способно спасти империю от гибели. Григория выкупили сербы, уплатив большие деньги. До конца своих дней святитель продолжал служение в Фессалоникийской епархии, пока не скончался 14 ноября 1357 года (по другим данным, в 1359 году), оставив после себя многочисленные сочинения. Уже в 1368 году святитель Григорий Палама был прославлен в лике святых.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Битва народов. Памятные даты военной истории России