В Башкирии открыли историко-музейный комплекс с живописью эпохи палеолита

В местности Мурат-Тугай в Башкирии открылся историко-музейный комплекс “Шульган-Таш”. Комплекс открыт вблизи одноименной пещеры, где сохранились наскальные изображения эпохи палеолита.
“Планируется, что это место станет научно-исследовательским и одновременно просветительским центром, выполняющим функцию главного офиса заповедника”, — рассказали в пресс-службе Русского географического общества.
По словам замдиректора музея Николая Григорьева, главные и самые интересные экспонаты музея — это точные копии рисунков пещеры. Они выполнены французскими художниками, которые участвовали в создании реплики пещеры Шове.
Как сообщается на сайте РГО, дополнительно в этом разделе экспозиции дана информация о возрасте наскальных изображений и месте их расположения в пещере, рецептуре древних красок.
“До появления музея “Шульган-Таш” у туристов с 1961 года не было возможности законно посмотреть на древнюю живопись пещеры. Теперь каждый посетитель сможет, не ограничиваясь во времени, в безопасных и комфортных условиях созерцать работы древних художников”, — отметил Григорьев.
“Шульган-Таш” — государственный природный заповедник федерального значения. Расположен в западных предгорьях Южного Урала, в горно-лесном поясе и входит в состав комплексного биосферного резервата “Башкирский Урал”, который является кандидатом на включение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Центральным элементом заповедника считается пещера Шульган-Таш, где сохранилось крупнейшее за пределами Западной Европы собрание наскальной живописи эпохи верхнего палеолита. Возраст рисунков составляет около 20 тысяч лет.
Обложка: Гузель Хамитова/РГО
Новое
Видео
Внешняя политика России второй половины XIX столетия
В лекции, посвященной внешней политики России второй половины XIX ст., показывается, что после заключения Парижского мирного договора главным направлением внешнеполитической деятельности российского дипломатического корпуса стала борьба за пересмотр отдельных условий договора. Отказ в одностороннем порядке от нейтрализации Черного моря был закреплен решениями Лондонской конференции 1871 г. Россия получила право военного укрепления Черноморского побережья, расширения южной морской торговли и хозяйственного освоения южных губерний. Но уже по результатам Берлинского конгресса 1879 г., который пересматривал условия Сан-Стефанского мирного договора после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Россия оказалась отброшенной назад в решении восточного вопроса. Европейские державы в очередной раз не только сорвали проект разрешения застарелой проблемы, но заложили предпосылки конфликта, приведшего в начале XX в. к Первой мировой войне. Период правления Александра II стал временем геополитического надлома в истории России. Впервые после многих десятилетий непрерывного территориального расширения Российская империя утратила ряд территорий. Особенно показательным шагом в этом отношении стала продажа Аляски, которая не могла быть удержана за недостатком людских, управленческих и материальных ресурсов. Вместе с тем, ввиду угрозы британской экспансии, было продолжено геополитическое расширение пределов империи в среднеазиатском направлении. В состав России была включена территория Кокандского ханства, под ее протекторатом оказались Бухарский эмират и Хивинское ханство. Переориентация при Александре III с "Союза трех императоров" на сближение с Францией, продиктованное общностью военно-стратегических интересов, обеспечило мир в Европе, вследствие чего российский император получил наименование Миротворца. Союз с Францией 1890-х гг. был направлен против Англии, тогда как в отношении Германии в это время Россия придерживалась умеренной политики, ограничиваясь дипломатической войной. В связи с новым союзом, русское правительство переориентировало свою позицию на Балканах, отказавшись в этом регионе от активных действий и приступив к активной политике на Дальнем Востоке.
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков
Речь пойдет о разных подходах к истории Великой Отечественной войны, о защите исторической памяти. Мы постараемся выявить некую дистанцию между символическим пространством исторической памяти (коллективной памяти) и сочинениями историков-профессионалов.