Новая линейка единых учебников по истории
![](/images/news/38/zWon6TYtHRbcgtCSCWqr7SBxlQK2S3QctUW2ipt1.webp)
Осенью этого года в разных регионах страны стартует процесс практической проверки качества новых государственных учебников по истории для 5–9-х классов. Они будут использоваться в школах с 1 сентября 2025 года. Об этом сегодня сообщили участники пресс-конференции в ТАСС, посвященной презентации новой линейки единых учебников по истории для 5-9-х классов и учреждений среднего профессионального образования (СПО).
- Учебники по истории пройдут федеральную экспертизу, после чего мы передадим их для оценки и анализа опытным педагогам-практикам в школах страны. С учетом обратной связи от регионов они будут доработаны и включены в федеральный перечень уже к декабрю. Рассчитываем, что обучение по новым учебникам начнется во всех школах страны с 1 сентября 2025 года. Отмечу, что государственные учебники будут в четыре раза дешевле и при этом долговечнее за счет твердого переплета,
– информировал Министр Просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.
Он подчеркнул, что за основу учебников было взято все лучшее от действующих изданий. В пособии представлены достоверные информационные ресурсы, ссылки для изучения дополнительных фактов и архивных материалов.
Авторами учебника по истории для 5-9-х классов выступили помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Владимир Мединский подчеркнул, что в подготовке учебников по истории участвовал большой коллектив авторов, рецензентов, редакторов, экспертов – всего почти 50 ученых.
- Было подготовлено 16 томов учебников, из них 13 томов – для школы с 5-го по 11-й класс, и три тома учебников – для среднего профессионального образования. Прежде всего, я хочу сказать, что, конечно, мы работали на имеющейся базе, но много написано заново, много текстов доработано. Самое главное – предложен совершенно иной концептуальный подход. Новый учебник – открытый, современный. Он интегрирует отечественную историю во всеобщую. Мы бы хотели, чтобы учебник читался легко, чтобы родителям было интересно изучать его вместе с детьми,
– отметил Владимир Мединский.
В ученике много интересных фактов, QR-кодов со ссылками на дополнительные источники, фильмы и лекции, сайты музеев, архивов, библиотек. Владимир Мединский.обратился к преподавательскому сообществу с предложением внимательно изучить новые учебники, поделиться своим мнением, как сделать их еще более интересными.
«История – на мой взгляд самый интересный школьный предмет!»
– сказал он.
- Хотел бы еще особо отметить отдельный проект, подготовленный Российским военно-историческим обществом совместно с Министерством просвещения – это раздел «Учителю и ученику» на портале История.РФ. На ресурсе выложено огромное количество дополнительных источников исторического знания: статей, лекций, подборок докуме6нтов, документальных фильмов. Это сделано для того, чтобы учебник был «окном» в мир истории
– уточнил Владимир Мединский.
В продолжение конференции Александр Чубарьян информировал, что содержание новых учебников соответствует современному уровню развития науки. Особое внимание уделено роли России в мировой истории, значительно расширены разделы об истории науки, культуры и искусства. Кроме того, в новой версии учебника истории для пятого класса будет раздел о развитии первобытного общества на территории России.
Как отметил Анатолий Торкунов, в издании представлено большое количество материалов о роли личности в истории, интересно рассказаны важнейшие исторические события.
Генеральный директор издательства «Просвещение» Наталья Третьяк подчеркнула, что тираж новых учебников по истории должен составить 16 млн экземпляров. Суммарно в книгах содержится более 2 000 рисунков и 100 исторических карт.
Директор Института археологии РАН Николай Макаров отметил, что в новых учебниках объективно показана история становления нашего государства со времен древней Руси, а личности правителей и деятелей истории раскрыты объемно.
Напомним, с 1 сентября 2023 года в российских школах используют новые учебники по истории для 10-11-х классов. Издание состоит из четырех книг: История России (10-й класс), Всеобщая история (10-й класс), История России (11-й класс) и Всеобщая история (11-й класс).
Материалы официального сайта Российского военно-исторического общества
Фото Д. Алексеева.
Новое
Видео
XVIII ВЕК. АЛЕКСАНДР СУВОРОВ. ПОДВИГИ В АЛЬПАХ. Русская История. Исторический Проект
XVIII ВЕК. АЛЕКСАНДР СУВОРОВ. ПОДВИГИ В АЛЬПАХ. Русская История. Исторический Проект
Смутное время. Трансформация гражданской войны в войну национально-освободительную (1611-1618 гг.)
Лекция посвящена последнему периоду Смуты, когда под угрозой потери независимости и территориальной целостности России гражданская война стала перерастать в войну национально-освободительную. В лекции дан анализ действий Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым, Дмитрием Трубецким и Иваном Заруцким. Показано, как противоречия между казаками дворянами, участниками Первого ополчения, подорвали его силы изнутри. Ополченцы не смогли освободить Москву, которая в ходе стихийного восстания столичных жителей против польского гарнизона 19 марта 1611 г. фактически погибла от колоссального пожара. Польский гарнизон, Семибоярщина и часть знатных и состоятельных русских людей оказались запертыми в каменных крепостях Кремля и Китай-города. Среди этих сидельцев был и юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. По призыву Кузьмы Минина в конце 1611 г. в Нижнем Новгороде начало формироваться Второе ополчение. Его воеводой стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Решающие события разыгрались под стенами Кремля и Китай-города 19-13 августа 1612 г., когда ополченцам удалось предотвратить прорыв в Кремль войск гетмана Ходкевича. Одновременно произошло стихийное объединение казаков Дмитрия Трубецкого и Вторым ополчением. 22 октября 1612 г. был взят Китай-город, 26 октября 1612 г. сдался польско-литовский гарнизон Кремля. Собравшийся в начале 1613 г. в Москве Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С этого действа началось восстановление органов центрального управления в России. В 1613-1614 гг. были потушены последние очаги гражданской войны, в частности разгромлены сторонники Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, знаменем которых был "царевич" Иван, сын Лжедмитрия II. Столбовским договором 1617 г. и Деулинским перемирием 1618 г. был положен конец военным действиям с Швецией и Речью Посполитой. По Столбовскому миру Россия потеряла в пользу Швеции выход в Балтийское море и часть своих владений в Карелии, однако вернула себе Новгородскую землю. По условиям Деулинского перемирия за речью Посполитой осталась Смоленская и Чернигово-Северская земли. Однако война с поляками и шведами прекратилась и начался выход России из Смуты.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.
Холодная война: Блокада Западного Берлина.