К 100-летию Татьяны Лиозновой
В книжном клубе «Достоевский» состоялся Творческий вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения Народной артистки СССР, кинорежиссёра и сценариста Татьяны Михайловны Лиозновой.
Мероприятие было организовано Российским военно-историческим обществом совместно с Киностудией имени М. Горького при поддержке Департамента культуры города Москвы.
20 июля исполнится 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой. Еще в молодости она решила посвятить свою жизнь профессии кинорежиссера. В дальнейшем не раз достигала настоящих творческих высот, выпуская очень разные по жанру картины.
- Если вы откроете советскую энциклопедию, то там есть семь женщин-кинорежиссеров классики советского кино. И имя Татьяны Михайловны стоит вторым после Надежды Кошеверовой. Семь, а ведь женщин режиссеров было много. Это говорит о том, что она была удивительным, талантливым человеком, которой многое давалось не просто. Достаточно вспомнить только два фильма Татьяны Лиозновой, чтобы назвать её классиком кино. Это «Три тополя на Плющихе» и, конечно же, «Семнадцать мгновений весны», - отметил актер и ведущий Владимир Каналош.
Фильмы, снятые Татьяной Лиозновой, прочно вошли в Золотой фонд отечественного кинематографа. Среди признанных шедевров такие киноленты как: «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся», «Им покоряется небо», «Карнавал» и, конечно же, «Семнадцать мгновений весны». Он еще и как дань ее личной памяти - у Татьяны Михайловны на фронте погиб отец. Однако путь к своим главным картинам у Татьяны Лиозновой был непростым.
В 1949 году она окончила ВГИК и получила распределение на Московскую киностудию имени М. Горького, но вскоре была оттуда уволена. Еврейская национальность была чёрным штрихом в биографии, к тому же советских картин тогда выходило совсем мало. Чтобы прожить, Татьяна Лиознова на пару с матерью кроила и шила одежду. На помощь пришел Сергей Герасимов, который про свою ученицу не забыл, и в начале 1950-х годов сумел вернуть её к творческой деятельности
- Биография Татьяны Михайловны строилась таким образом, что к своим главным фильмам она шла очень долго. И первым таким этапным фильмом для нее стал конечно же «Три тополя на Плющихе», потому что, казалось бы, такая абсолютно бытовая камерная история вдруг перевернула сердца и души зрителей. И запала, что называется, настолько глубоко, настолько пробрала вот до самого нутра, что невозможно оторваться от экрана, - сказал хранитель фондов Киностудии имени М.Горького Алексей Тремасов.
Ещё одна знаковая работа в творчестве Татьяны Лиозновой - 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» по роману Юлиана Семенова. Премьера картины состоялась в 1973 году. Именно Татьяна Лиознова придумала одну из самых сильных сцен в сериале – 5-минутную безмолвную встречу Штирлица с женой. Это она уговорила Ефима Копеляна стать «голосом за кадром».
- На съемках «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Михайловна уже своевольничала, она почувствовала силу и поняла, что может опровергнуть то мнение, что режиссура не женская профессия. Никто бы никогда не поверил, что вот эта маленькая, хрупкая женщина на своих плечах вынесла такой мощный проект. 12 серий, 3 года съемок, экспедиция в Германию. Колоссальная работа по изучению хроники, колоссальная работа с костюмами, - подчеркнул Алексей Тремасов.
Татьяна Лиознова внесла большой вклад в развитие отечественного кинематографа, приумножение славных традиций режиссерской школы нашей страны. Каждая ее работа в кино - наследие, над которым не властно время.
- Фильм «Семнадцать мгновений весны», по сути, вознес Лиознову на вершину, на Олимп режиссера. Татьяна Михайловна всегда говорила, что бралась за работу только тогда, когда история проникала ей в душу, цепляла за сердце. И только так рождались все ее фильмы, - отметил Алексей Тремасов.
Память гениального кинорежиссера была увековечена в 2016 году. Тогда при участии Российского военно-исторического общества на фасаде здания Киностудии им. М. Горького на улице Сергея Эйзенштейна состоялось открытие мемориальной доски Татьяне Лиозновой. Памятный знак был изготовлен на народные пожертвования.
Замечательные фильмы Татьяны Лиозновой завоевали искреннюю любовь миллионов зрителей, стали классикой российского и мирового кино.
Новое
Видео
Возвращение Крыма в «родную гавань». К пятилетию воссоединения Крымского полуострова и Севастополя с Россией
16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о воссоединении с Россией. Через два дня Крым был включён в состав Российской Федерации
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Крымская наступательная операция Красной Армии в 1944 году: начало «стратегии сокрушения»
Внешняя политика России 1801-1825 гг.: основные этапы и направления
Основной вызов этого времени, и не только для России, но и мира в целом, связан с наполеоновской агрессией. Латентная враждебность в отношении Российской империи существовала и в Англии. Даже в случаях войн с Турцией, Швецией и Ираном за спиной противников обнаруживалось французское или английское участие. Наполеон представлял исторически реализуемый западный проект, предполагавший решение двух принципиальных задач: объединения западного мира и установления мирового господства. По его мнению, все европейцы должны были составить единую нацию, куда русские не включались. Поэтому войны с европейскими государствами мыслились как внутринациональное дело, а борьба с Россией - как противостояние с внешним противником, символизирующем собой варварство. Кульминацией внешнеполитического противостояния с наполеоновской Францией стал 1812 год. Геополитические задачи, возлагаемые Наполеоном на этот поход, не ограничивались принуждением России к континентальной блокаде. В замыслах французского императора было создание на западных российских территориях ряда буферных государств (пример - Великое княжество Литовское). Одним из основных внешнеполитических последствий правления Александра I стало утверждение Российской империи как великой державы и усиление ее стабилизирующей роли в европейской политике. Однако ценой этого стала "примерка" на себя роли "европейского жандарма" (санкционирование военной интервенции в Испании, Италии и Пьемонте) и, самое главное, жертвование внешнеполитическими интересами России во имя европейской безопасности. Тем не менее, за первую четверть XIX ст. границы империи существенно расширились (Финляндия, Польша, Северный Азербайджан, Дагестан, Валахия, Грузия), обеспечив благоприятное геополитическое положение страны.