Клятва Гвардейцев. Вручение гвардейского знамени авиационному полку. Февраль 1943 г. Новости дня

10/12/2013

1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС, Краснознаменного Балтийского флота. Этот авиационный полк стал поистине геройским. Уже 22 июня 1941 г. две эскадрильи полка под командованием будущих Героев Советского Союза капитанов М. Плоткина и В. Гречишникова нанесли первый удар советской авиации по тылам фашистского рейха, обрушив бомбы и торпеды на военно-морскую базу Мемель.

В ответ на варварские бомбардировки Москвы и Ленинграда летчики полка под командованием полковника Е.Н. Преображенского в ночь с 7 на 8 августа 1941г. бомбили логово фашистской Германии Берлин. А 13 августа 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР пятерым из них: полковнику Е. Преображенскому, капитанам В. Гречишникову, А. Ефремову, М. Плоткину и П. Хохлову было присвоено высокое звание Героев Советского Союза.

18 января 1942 г. за проявленный героизм, мужество и высокое боевое мастерство 1-й минно-торпедный авиационный полк стал первым гвардейским полком на Балтике. Тогда, на фронтовом аэродроме под Ленинградом, гвардейцы дали свою клятву Родине: «Пока наши руки держат штурвал самолета, пока глаза видят истерзанную фашистами землю, пока в груди бьется сердце и в жилах течет наша кровь, мы будем драться, громить, истреблять нацистских зверей, не зная страха, не ведая жалости, презирая смерть во имя полной и окончательной победы над фашизмом». Они свято выполняли свою священную клятву.

В 1-м гвардейском минно-торпедном полку в боях с фашистами 33 летчика и штурмана стали Героями Советского Союза, а летчики полка А. Мазуренко и Н. Челноков в других полках были отмечены второй Золотой звездой. Восемь летчиков полка стали героями в других полках. Еще восемь воздушных бойцов 1-го гмтап уже в наши дни удостоены звания Герой России.

Многие герои полка погибли в боях, но их имена навечно вписаны в летопись воинской славы. Об этом мы все должны помнить, гордиться ими и на их примере воспитывать патриотов Отечества из молодого поколения.

Традицией в авиации стало присваивать имена летчиков-героев самолетам и вертолетам.

В конце июня 1941 г. экипаж маршала авиации Ивана Ивановича Борзова участвовал в нанесении бомбового удара по переправам немецких войск через Западную Двину. После бомбового удара при отходе от цели самолет Борзова атаковали «мессершмитты». В ожесточенном воздушном бою экипаж бомбардировщика сбил пять истребителей, но был подбит и загорелся. Иван Иванович был ранен, у него обгорели лицо и руки, но он дотянул поврежденный самолет до своего аэродрома, спас экипаж и машину.

В сентябре после излечения в госпитале отважный летчик вернулся в полк. Опять боевые вылеты и встречи с вражескими истребителями. В районе Тосно под Ленинградом его самолет Ил-4 был подбит. Экипаж покинул самолет на парашютах. Борзова уже считали погибшим, но на седьмые сутки изнурительных блужданий по лесам и болотам он вывел своих товарищей на аэродром и привел целую роту бойцов, сплотивших вокруг себя.

В командование полком Борзов вступил 19 сентября 1943 года. Под его командованием летчики-торпедоносцы полка потопили до конца войны 83 фашистских транспорта, 4 подводные лодки, миноносец, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 танкера. Сам Борзов лично торпедировал вражеский корабль в лунную ночь, расширив тем самым боевые возможности применения авиации на Балтике. За отличное выполнение боевых заданий командования флота 22 июля 1944 года Ивану Ивановичу Борзову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Пример одного боевого вылета на торпедирование вражеских кораблей в Балтийском море.

Чтобы пройти к цели незамеченными и не обстрелянными в зимнее время экипажи и группы уходили на задание затемно, чтобы с рассветом выйти в район ожидаемого противника.

Ранним зимним утром экипаж капитана Стрелецкого ушел на задание. Штурман после длительного полета над морем на малой высоте, заметил из-за горизонта на встречном курсе дым. Он попросил командира набрать высоту, и они увидели огромный транспорт в охранении сторожевых кораблей. Торпедируем, - дал команду командир экипажа.

При выходе на боевой курс самолет Стрелецкого подвергся сильному зенитному обстрелу. Петру осколком попавшего снаряда перебило ногу. На мгновение он потерял от боли сознание. Придя в себя, он ясно видел, идущий транспорт. По команде штурмана удалось вывести самолет в атаку. Теперь в прицеле Николай отчетливо видел мачты, трубы, мечущихся по палубе немцев и огненные трассы зениток.

Истекая кровью, Петр видел, что нос самолета чуть впереди корпуса транспорта и мысль, что торпеда пойдет в цель, успокоила его. Но чтобы подтвердить потопление, нужно было привезти документальное подтверждение — фотоматериалы тонущего транспорта. Стрелецкому было не до нового захода для фотографирования. Раненый, на подбитой машине он понимал, задание выполнено, теперь надо дотянуть до своего аэродрома, спасти экипаж и израненный самолет.

Теряя несколько раз сознание, Петр по командам и подсказкам штурмана привел самолет на свой аэродром и, коснувшись взлетной полосы, от потери крови потерял сознание. Врачи морского госпиталя спасли жизнь летчика, сохранили ногу, ему перелили несколько литров крови, когда ее не хватало, ее отдавали своему боевому товарищу летчики полка и его экипаж.


Источники и литература:

Историко-археологический музей «РАНТАВА». Из воспоминаний Ветерана морской авиации полковника в отставке С. Бортан.

Хохлов П.И. Над тремя морями. Л.: Лениздат, 1988.