Ученые раскрыли секрет археологической находки со Сретенки

Московские реставраторы определили предназначение свинцовой игрушки, которую в числе большой группы находок обнаружили на Сретенке летом 2021 года. Найденный артефакт является дрейдлом - это волчок, который был одним из атрибутов празднования Хануки - традиционного еврейского праздника очищения и обновления. На предмете можно увидеть буквы иврита. Игрушка датирована XIX веком.
После расчистки артефакта, археологам удалось прочитать буквы, нанесенные на его гранях. В них зашифрована фраза: “Чудо великое было там”. Подразумевалось следующее чудо: по легенде, в I веке до нашей эры Иерусалимский Храм был осквернен, и чтобы очистить его, требовалось в течение нескольких дней жечь масляный светильник. Чудо заключалось в том, что несмотря на ограниченное количество масла, светильник не погас.
Волчок изготовлен из свинца и имеет высоту около трех сантиметров. Как же играли в эту игру? Игрушку нужно было раскрутить, а выигрыш зависел от того, какая буква выпадала на грани. Играли обычно на мелкие монеты и сладости. Волчок нашли неподалеку от Межевой молельни - одной из старейших синагог Москвы. Она находилась в жилом доме на углу Последнего переулка и Трубной улицы. Предмет мог принадлежать одному из посетителей синагоги.
Молельня просуществовала с 1830 по 1930 год, она разделялась на женское и мужское отделение. В 1930 году в здании разместили общежитие для демобилизованных красноармейцев. Сейчас на этом месте находится четырехэтажный жилой дом.
Новое
Видео
«1945. Встреча на Эльбе» – лекция В.Мединского для студентов МГИМО
«1945. Встреча на Эльбе» – лекция В.Мединского для студентов МГИМО
Третья мировая: на грани
Третья мировая: на грани
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.