«Все для фронта. Все для победы»

10/12/2013

В связи с оккупацией Донбасса, когда были потеряны 60% производственных мощностей угледобывающих предприятий страны, строительство участка железной дороги Кожва-Воркута приобрело характер фронтового задания. Работа по прокладке путей в этот период велась безостановочно днем и ночью (при свете костров). В сентябре 1941 г. в сутки прокладывалось по 2 км путей, в октябре — уже по 4, а в отдельные дни даже по 5 км. Таких темпов не знали ни отечественная, ни зарубежная практика железнодорожного строительства.

Особенно сложным вопросом, от которого зависели сроки окончания строительства дороги, было возведение мостов через десятки рек. Общая протяженность мостовых переходов на Печорской магистрали составляла свыше 3,5 км, в том числе через такие крупные реки как Северная Двина, Вычегда, Печора. В стране не хватало металла, и многие мостовые переходы приходилось строить из местных материалов, а большие мосты — комбинированно, когда металл использовался только для опор и перекрытия главных пролетов.

По указанию Государственного Комитета Обороны (ГКО) в кратчайшие сроки были демонтированы и поставлены на строительство Северо-Печорской магистрали 4700 т мостовых пролетов, в том числе 1700 т со строительства Дворца Советов в Москве, 3000 т с Перовского завода Наркомтяжстроя СССР, а также мостовое пролетное строение протяженностью 87,6 м через канал Москва-Волга и железнодорожная ферма пролетом 129 м через реку Шексна. Для прокладки линий связи были сняты провода на строившихся участках железных дорог Хабаровск-Барановский и Хабаровск-Свободный.

В суровых условиях Крайнего Севера, бездорожья, недостатка материалов участок железной дороги Кожва-Воркута был построен в небывало короткие сроки — за 180 календарных дней.

28 декабря 1941 г. первый железнодорожный состав прибыл в Воркуту, и в тот же день были отправлены вагоны с печорским углем на «большую землю». Всего до конца года по новой железной дороге было отгружено из Воркуты 65 вагонов (1011 т) заполярного угля. В первых эшелонах, прибывших в Воркуту и Инту, поступило горное оборудование, снятое с шахт Донбасса: Горловки, Макеевки, Лисичанска и др.

Сдача во временную эксплуатацию Северо-Печорской магистрали на всем протяжении способствовала значительному улучшению материально-технического снабжения строящихся шахт и увеличению вывоза угля.

Партия и правительство уделяли большое внимание ускоренному развитию нового угольного бассейна. Об этом свидетельствует тот факт, что за годы войны было принято более десяти постановлений правительства и ГКО, непосредственно касающихся Печорского бассейна. Важное значение, к примеру, сыграло постановление Совнаркома Союза ССР от 12 февраля 1942 г. «О развитии добычи Воркуто-интинских углей и мероприятиях по обеспечению их вывозки». В соответствии с ним из Свердловска была отгружена турбина мощностью 4 тыс. кВт с комплектом оборудования для Воркутинской ТЭЦ, в Воркуту и Инту направлено большое количество необходимого оборудования для шахт, в том числе подъемные машины, конвейерные привода, электровозы, вагонетки, отбойные молотки и т.д. Для работы на шахтах Печорского бассейна из Караганды, Кузбасса, Кизела были направлены группы квалифицированных рабочих и специалистов. Для подготовки на месте квалифицированных горняков в 1943 г. было открыто ремесленное училище, а в 1944 г. здесь же стал работать горный техникум.

В результате принятых мер за короткие сроки значительно возросли производственные мощности Печорского бассейна по добыче топлива. Уже в конце 1942 г. была введена в эксплуатацию шахта № 1 «Капитальная» с годовой производственной мощностью в 810 тыс. т угля, ставшая настоящей кузницей кадров для других шахт бассейна.

Суровая необходимость военного времени требовала быстрейшего ввода в строй все новых шахт. Поэтому строились преимущественно небольшие шахты по упрощенным схемам. В 1942 г. кроме шахты «Капитальная» в Воркуте были введены в строй еще три шахты с общей производственной мощностью 300 тыс. т топлива в год. В 1943-1944 гг. были построены еще шесть шахт мощностью 800 тыс. т угля. И к концу войны производственная мощность шахт была доведена до 2880 т угля в год вместо 300 тыс. в 1940 г.

В Инте за годы войны были сданы в эксплуатацию семь шахт с производственной мощностью 850 тыс. т угля в год. Таким образом общая мощность шахт Печорского бассейна к концу войны была доведена до 3430 тыс. т, иными словами, была увеличена более чем в 12 раз.

В результате больших успехов отечественной сырьевой базы (в основном Грузии) значительно возросла выработка готовой продукции чая, составившая в предвоенном 1940 году 24 545 тонн.

В начале войны колхозники Грузии одними из первых отозвались на призыв колхозников Новосибирской области РСФСР о развертывании Всесоюзного социалистического соревнования колхозов. Патриотизм тружеников сельского хозяйства Грузии проявился в серьезных успехах, достигнутых ими в этом соревновании за лучшее обеспечение фронта и населения продовольствием, а промышленности — сырьем.

О патриотическом подъеме грузинского народа, в первую очередь, его авангарда — рабочего класса, свидетельствует и рост числа новаторов (стахановцев) в промышленности республики. К концу 1941 года в машиностроительной промышленности новаторы составляли 40,5 процента, а к концу 1942 года — 48,3 процента. В некоторых отраслях промышленности новаторов было гораздо больше. Например, в 1942 году 76,5 процента рабочих чайной промышленности Грузии являлись новаторами. «В труде, как в бою», — стало правилом для грузинских новаторов. 
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на резкое сокращение импорта чая, чайная промышленность сумела, в основном за счет ресурсов отечественного сырья, обеспечить Советскую Армию и население страны чаем. 


Источники и литература:

Книга памяти Республики Коми.

Джавахишвили И.А., Джанашия С.Н., Бердзенишвили Д. Учебник по истории Грузии. Глава VI: Грузия в период Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.). 1958.

Чантурия О. Великая чайная держава на пороге XXI века.