Морская авиация

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и её союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь, это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции - боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).
В морских сражениях Великой Отечественной войны приняли участие не только корабли и подводные лодки советского флота, но также и боевые самолеты. Советская морская авиация внесла ощутимый вклад в победу в войне. В ходе Великой Отечественной советский флот выполнил все задачи, которые ставились перед ним Верховным Главнокомандованием. За всю войну советские моряки ни разу не отступили ни на море, ни на суше. Именно с помощью флота страна смогла вернуть себе Южный Сахалин и Курильские острова, открыв СССР стратегический выход в акваторию Тихого океана.
Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии.
В первом периоде Великой Отечественной войны основные силы всех родов авиации Северного флота использовались наравне с фронтовой авиацией для поддержки войск на приморских направлениях.
Флотские истребители помимо основной своей задачи (противовоздушная оборона объектов флота) привлекались для прикрытия фронтовых объектов и осуществляли штурмовые действия по вражеским войскам. На морских направлениях велась воздушная разведка и решались задачи прикрытия баз флота и морских коммуникаций. Боевые действия на морских сообщениях противника, удары по его базам, портам и кораблям в море носили ограниченный характер. Авиация Северного флота в начале войны не имела сил для активных действий против морского противника и смогла их начать только с поступлением на флот в 1942 г. бомбардировщиков и торпедоносцев.
Главной задачей ВМФ СССР в годы войны стало всемерное содействие приморским флангам армий Красной Армии, на которые ложилась основная тяжесть борьбы с немецкими захватчиками. В связи со своей исключительной ролью в течение 1941-1942 годов авиация Северного флота была существенно усилена. Уже в июле 1941 года с КБФ на север была перебазирована эскадрилья самолетов СБ, к концу года был сформирован полк на истребителях «Харрикейн», а в январе 1942 года флоту был передан полк тяжелых истребителей Пе-3. В течение самого первого года войны на Северный флот из резерва авиации ВМФ было передано 5 авиаполков. В 1942-1943 годах, не смотря на потери, здесь всегда поддерживался уровень боеготовых самолетов в 280-300 единиц.
В конце 1943 г. военно-воздушные силы Северного флота окончательно завоевали господство в воздухе. Это дало возможность командованию флота одновременно с защитой своих морских сообщений выделить значительные силы авиации для постоянных действий на морских сообщениях противника. В отдельные периоды (полярный день) действия авиации на коммуникациях противника занимали ведущее место. В 1943 г. авиация Северного флота потопила и повредила 61 транспорт общим тоннажем 186 тыс. тонн, 2 вспомогательных судна и 5 боевых кораблей (2 сторожевых корабля, тральщик, минный заградитель и сторожевой катер).
За годы Великой Отечественной войны 17 дивизий и полков авиации ВМФ были представлены к званию гвардейских, 57 соединений стали орденоносными, 241 морской летчик был представлен к званию Героя Советского Союза, а 5 летчиков получили эту награду дважды.
Источники и литература:
Государственный архив Мурманской области.
Юферов С. Советская морская авиация в годы Великой Отечественной войны // Военное обозрение.