Брюсов Валерий
Валерий Брюсов – основоположник русского символизма. Благодаря энергии, таланту и настойчивости, преодолев насмешки и непонимание, он утвердил своё детище как важнейшее литературное течение Серебряного века.
Детство и юность Валерия Брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве в купеческой семье. Дед по отцу Кузьма Андреевич Брюсов выкупился из крепостной неволи и спустя какое-то время разбогател, стал купцом 2-й гильдии. Дед по матери Александр Яковлевич Бакулин, также купеческого происхождения, увлекался литературой, был баснописцем-самоучкой. Отец поэта Александр Кузьмич страстно занимался самообразованием, читал Карла Маркса, Чарлза Дарвина, Генри Томаса Бокля, сочувствовал революционному движению: над его столом висели портреты Н.Г. Чернышевского и Д.И. Писарева. Мать, Матрена Александровна, хотя и всячески лелеяла своего первенца, в отличие от дедов и отца не сыграла значительной роли в духовном становлении сына.
Рано научившись читать, любознательный мальчик всё время проводил в солидной библиотеке отца. Его излюбленным чтением стали приключенческие романы Жюля Верна и Джеймса Фенимора Купера, а также биографии великих учёных, путешественников, изобретателей. Очень рано у маленького книгочея пробудилась страсть к сочинительству: по воспоминаниям поэта, «комедию» «Лягушка» он написал так рано, как только смог – в четыре года. С шести лет Валерия учили французскому языку и арифметике. Он был любимцем семьи и рос в обстановке всеобщего обожания.
Образование Валерия Брюсова
В 1885 году Брюсов поступил во 2-й класс частной гимназии Ф.И. Креймана. Не умевший драться и ругаться гимназист сразу сделался объектом насмешек, регулярно получая тычки и оплеухи от одноклассников. Но к концу года ситуация переменилась: на переменах Брюсов так увлекательно пересказывал романы Александра Дюма и Томаса Майн Рида, что вокруг него образовался целый кружок слушателей, приходивших даже из старших классов. Брюсова стали ценить, поэтому к переменам юный рассказчик готовился тщательнее, чем к урокам. В гимназии Брюсов сошёлся с В.К. Станюковичем, совместно с которым они издавали рукописный журнал «Начало».
С 1890 по 1893 гг. Валерий учился в гимназии Л.И. Поливанова, имевшей репутацию лучшей в Москве. Среди его увлечений того периода – математика, история Древнего мира, философия Спинозы и Готфрида-Вильгельма Лейбница и, прежде всего, французские поэты-символисты – Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артур Рембо. С 1893 по 1899 гг. Брюсов учился в Московском университете – сначала на филологическом, а с 1895 года на историческом отделениях. Он слушал лекции прославленных профессоров В.О. Ключевского, П.Г. Виноградова, Ф.Е. Корша, Л.М. Лопатина. Зачётное сочинение Брюсов написал по теории познания у Лейбница, 9 из 10 выпускных экзаменов сдал на высший балл. В 1899 год молодой историк получил диплом первой степени, но профессиональную карьеру по профилю даже не рассматривал. К тому времени Брюсова полностью захватила декадентская поэзия.
Начало творческой деятельности Валерия Брюсова
Хотя писать стихи Брюсов начал с 1881 года, обретение почерка и осмысленные поэтические опыты можно отнести к 1892 году, к знакомству с французскими символистами. Покорённый эстетикой упадка и сложными стихотворными метрами, Брюсов полностью погрузился в мир поэзии. Ещё в студенческую пору в 1894–1895 гг. он издал три небольших сборника стихов русских символистов, которые… почти все написал сам под разными псевдонимами.
Критика восприняла сборники как литературный курьёз. Особенно эпатировал публику брюсовский моностих «О закрой свои бледные ноги». Однострочное произведение принесло Брюсову скандальную известность и репутацию главного декадента России. Сборник «Шедевры», вышедший в 1896 году, критика единодушно отвергла. Началась многолетняя борьба Брюсова за признание символистской поэзии.
Творчество Валерия Брюсова
В 1899 году поэт издал брошюру «Об искусстве» с изложением основных эстетических идей новой поэзии – писал о таинственном лесе символов, о мистицизме повседневности, о музыкальности мысли. В 1894 году состоялось знакомство Брюсова с К.Д. Бальмонтом, которое переросло в прочную дружбу. В конце века сформировалась группа поэтов-декадентов, – Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, К.К. Случевский, З.Н. Гиппиус и другие, – но широкого признания они не имели.
Брюсов деятельно продвигал символизм в образованных кругах общества. Он стал одним из руководителей издательства «Скорпион», организатором альманаха «Северные цветы», инициатором и редактором журнала «Весы» – главных рупоров русского символизма. В начале века произошёл перелом и в личном творчестве поэта. Он отказался от крайностей эгоцентризма, расширил тематику, усовершенствовал стилистические приёмы. Сборники «Urbi et Orbi» (1903) и особенно «Stephanos (Венок)» (1905) раскрыли Брюсова как весьма даровитого поэта, прекрасно ориентировавшегося во всех тонкостях стихосложения. От былых издёвок не осталось и следа. Критики писали, что «у Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха». Теперь символизм безусловно признавался читающей публикой, войдя в литературную моду.
Перед Брюсовым открылись двери самых популярных журналов – «Современный мир», «Образование», «Русская мысль». В последнем поэт в 1910–1912 гг. даже занимал должность заведующего литературным отделом. После 1910 года Брюсов отошёл от символистской эстетики, для утверждения которой он приложил столько сил. В его творчестве крепли рационалистические начала, широкий взгляд на культуру, а с годами интерес писателя вообще сместился от поэзии к прозе. Его романы были написаны преимущественно в историческом жанре. Лучший из них – написанный в 1908 году «Огненный ангел» – повествовал о жизни Германии эпохи Реформации.
Начало Первой мировой войны Брюсов встретил с воодушевлением. Он отправился на фронт в качестве корреспондента «Русских ведомостей». Однако постепенно энтузиазм схлынул, пришло разочарование, что отразилось на творчестве. Убывание поэтических сил отчётливо прослеживается по сборнику 1917 года «Девятая Камена». Революцию 1917 года поэт принял как «океан народной власти»: в отличие от многих героев Серебряного века он сразу признал власть большевиков и активно включился в построение советской литературы. С 1918 по 1919 гг. Брюсов возглавлял комитет по регистрации печати, с 1919 по 1921 гг. являлся председателем московского отделения Всероссийского союза поэтов, с 1921 года и до самой смерти заведовал ВЛХИ (Высший литературно-художественный институт), в 1920 году вступил в ВКП(б).
Надо отметить, что Брюсов отличался удивительной работоспособностью, и его литературная деятельность была очень многогранна. Он много и успешно занимался переводами, в том числе с армянского языка, который выучил менее чем за год. В литературной критике Брюсов сделал себе имя как крупнейший пушкинист, посвятив разным аспектам творчества Александра Сергеевича несколько десятков статей. Как литературовед, Брюсов занимался поэтикой стиха, теоретическими вопросами стихосложения.
Семья и личная жизнь Валерия Брюсова
Богатая любовная лирика Брюсова во многом основана на личном опыте. В гимназии он пережил тяжёлую драму, когда от оспы скончалась его возлюбленная Елена Краскова. Женился Валерий Яковлевич на Иоанне Матвеевне Рунт, чешке по происхождению, католичке по вероисповеданию: в феврале 1897 года она поступила гувернанткой в дом Брюсовых, а уже в сентябре состоялось венчание.
Зинаида Гиппиус характеризовала супругу поэта как «необыкновенно обыкновенную». Вся жизнь Иоанны оказалась посвящена служению мужу, детей у пары не было. Сам же Брюсов нередко искал поэтического вдохновения в объятиях других муз – богемной дамы Н.И. Петровской, великой актрисы В.Ф. Комиссаржевской, молоденькой поэтессы Н.Г. Львовой и других.
Смерть и похороны Валерия Брюсова
В сентябре 1924 года Валерий Брюсов вернулся из Крыма и приступил к чтению лекций в ВЛХИ, но внезапно слег с крупозным воспалением лёгких, осложнённом плевритом. Даже лёжа в постели с высокой температурой, он отдавал распоряжения по институту и надеялся вскоре встать на ноги. К поэту приглашали светил медицины – профессоров В.Д. Шервинского и Е.Е. Фромгольда.
Однако, несмотря на все усилия врачей, «организм, значительно расшатанный до болезни, не выдержал все нараставшей токсемии». Смерть наступила утром 9 октября 1924 года. Последними словами поэта стали: «Мои стихи…» На прощальной панихиде выступили нарком А.В. Луначарский и президент Академии художественных наук П.С. Коган. Похоронили знаменитого поэта 12 октября на Новодевичьем кладбище в Москве.
Значение творчества Валерия Брюсова
Брюсов вступил в русскую литературу как поэт-новатор. Его роль в утверждении символизма как высокого стиля русской поэзии общепринята и неоспорима. Обладая энциклопедическими знаниями и потребностью к эстетически совершенным формам, Брюсов смело экспериментировал со стихотворными размерами и стопами, с психологическими тайнами человека и абстрактными метафорами, дабы вновь утвердить поэзию на пьедестале русской культуры.
Известные работы Валерия Брюсова
Некоторые произведения Брюсова положены на музыку. Среди композиторов, покорённых его поэзией, можно назвать С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова, Р.М. Глиэра, А.А. Крейна и др. В начале 1990-х гг. тема Брюсова всплыла в отечественном кино: по его повести «Последние страницы из дневника женщины» и циклу рассказов «Земная ось» сняли несколько фильмов.
Избранная библиография произведений Валерия Брюсова
Романы и повести:
Декадент (1894)
Гора Звезды (1899)
Огненный ангел (1908)
Последние страницы из дневника женщины (1910)
Семь земных соблазнов (1911)
Алтарь Победы (1912)
Юпитер поверженный (1912–1918)
Обручение Даши (1913)
Рея Сильвия (1914)
Моцарт (1915)
Рассказы:
Отдалённые дни (1898)
Дитя и безумец (1901)
Студный бог (1901)
Бемоль (1902)
Дары младенца Иисуса (1902)
Мраморная головка (1902)
Повесть о Софронии Любящем (1902)
С новым счастьем (1902)
Теперь, когда я проснулся... (1902)
Защита (1904)
Первая любовь (1904)
Республика Южного Креста (1905)
В подземной тюрьме (1906)
Сестры (1906)
В башне (1907)
Последние мученики (1907)
Восстание машин (1908)
Ночное путешествие (1908)
Шабаш в Кёльне (1908)
Через пятнадцать лет (1909)
За себя или за другую? (1910)
Её решение (1911)
Пустоцвет (1912)
Только утро любви хорошо... (1913)
После детского бала (1914)
Кама-шутра (1915)
Пасхальная встреча (1915)
Последняя любовь (1915)
Элули, сын Элули (1915)
Последний император Трапезунда (1916)
Циклы и сборники стихов:
Воспоминания о малюточке Коре (1895)
Juvenilia (Юношеское) (1895)
Chefs d'œuvre (Шедевры) (1896)
Me eum Esse (Это – Я) (1896)
Крым. Чёрное море (1898)
Южный берег (1898)
Балтика (1900)
Tertia Vigilia (Третья стража) (1900)
Северные цветы (1902)
Urbi et Orbi (Граду и миру) (1903)
Στέφανος (Венок) (1905)
Земная ось (1907)
Швейцария (1909)
Все напевы (1909)
Зеркало теней (1912)
Ночи и дни (1913)
Стихи Нелли (1913)
Семь цветов радуги (1916)
Девятая Камена (1917)
Последние мечты (1920)
В такие дни (1921)
Миг (1922)
Дали (1922)
Mea (Спеши) (1924)
Новое
Видео
Битвы и сражения, изменившие ход войны
Мастер-класс М.В. Винниченко, д.и.н., профессора Российского государственного социального университета
600 лет русского гламура. Рублевка. Часть 1
Страница К.П. Ковалева-Случевского на портале ИСТОРИЯ.РФ
Что отражает история
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает о том, как создается образ прошлого историком, где он находится и что отражает.