В ходе интернет-поисков сведений о захоронениях русских моряков на британских кладбищах на портале об истории Гонконга были обнаружены данные о неких могилах с упоминанием «Russian sailors».

Сведения об упомянутых захоронениях XIX в. отсутствуют в фундаментальном труде «Русские захоронения в Китае» А.В.Окорокова (2023 г.). Зато в очередной раз подтвердился хрестоматийный характер исследования «Не скажет ни камень, ни крест… : опыт военно-морского некрополя 1696–1917 гг.» И.Ю.Столярова (2020 г.), в котором нашлись следующие сведения:
- ЯНЧЕВСКИЙ Петр, матрос, умер от холеры в июле 1858 г., корвет «Боярин»;
- 2 неизвестных кочегара умерли от ожогов в 1873 г., корвет «Витязь»;
- С..., матрос, умер от дизентерии 21 января 1875 г., корвет «Аскольд»;
- СОКОЛОВ Иван, матрос, утонул 7 марта 1876 г., клипер «Гайдамак», похоронен на кладбище;
- С..., матрос, утонул 7 марта 1876 г., корвет «Баян»;
- КУЗНЕЦОВ Дмитрий Дмитриевич, врач, коллежский советник, броненосец «Победа», после сдачи Порт-Артура остался при госпитале, умер в Гонконге (Китай) 21 марта 1905 г. по дороге в Россию.
Необходимо было уточнить имена моряков, а также методом сопоставления данных из доступных онлайн-источников проверить наличие/сохранность их могил. Найденные сведения о возможных захоронениях стали основанием для запроса в Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
Еще до получения обстоятельного ответа были идентифицированы первые два захоронения. Заместитель директора РГАВМФ А.Ю.Емелин обратил внимание на упомянутые в «Обзоре заграничных плаваний судов Русского военного флота, 1868-1877 г.», том 2, имена кочегаров легендарного корвета «Витязь». Они скончались от ожогов 16 января 1873 г. в результате аварии котла:
- ГРИГОРЬЕВ Павел
- ПАВЛИК Фридрих
Дальнейший целенаправленный поиск на портале «Hong Kong Memory» позволил обнаружить сведения и фотографии двух хронологически последовательных идентичных захоронений (см. фото ниже).

(№ 4008, участок 38, ряд 4, могила 8) содержало место рождения «Russia» и указание на другой аналогичный надгробный камень (№ 4010, участок 40, ряд 3, могила 6) с более детальным описанием, очевидно, из кладбищенских документов: имя - «Grigoren Paul», месторождения - «Russia», корабль - «Billiarz» (искаженное русское название «Витязь»).








Данный надгробный камень был локализован еще до получения имени матроса из РГАВМФ. Поиск осуществлялся по имени корабля «Аскольд» и дате кончины.
На камне отчётливо читалось по-русски надпись «МАТРОСЪ» и над ней - название корабля, прочитать которое помогло найденное в интернете изображение закладной таблички:



Последним достоверно найденным с помощью сопоставления источников русским захоронением оказалась могила матроса корвета «Баян» Ивана Соколова, умершего 7 марта 1876 г. (участок 42, ряд 3, могила 16).



Извлечение из рапорта командующего отрядом контр-адмирала Пузино (опубликован в «Морском сборнике», № 8, 1876 г.), Нагасаки 13 апреля 1876 г.
«<..> Во время стоянки корвета «Баян» на Гон-Конгском рейде, в ночь с 6-го на 7-е марта произошел случай, повлекший за собой гибель матроса Ивана Соколова. Обстоятельства были следующие: дул крепкий ветер, заставивший отдать третий якорь; на рейде развело большое волнение, которым, в 5 часу утра, оборвало бакштов у барказа и его понесло вдоль рейда с находящимся на нем дневальным. Тотчас был спущен на воду и отправлен за барказом катер, на длинном конце с корвета, на случай если он не был бы в силах выгребать обратно против ветра и течения. Но, за темнотою и густою мрачностью, катер не нашел барказа и вернулся на корвет. Тогда ветер несколько стих и с корвета тотчас была послана на поиски шестерка, а вслед за нею катер с лейтенантом Скворцовым и полным числом барказных гребцов.
Вскоре шестерка нашла барказ, который вынесло с рейда на большой плес. Вслед затем ватер подошел к барказу; посланный офицер, перебравшись с барказными гребцами на барказ, отправил шестерку и катер обратно на корвет. Катер, хорошо выгребая, скоро опередил шестерку и совсем скрылся от нее. На шестерке, видя что барказ поставил паруса и находится далеко от них, поставили глухо зарифленный фок. Спустя некоторое время барказ скрылся за мрачностью из виду шестерки; в это время сильным шквалом, налетевшим неожиданно, она была опрокинута. Все успели взобраться на днище шестерки; зыбь была значительная и всякий раз, когда подходила большая волна, шестерку перевертывало, люди, вновь очутясь в воде, снова подплывали и хватались за шестерку; в один из таких случаев матрос Иван Соколов пошел ко дну.



- ЯНЧЕВСКИЙ Петр, матрос, умер от холеры в июле 1858 г., корвет «Боярин»;



В процессе установления имен моряков XIX в. на эмигрантском участке кладбища внимание привлекли захоронения двух советских моряков:


По все видимости, в данном случае речь идет о моряках с кораблей торгового Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), которые в то время часто приходили в Гонконг на ремонт. В пользу этой версии, требующей документального подтверждения, говорит тот факт, что фамилия Марибу встречалась среди жителей приморского села Южная Лифляндия. В настоящее время соответствующие поиски ведутся по линии музея ДВМП и регионального отделения РГО. Необходимо выяснить обстоятельства их гибели и с каких они были кораблей.
Одновременно была найдена информация о погибших советских моряках с кораблей, находившихся в Гонконге на ремонте в ходе начавшегося во время Второй мировой войны японского наступления на британские владения в 1941 г.:
- ЕЛАГИН Сергей Капитонович, кок-повар парохода «Сергей Лазо», погиб 18 декабря 1941 г.;
- КОВЕРНИКОВ Георгий Фомич, боцман парохода «Свирьстрой», погиб от артиллерийского снаряда во время японского обстрела 18 декабря 1941 г.
- КРИВОРУЧКО Моисей Семенович, кочегар 1 класса парохода «Сергей Лазо», погиб 23 декабря 1941 г.

Старший помощник капитана В. Новгородцев заявил японцам категорический протест и потребовал прекратить обстрел советских судов. Японцы пообещали обстрел судов прекратить, но потребовали, чтобы все моряки сошли на берег. Пришлось подчиниться. Когда собрались все моряки, японцы на грузовых машинах отвезли их в тыловую часть города и поместили в пустующий дом.
23 декабря при артобстреле города в дом, в котором находились советские моряки, попал снаряд. Взрывной волной выбило двери и завалило стену комнаты. Ею придавило и тяжело ранило матроса Василия Бочко, а кочегара М.С.Криворучко убило наповал (источник).




Камень по форме совпадает с более ранними надгробиями русских моряков. Фото: Patricia Lim
Схема кладбища с указанием секторов, где захоронены российские и советские моряки (1-4 и 7 - юго-восточные участки, 6 - западный)

1. ПАВЛИК Фридрих, кочегар корвета «Витязь», умер от ожогов в 1873 г., могила № 4008, участок 38, ряд 4, могила 8.
2. ГРИГОРЬЕВ Павел, кочегар корвета «Витязь», умер от ожогов в 1873 г., могила № 4010, участок 40, ряд 3, могила 6.
3. СТРИКАЛОВСКИЙ Илья, матрос клипера «Аскольд», умер 23 января / 9 февраля 1875 г. в госпитале Гонконга, захоронение № 4166, участок 43, ряд 1, могила 1.
4. СОКОЛОВ Иван, матрос клипера «Баян», утонул 7 марта 1876 г., похоронен на участке 42, ряд 3, могила 16.
5. ТРОФИМОВ Сергей Иванович, советский моряк, умер в январе 1940 г., похоронен на участке 16F, ряд 5, могила 23.
6. МАРИБУ Валентин Антонович, советский моряк, умер в мае 1941 г., похоронен на участке 16F, ряд 2, могила 9.
7. КОВЕРНИКОВ Георгий Фомич, боцман парохода «Свирьстрой», погиб в результате японского обстрела 18 декабря 1941 г. Скорее всего захоронен как «I.F.Bernickow, Maschinist» на участке 37, ряд 2, могила 19.
Захоронения пока не найдены, поиск продолжается:
8. ЯНЧЕВСКИЙ Петр, матрос корвета «Боярин», умер от холеры в июле 1858 г.
9. КУЗНЕЦОВ Дмитрий Дмитриевич, врач, коллежский советник, броненосец «Победа», умер в Гонконге 21 марта 1905 г. по дороге в Россию.
10. ЕЛАГИН Сергей Капитонович, кок-повар парохода «Сергей Лазо», погиб 18 декабря 1941 г.
11. КРИВОРУЧКО Моисей Семенович, кочегар 1 класса парохода «Сергей Лазо», погиб 23 декабря 1941 г.
Вечная память! Никто не забыт!





