"Всем нам нужно усвоить великое изобретение". Как Пушкин вошел в историю первой железной дороги России

185 лет назад было открыто движение по первой в России пассажирской железной дороге - Царскосельской.Она вела из столичного тогда Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск - излюбленные дачные места петербургской публики и царскую резиденцию.
Вообще-то железные дороги появились на Руси еще до того, как австрийский чех Франц Герстнер продавил историю со строительством дороги в Царское Село. За три года до нее, в 1834-м, на нижнетагильском заводе Демидовых заработала железная дорога длиной 3,5 км с паровозной тягой. И спроектировали ее не заезжие умельцы, а свои - крепостные Черепановы.
Но у нас всегда было принято смотреть, в первую очередь, на иностранцев. И потом Урал был дальше, чем Европа. Он чуть приблизился лишь после прокладки железных дорог в восточную часть страны. А пока Петербург дивился 26-километровой трассе на высокой насыпи, по которой с невероятной скоростью почти в 60 километров в час шли паровозы. Их поначалу именовали пароходами.
Для новой дороги паровозы-пароходы закупили в Европе и народ стал привыкать к этим пышащим паром, брызгающим искрами машинам. Все почти как у Александра Радищева - "чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". Его "Путешествие из Петербурга в Москву" опубликовано в 1790-м году. Совершить этот маршрут по железной дороге можно будет только начиная с 1851-го.
Маршрут между двумя главными городами страны был привычен и для Александра Пушкина - сколько произведений он создал, перемещаясь между Москвой и Петербургом! Наше все мог бы испробовать и железную дорогу - Царскосельскую так уж точно. Если бы не роковая дуэль. Она состоялась в феврале 1837 года, а дорога была открыта 30 октября (11 ноября по новому стилю).
Но полотно построили еще при жизни Пушкина. Первая пробная поездка поезда, правда, не с помощью паровоза, а с конной тягой, состоялась 27 сентября 1836 года - между Царским Селом и Павловском. Александр Сергеевич был в то время в Петербурге, но ни в Павловске, ни в Царском Селе тогда не присутствовал.
Однако тема железной дороги занимала его как редактора "Современника". Сохранилась переписка Пушкина с князем Одоевским, помогавшим ему в работе над журналом. Они обсуждали статью в защиту железных дорог инженера путей сообщения Волкова.
- Статья г. Волкова умно написана и занимательна для всякого. Однако, я ее не помещу, потому что, по моему мнению, правительству не нужно вмешиваться в проект этого Герстнера. Дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут… Дорога из Москвы в Нижний Новгород еще была бы нужнее дороги из Москвы в Петербург, - отметил Пушкин.
Да, он, который ездил в свои нижегородские имения и проводил немало времени в карантинах из-за эпидемии холеры, хорошо знал не только дорогу между столичными городами.
И Московско-Нижегородскую дорогу откроют вслед за Николаевской, связавшей Москву и Петербург.
Противников строительства железных дорог было много. Паровоз представлялся адской машиной, которая будет отравлять воздух. Судачили, что куры в деревнях у дороги перестанут нести яйца, а дома будут загораться от летящих искр. Боялись за пассажиров, у которых из-за поездки по железной дороге "разовьется болезнь мозга".
Пушкин тоже опасался. За мужиков. Он считал, что зимой дороги будут заметать метели, а расчищать придется крепостным. "Это станет одной из самых тягчайших повинностей для народа", - такие слова приписывают поэту.
И все же противиться прогрессу Пушкин не мог. Он просил князя Козловского дать ему статьи о теории паровых машин. "Теперь, когда Герстнер заканчивает свою чугунную дорогу между столицей и Царским Селом, всем нам нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее", - писал Александр Сергеевич в "Современнике".
Царскосельская как самостоятельная железная дорога просуществовала до 1900 года, а затем была поглощена более крупной. Знаменитый вокзал в Павловске, где устраивали концерты и куда было модно приезжать из Петербурга на поезде, не пережил Великую Отечественную. Вокзал в Царском Селе несколько раз перестраивали, саму станцию в 1918-м переименовали в "Детское Село", а в 2013-м вернули исконное название.
Символично получилось: выйдя со станции "Царское Село", попадаешь в город Пушкин.
Источник:https://rg.ru/rodina