Фрагменты военной и церковной истории России середины XVI – середины XX века
01. Введение в курс лекций. Обращение к зрителям.
Алексей Григорьевич Сухарев, доктор физико-математических наук, профессор, президент Культурно-просветительского фонда имени священника Илии Попова, город Москва.
Во введении ответственного редактора курса видеолекций рассказывается о том, что привело его к идее создания курса, целях и структуре курса.
02. Иван III Великий, создатель России. Раздел I. Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Лекция о великом князе московском Иване III раскрывает процесс создания единого централизованного Русского государства и обретения им независимости в борьбе с осколками Золотой орды. Государь показан как выдающийся мастер стратегического планирования.
Лектор: Дмитрий Михайлович Володихин, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
03. Начало движения в Поле: Иван IV, ещё не Грозный. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Лекция посвящена начальному этапу движения России в «Поле» (обширную полосу лесостепей и степей на ее южных границах) и той роли, которую сыграли в этом процессе реформы 1550-х гг. Ивана IV.
Лектор: Николай Николаевич Петрухинцев, доктор исторических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Липецк.
04. Иван IV Грозный, плюсы и минусы правления. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
В лекции об Иване IV не только рассказывается об этой незаурядной личности, но и формулируется правильный подход к «грозненской эпохе» – не ужасаться и не восхищаться, а понимать.
Лектор: Дмитрий Михайлович Володихин, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
05. Создание оборонительных линий на юге Русского государства как метод защиты границ и закрепления новых территорий. XVI–XVIII вв.
В лекции рассматривается история создания оборонительных линий укреплений Российским государством с целью закрепления и освоения новых территорий, защиты южных границ от нападений кочевников.
Лектор: Юрий Александрович Мизис, доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
06. «Русское Поле» в конце XVI – начале XVII вв. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Основной сюжет лекции – драматический период в истории русского освоения южных лесостепей, потрясенных кризисом 1570-х гг., Смутой и сопровождавшей ее русско-польской войной 1609–1618 гг.
Лектор: Николай Николаевич Петрухинцев, доктор исторических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Липецк.
07. Затишье на Поле (1619–1631 гг.): земледельческое освоение и конфликт «двух колонизаций». Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
«Русское Поле» после Смуты: восстановление системы обороны южных границ, жизнь служилых людей и парадоксы земледельческой колонизации, отразившиеся в конфликте елецкого служилого «города» с боярином И. Н. Романовым.
Лектор: Николай Николаевич Петрухинцев, доктор исторических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Липецк.
08. 1630-е годы: новый кризис в отношениях со Степью и переход к строительству Белгородской черты. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Лесостепная окраина России после «затишья»: влияние русско-польской войны 1632–1634 гг. и новой волны экспансии со стороны Степи. «Вызов» и «ответ»: первый этап строительства Белгородской черты и новых оборонительных линий на южных лесостепных границах.
Лектор: Николай Николаевич Петрухинцев, доктор исторических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Липецк.
09. Археологическое наследие Белгородской черты. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
В лекции идёт речь о возможностях археологических данных в изучении такого уникального объекта как Белгородская защитная черта.
Лектор: Александр Николаевич Голотвин, кандидат исторических наук, генеральный директор археологического парка «Аргамач», главный редактор журнала «Археологическое наследие», село Аргамач-Пальна Елецкого района Липецкой области.
10. Формирование на южных рубежах Российского государства военно-служилого населения. XVII в. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
В лекции рассмотрена история формирования различных категорий служилого населения, которые несли службу по линиям укреплений, защищали южные границы от нападений кочевников.
Лектор: Юрий Александрович Мизис, доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
11. Именем царя: народные волнения в России в 1648–1650 гг. Раздел I: Дети боярские–однодворцы–государственные крестьяне.
В этой лекции рассказывается о народных бунтах в Москве, Пскове, Новгороде и других городах России в 1648–1650 гг.
Лектор: Денис Александрович Ляпин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
12. Не медный бунт 1662 г. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Лекция посвящена московским волнениям 25 июля 1662 г., получившим в историографии название «Медного бунта».
Лектор: Денис Александрович Ляпин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
13. Игра в царя: движение Степана Разина. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Речь идет о народном движении в России, вызванным выступлением казаков Степана Разина против Москвы (1669–1671), его причинах, ходе и последствиях.
Лектор: Денис Александрович Ляпин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
14. В защиту царя: стрелецкий бунт 1682 г. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Лекция рассказывает о событиях стрелецкого бунта 15 мая 1682 г. в Москве и его последствиях.
Лектор: Денис Александрович Ляпин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и историко-культурного наследия Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
15. Однодворцы юга России. Переход от служилых людей к крестьянскому сословию в XVIII в. Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
В лекции прослежена трансформация служилого населения юга России, сначала в источник формирования и содержания ландмилиции, а затем в крестьянское сословие, постепенного утрачивания им особых привилегий.
Лектор: Юрий Александрович Мизис, доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
16. Внешняя политика Екатерины II и Г. А. Потемкина. «Граница России есть Черное море». Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
В лекции речь идет об основных направлениях внешней политики России в годы царствования Екатерины II – обеспечении безопасности южных границ и укреплении позиций в Европе.
Лектор: Ольга Игоревна Елисеева, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного института культуры.
17. Присоединение Крыма к Российской империи в 1783 г. «Трофей, кровью не обагренный». Раздел I: Дети боярские – однодворцы – государственные крестьяне.
Лекция объясняет, почему присоединение Крымского ханства к Российской империи в 1783 году было вынужденной акцией и рассказывает о том, как это присоединение произошло.
Лектор: Ольга Игоревна Елисеева, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного института культуры.
18. Государственные крестьяне – вольная часть российской деревни. Середина XIX – начало XX в. (на материалах Тамбовской губернии).
В этой лекции Вы узнаете об особенностях положения в российском обществе государственных крестьян, которое мало известно в сравнении с помещичьими крестьянами.
Лектор: Валерий Владимирович Канищев, доктор исторических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
19. Происхождение и ранняя история казачества России. Раздел II: Донские казаки.
В лекции анализируются основные гипотезы зарождения вольных казачьих станиц и появления городков на Волге, Дону, Тереке и Яике, а также формирование российского служилого казачества на южнороссийском пограничье.
Лектор: Игорь Олегович Тюменцев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Волгоградского государственного университета, город Волгоград.
20. Ранняя история донского казачества. Раздел II: Донские казаки.
В лекции кратко, но ёмко раскрывается ранняя история донских казаков. Информация научно выверена, стиль академический.
Лектор: Николай Александрович Мининков, доктор исторических наук, профессор Южного федерального университета, город Ростов-на-Дону.
21. Донское братство: социокультурные особенности раннего казачества. Раздел II: Донские казаки.
В лекции представлен опыт анализа вольных казачьих сообществ методами этнографии и культурной антропологии. Путем раскодирования присущей донцам системы знаков обосновывается мысль о том, что в Диком поле они создавали весьма архаичные структуры, уходящие корнями в воинские мужские союзы.
Лектор: Марина Александровна Рыблова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Волгоградского государственного университета.
22. Казачество в Смутное время начала XVII в. Раздел II: Донские казаки.
Лекция посвящена участию казаков в бурных событиях Смутного времени. Выясняется, что, вопреки господствующему в литературе мнению, одной из движущих сил Смуты являлось «показачившееся» население России, а не вольное донское, волжское и яицкое казачество, которые не сыграли сколько-нибудь заметной роли в событиях тех лет.
Лектор: Игорь Олегович Тюменцев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Волгоградского государственного университета, город Волгоград.
23. Религиозность донского казачества и становление на Дону церковной организации в XVII в. Раздел II: Донские казаки.
Лекция посвящена типу религиозности донских казаков. Раскрывается воинский тип религиозности.
Лектор: Алла Валерьевна Шадрина, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, город Ростов-на-Дону.
24. Азовское осадное сидение – 1641 г. Раздел II: Донские казаки.
В лекции рассказывается, как набравшееся сил Войско Донское бросило вызов всей Османской империи и с честью вышло из конфликта, хотя и с большими потерями.
Лектор: Андрей Вадимович Венков, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук, город Ростов-на-Дону.
25. Огосударствление Войска Донского. Раздел II: Донские казаки.
Из лекции можно узнать, как происходили трансформация вольных казачьих войск в служилое сословие России и вхождение территорий проживания вольных казаков в состав Российской империи.
Лектор: Игорь Олегович Тюменцев, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Волгоградского государственного университета, город Волгоград.
26. Особенности общинной жизни донских казаков в сословный период истории. Раздел II: Донские казаки.
В лекции показаны главные особенности общинности донских казаков в то время, когда они были и воинами, и земледельцами, даны характеристики отдельных половозрастных групп, представлены способы социализации ее членов, подготовки юношей к военной службе, а также общие механизмы организации и гармонизации всей социальной жизни казаков в рамках общины-мира.
Лектор: Марина Александровна Рыблова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, ведущий научный сотрудник Волгоградского государственного университета.
27. От Дона до Парижа: казаки в Отечественной войне 1812 г. и в европейском походе. Раздел II: Донские казаки.
В лекции рассказывается, как казаки сыграли решающую роль в истреблении Великой армии в России, дошли до Парижа и стали «брендом» России в Европе.
Лектор: Андрей Вадимович Венков, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук, город Ростов-на-Дону.
28. Вооружение и снаряжение донских казаков в XIX в. Раздел II: Донские казаки.
В лекции рассмотрены некоторые образцы вооружения и снаряжения донских казаков в период расцвета казачьей славы в XIX – начале XX века.
Лектор: Сергей Вячеславович Деркач, старший преподаватель кафедры археологии и истории культуры Донского государственного технического университета, ученый секретарь Донского военно-исторического клуба им. М. И. Платова, город Ростов-на-Дону.
29. Расказачивание на Дону. Раздел II: Донские казаки.
Лекция показывает трагедию казачества в годы гражданской войны, раскрывает многие неясные вопросы политики и взаимоотношений власти с казаками.
Лектор: Андрей Вадимович Венков, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук, город Ростов-на-Дону.
30. Донские казаки на польском фронте в 1920 г. Раздел II: Донские казаки.
В лекции показано, как бывшие белые казаки (а таких казаков было большинство) в рядах Красной армии героически сражались против поляков.
Лектор: Андрей Вадимович Венков, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией казачества Южного научного центра Российской академии наук, город Ростов-на-Дону.
31. Православная Церковь в эпоху Смутного времени: участие в конфликте, поддержка сторон и патриотическая деятельность. Раздел III: Из церковной истории России.
В лекции рассказывается о положении Русской Православной Церкви в эпоху Смутного времени, участии архиереев и духовенства в конфликте и поддержке различных сторон противостояния. Особое внимание уделено церковной патриотической деятельности данной эпохи.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
32. Новый религиозный курс Петра I и становление синодальной модели церковного управления (первая четверть XVIII в.). Раздел III: Из церковной истории России.
Лекция посвящена церковной реформе Петра I: отмене Патриаршества и созданию Святейшего Синода. Уделяется внимание принципиальным изменениям в положении Православной Церкви в России в первой четверти XVIII в. и государственной религиозной политике данного периода.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
33. Православное духовенство и революция 1905 г. Раздел III: Из церковной истории России.
В лекции основное внимание уделяется церковным реформам, запрос на которые возникает в свете Первой русской революции (1905 г.), а также участию православного духовенства Российской империи в революционных событиях.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
34. Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви: история, идеология, практика. Раздел III: Из церковной истории России.
Лекция посвящена истории обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1940-х гг. Рассматривается идеология раскола, его характерные особенности и осуществляемые обновленцами церковные реформы.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
35. Церковная жизнь Сибири в 1920-х – начале 1940-х гг. Раздел III: Из церковной истории России.
Лекция посвящена церковной жизни Сибири в первой половине XX в. Рассматривается положение сибирских епархий к концу Гражданской войны, советская религиозная политика в Сибири и противостояние обновленчества и Патриаршей Церкви в сибирских епархиях.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
36. Положение Православной Церкви в Дальневосточной Республике (ДВР) в 1921–1922 гг. Раздел III: Из церковной истории России.
В лекции рассказывается о положении Православной Церкви в Дальневосточной республике и особенностях религиозной политики данного государства.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
37. Церковные расколы 1920-х – 1930-х гг.: история и особенности идеологии. Раздел III: Из церковной истории России.
В лекции рассматриваются церковные расколы, возникшие под влиянием революционных событий в России и советской религиозной политики. Обозначаются просоветские и антисоветские церковные движения данного периода. Уделяется внимание церковным движениям, как в СССР, так и за рубежом.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
38. Духовенство и «сменовеховская» идеология в период Гражданской войны – начала 1920-х гг. Раздел III: Из церковной истории России.
Лекция посвящена распространению сменовеховской и национал-большевистской идеологии в среде духовенства в СССР и за его пределами на фоне Гражданской войны и становления советского государства. Исследуются примеры сотрудничества священнослужителей с советской властью и идеологические основания ее принятия частью духовенства.
Лектор: диакон Сергий Кульпинов, доктор церковной истории, доцент Томской духовной семинарии.
39. Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 гг. и его участники. Раздел III: Из церковной истории России.
В лекции рассказывается о составе Всероссийского Поместного церковного собора 1917–1918 гг. – тех людях, которые в переломный год российской истории взяли на себя тяжелое бремя устройства жизни Церкви в новых условиях.
Лектор: священник Евгений Агеев, кандидат теологии, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, город Москва.
40. Церковь на Дону в годы Гражданской войны. Раздел III: Из церковной истории России.
На основании ранее неисследованных документов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков в лекции рассказывается о положении Церкви в Донском крае в годы Гражданской войны: о преследованиях, грабежах, убийствах и насилиях, и в то же время о людях, защищавших Церковь и служивших ей в тяжелейшее время.
Лектор: священник Евгений Агеев, кандидат теологии, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, город Москва.
41. Причины, формы и результаты гонений на Русскую Православную Церковь в свете подвига ее новомучеников и исповедников. Раздел III: Из церковной истории России.
Лекция посвящена вопросам, почему, как и с какими результатами большевики пытались в довоенный период уничтожить Русскую Православную Церковь и как Церковь этому сопротивлялась. Говорится об антицерковном терроре, пропаганде и законодательстве большевиков, об использовании ими раскольников-обновленцев и Константинопольской патриархии в борьбе с Православной Церковью. Отмечается решающее значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в сохранении Православия.
Лектор: священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, город Москва.
Новое
Видео
Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России
12 августа 1759 года русская армия под командованием Салтыкова разгромила прусские войска в битве при Кунерсдорфе. Разгром армии Фридриха II был полный, сам король едва не попал в плен к казакам.
Великая российская революция. Октябрь 1917 г. (smotrim.ru)
Великая российская революция. Октябрь 1917 г. (smotrim.ru)
Восточно-Прусская наступательная операция. 13 января – 25 апреля 1945 года
Цель Восточно-Прусской наступательной операции состояла в разгроме группировки противника в Восточной Пруссии и северной части Польши. Немецкое командование стремилось любой ценой удержать Восточную Пруссию. В ходе операции Красная Армия прорвала немецкую оборону и вышла к Балтийскому морю, разгромив основные силы фашистской Германии. После овладения Восточной Пруссией были полностью нарушены морские коммуникации противника и резко затруднено снабжение курляндской группировки, блокированной в советской Прибалтике. В ознаменование одержанной победы Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За взятие Кенигсберга».