Вотчинный уклад Московского государства

Становление единого государства в Северо-Восточной Руси имело ряд отличий от процесса образования единых государств в Западной Европе в XV-XVI веках.
Западноевропейские страны возникали как единые и одновременно централизованные. Политическая централизация была прекрасно подготовлена предшествующим экономическим развитием. На базе роста специализации и торговли шел процесс складывания единых национальных рынков. Единый национальный внутренний рынок обеспечивал прочное экономическое единство страны и требовал ее политического объединения. Все слои западноевропейского населения, за исключением крупных феодалов (герцогов, графов и прочих правителей раздробленной Европы) были заинтересованы в объединении, а, следовательно, и в усилении королевской власти и собирании ею земель.
На Руси XV-XVI веков натуральное хозяйство не было разрушено, единый внутренний рынок не сложился. Следовательно, не было прочной экономической базы для единства территорий. При объединении Руси главенствовал политический, даже, скорее, внешнеполитический фактор — необходимость освобождения от ордынской зависимости, а в дальнейшем — необходимость успешного «соседства» с более развитыми в социально-экономическом плане европейскими странами. В итоге вокруг Москвы сначала сложилось единое государство, и уже в его рамках происходил процесс централизации. Централизация страны растянулась на несколько веков. Она началась в XV веке, а была завершена только в XVII веке.
Для централизованных стран характерны:
- сильный государственный аппарат в центре, который мог контролировать подчиненные ему органы власти на местах;
- чиновничество, для которого государственная служба стала основным занятием и источником существования;/li>
- единое войско, законодательство, суд, территориальное деление, монета;/li>
- единообразное для различных частей страны налогообложение.
В XV-XVI веках на Руси данные признаки централизованного государства только вырабатывались. Главой единого Московского государства был великий князь Московский и Владимирский. Однако этого титула было уже недостаточно, чтобы символизировать степень могущества московского монарха, а главное — степень его претензий на власть над подданными. Поэтому был принят дополнительный официальный титул Ивана III — государь всея Руси. Этот титул подчеркивал, насколько выше его обладатель всех остальных подданных: начиная от князей и бояр, и кончая последним холопом. Дело в том, что прежде «государем» на Руси именовали рабы (холопы) своего хозяина.
Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. Государь всея Руси мыслился, как хозяин земли Русской. Она была его вотчиной. Он был верховным собственником и распорядителем ее богатств. Остальные люди являлись его слугами — «холопами» в рамках политической терминологии Руси XV-XVII веков. «Из рук государя» они владели собственностью, которую государь, как верховный собственник, мог легко отнять.
Таким образом, отношения между подданными и правителем в Московском государстве-вотчине строились в рамках схемы «государь — холопы». «Государевы холопы» были поделены на две главные социальные группы: служилую и тяглую. Большая часть населения составляли тяглые люди (крестьяне всех категорий, черные посадские люди, купцы). Тяглые платили налоги, выполняли в пользу государя работы и «кормили» его слуг. Служилые люди, куда входили в том числе «дети боярские», приказные люди, приводили в движение государственный механизм страны. Высший круг служилых людей составлял немногочисленный слой бояр. Они занимали высшие придворные, военные и государственные должности. Многие бояре вели род от Рюриковичей (например, Шуйские), литовских князей Гедиминовичей (Голицины), татарских царевичей или мурз, переехавших на Русь (Юсуповы), старинных слуг московских князей (Романовы, Салтыковы). «Государев родословец» — список знатных фамилий, члены которых имели право «местничать», т.е. претендовать на занятие той или иной должности, был составлен в середине XV века при Иване IV Грозном.
Естественно в таких условиях изменялось и частное землевладение. Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс.
Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами («родовыми», купленными, «выслуженными») или поместьями, были обязаны служить государю. В ходе знаменитых реформ Избранной Рады Ивана IV Грозного было составлено «Уложение о службе» 1556 года. Оно определяло связь владения землей (вотчинами и поместьями) с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно.
В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» (термин, часто используемый В.О. Ключевским). «Закрепощение дворянства» стало составной частью этой общественной реформы. Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада.
Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса. Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти. Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова.
Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные (государственные) земли. Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины. В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян. Заповедные лета (1581), урочные лета (1597) и Соборное Уложение 1649 года превратили их в крепостных, причем в дальнейшем в «европеизированной» России XVIII века крепостное право только усилилось.
Анахронизмом прежних времен, выглядели самостоятельность церкви и ее огромные изначально аллодиальные земельные владения. Мысль об ограничении церковного землевладения (и даже о его полной или частичной секуляризации) приходила в голову Ивану III, его сыну Василию III, а потом и Ивану Грозному. Правда на практике эти правители сумели лишь существенно ограничить источники роста монастырских земельных имений, запретив заклад частных вотчин в монастыри и завещание им земельных владений на помин души. Однако само это действо ярко демонстрировало право государя ограничивать как распоряжение вотчинников своими владениями, так и возможность государственного вмешательства в землевладение церкви. Борис Годунов лишил церковные земли налоговых льгот, а Алексей Михайлович в XVII веке уже контролировал доходы от монастырских земель через Монастырский приказ, и использовал часть их на государственные нужды. Русская церковь медленно, но верно превращалась из самостоятельного союзника власти в придаток вотчинного государства. Закончился данный процесс только в XVIII веке синодальной реформой Петра I (1721) и секуляризацией церковного землевладения в царствование Петра III и Екатерины II.
Таким образом, система социальных отношений, построенная по принципу «государь — холопы», создала в Московской Руси менталитет, резко контрастирующий с менталитетом западноевропейцев XV-XVII веков. Его аксиомой было представление о России, как о личной вотчине ее монарха. Вплоть до Смуты начала XVII века в России не отделяли понятие «государства» от личности монарха, да и потом размежевание не отличалось четкостью. Именно поэтому, возникшие уже в XIX веке споры о том, принадлежит Россия Европе или нет, во многом были порождены безусловным различием русского средневекового вотчинного уклада и западного социокультурного устройства. Одновременно, используя западные «новшества», которых не было у восточных соседей, Россия со второй половины XV века постепенно начала создавать свою империю. Она двигалась в Азию как европейская держава. И в этом смысле само становление России как империи полностью соответствовало аналогичным процессам в Европе в Новое время.
Вопрос о вотчинной природе развития российской государственности является предметом серьезных научных дискуссий. Более предметно их суть изложена в недавно вышедшей обширной монографии Т.В. Черниковой «Европеизация России во второй половине XV–XVII веках» М., МГИМО 2012.
Литература
Иванов А.Б. Третий Рим. Русь ХV — ХVII вв. М., 1997.
Язвицкий В.И. Иван III — государь всея Руси. В 2 томах. М., 2010.
Скрынников Р.Г. Иван III. М., 2006
Лурье Я.С. Две истории Руси XV века. Ранние и поздние, независимые и официальные летописи об образовании Московского государства. СПб., 1994.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
Первая мировая за 22 минуты
Первая мировая за 22 минуты
Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России
12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение. Наши войска выстояли в четырехдневном сражении, а немцы утратили наступательные возможности, потеряв 300 танков из четырехсот. Произошёл перелом во всей Курской битве