Лионозова Татьяна

Татьяна Лиознова. Мгновения жизни.
Она была одной из самых успешных женщин-режиссёров советского кино, чьи работы и сегодня знают и любят миллионы зрителей. «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся» и, конечно, легендарные «Семнадцать мгновений весны» - все эти кинофильмы можно считать жемчужинами нашего кинематографа. Кем же была женщина, снявшая их?
Татьяна Михайловна (или Моисеевна, как правильно было бы именовать по отцу) родилась 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье. Сама она впоследствии вспоминала, что в детстве о кино и не думала – более того, «боялась» его. «Я всё принимала за правду, очень плакала, переживала за всё, что происходило на экране». Девочка скорее тяготела к литературе и музыке, но, став постарше, даже начала пытаться составлять киносценарии собственного сочинения. Сразу после десятого класса она подала документы во Всесоюзный государственный институт кинематографии – знаменитый ВГИК, который, впрочем, в ту пору находился в эвакуации, а вступительные экзамены проходили на Васильевской улице, в Центральном Доме кино.
Поначалу Татьяна училась у Всеволода Пудовкина, выдающегося режиссёра и сценариста, автора таких известных фильмов, как «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов». Но творцу-практику быстро наскучила преподавательская работа, и в итоге он ушёл с неё. Курс Пудовкина был передан другому маститому режиссёру, Сергею Герасимову, и после объединения с набранным им курсом появилась Первая объединённая мастерская. Первая ученическая работа – «Кармен» - заслужила похвалу не только от Герасимова, но и от других режиссёров. Потом танец Кармен из этой работы перекочевал в знаменитый герасимовский фильм «Молодая гвардия», в сцену танца Любови Шевцовой. Как известно, в нём сыграли роли студенты герасимовской мастерской, и Лиознова тоже участвовала в постановке, правда, не в качестве актёра, а как помощник режиссёра.
В 1949 году Лиознова завершила обучение и получила распределение на Московскую киностудию имени М. Горького. Однако вскоре она была оттуда уволена – еврейская национальность во время кампании по борьбе с космополитизмом была чёрным штрихом в биографии, к тому же советских картин тогда выходило по распоряжению сверху совсем мало. Чтобы прожить, Татьяна Михайловна на пару с матерью кроила и шила одежду. Но Герасимов про свою ученицу не забыл, и в начале 1950-х годов сумел вернуть её к творческой деятельности, сначала в театре имени Е. Б. Вахтангова, а после смерти Сталина – и в кинематограф, добившись её восстановления на киностудии, в должности художественного руководителя творческого производственного объединения юношеских фильмов. Кстати, в этой должности она работала около тридцати лет. Этот период – золотая эпоха её творчества.
Поначалу Лиознова работала ассистентом на съёмочных площадках у Сергея Герасимова. Потом её стали брать вторым режиссёром фильмов – сначала Борис Бунеев в фильме о заполярных партизанах «Таинственная находка», а затем Станислав Ростоцкий в своей дебютной картине «Земля и люди». Лишь во второй половине 1950-х годов ей удалось воплотить в жизнь собственный проект – фильм «Память сердца», одну из самых пронзительных киноработ о Великой Отечественной войне своей эпохи. Идея сценария родилась, когда британский журналист Ральф Паркер, оставшийся в СССР, рассказал Лиозновой о случае с английским лётчиком, сбитым над оккупированной территорией в ходе операции «Фрэнтик», когда союзнические самолёты вылетали бомбить германские промышленные объекты в том числе и с территории Советского Союза. Так появился сюжет фильма, по которому тяжело раненого англичанина подобрала и выходила советская учительница, которую, кстати, играла супруга Сергея Герасимова Тамара Макарова.
Следующей работой Макаровой оказалась мелодрама «Евдокия» 1961 года о жизни провинциальной семьи. Спустя год она вступает в Коммунистическую партию Советского Союза. Кстати говоря, несмотря на всю несправедливость, которой ей пришлось хлебнуть в позднесталинские годы, она на всю жизнь осталась патриотом своей Советской Родины, и очень больно переживала её распад.
В 1963 году на экраны страны выходит фильм о лётчиках-испытателях «Им покоряется небо» с Николаем Рыбниковым, Владимиром Седовым и Евгением Евстигнеевым в главных ролях. Далее последовали две мелодрамы – «Рано утром» и гораздо более известная «Три тополя на Плющихе». Общепризнанно это один из символов шестидесятых годов и вообще одна из лучших советских мелодраматических картин.
В 1973 году к Лиозновой приходит её главный режиссёрский успех – в миллионах квартир целыми семьями смотрят двенадцатисерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны». Редко встретишь такую ситуацию, когда удалось решительно всё – режиссура, прекрасный актёрский состав, захватывающий сюжет, замечательная музыка. И как результат все этого – редкое единодушие зрителей в принятии картины, которая сразу же стала классикой, была разобрана на цитаты и стала элементом нашей национальной культуры, живущим и сегодня, когда до сих пор синоним слова «разведчик» - слово «Штирлиц». Хотя, казалось бы, тематика совсем не женская, удалось Татьяне Михайловне всё как нельзя лучше.
В 1981 году Лиознова выпустила сразу два фильма – «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал». А в 1986 году на экраны вышел кинофильм «Конец света с последующим симпозиумом», который она сама оценивала как свою творческую неудачу. Этому фильму суждено было стать последним в её карьере. То была уже другая эпоха, и сама Татьяна Михайловна говорила, что нового зрителя не понимает, и что её кино в новой действительности место себе не найдёт.
Сама Лиознова была, что называется, замужем за работой, и, несмотря на некоторые романы, семьёй так и не обзавелась. Судьба подарила ей долгую жизнь. Последние годы она сильно болела, но даже после операции по удалению опухоли мозга она продолжала стараться вести активную жизнь. Умерла она 29 сентября 2011 года в возрасте 87 лет. После кремации урна с её прахом была захоронена в могилу матери на Донском кладбище Москвы.
Обложка: Татьяна Лиознова на съёмочной площадке. Источник: https://mtdata.ru/
Новое
Видео
Сердечное согласие как путь к вселенскому побоищу (видеоблог Петра Романова)
Сердечное согласие как путь к вселенскому побоищу (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
Предвоенная суета. Театр абсурда (видеоблог Петра Романова)
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.