Лионозова Татьяна

5/15/2023

Татьяна Лиознова. Мгновения жизни.

Она была одной из самых успешных женщин-режиссёров советского кино, чьи работы и сегодня знают и любят миллионы зрителей. «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся» и, конечно, легендарные «Семнадцать мгновений весны» - все эти кинофильмы можно считать жемчужинами нашего кинематографа. Кем же была женщина, снявшая их?

Татьяна Михайловна (или Моисеевна, как правильно было бы именовать по отцу) родилась 20 июля 1924 года в Москве в еврейской семье. Сама она впоследствии вспоминала, что в детстве о кино и не думала – более того, «боялась» его. «Я всё принимала за правду, очень плакала, переживала за всё, что происходило на экране». Девочка скорее тяготела к литературе и музыке, но, став постарше, даже начала пытаться составлять киносценарии собственного сочинения. Сразу после десятого класса она подала документы во Всесоюзный государственный институт кинематографии – знаменитый ВГИК, который, впрочем, в ту пору находился в эвакуации, а вступительные экзамены проходили на Васильевской улице, в Центральном Доме кино.

Татьяна Лиознова в детстве с родителями.

Поначалу Татьяна училась у Всеволода Пудовкина, выдающегося режиссёра и сценариста, автора таких известных фильмов, как «Минин и Пожарский», «Суворов», «Адмирал Нахимов». Но творцу-практику быстро наскучила преподавательская работа, и в итоге он ушёл с неё. Курс Пудовкина был передан другому маститому режиссёру, Сергею Герасимову, и после объединения с набранным им курсом появилась Первая объединённая мастерская. Первая ученическая работа – «Кармен» - заслужила похвалу не только от Герасимова, но и от других режиссёров. Потом танец Кармен из этой работы перекочевал в знаменитый герасимовский фильм «Молодая гвардия», в сцену танца Любови Шевцовой. Как известно, в нём сыграли роли студенты герасимовской мастерской, и Лиознова тоже участвовала в постановке, правда, не в качестве актёра, а как помощник режиссёра.

 Татьяна Лиознова в молодости.

В 1949 году Лиознова завершила обучение и получила распределение на Московскую киностудию имени М. Горького. Однако вскоре она была оттуда уволена – еврейская национальность во время кампании по борьбе с космополитизмом была чёрным штрихом в биографии, к тому же советских картин тогда выходило по распоряжению сверху совсем мало. Чтобы прожить, Татьяна Михайловна на пару с матерью кроила и шила одежду. Но Герасимов про свою ученицу не забыл, и в начале 1950-х годов сумел вернуть её к творческой деятельности, сначала в театре имени Е. Б. Вахтангова, а после смерти Сталина – и в кинематограф, добившись её восстановления на киностудии, в должности художественного руководителя творческого производственного объединения юношеских фильмов. Кстати, в этой должности она работала около тридцати лет. Этот период – золотая эпоха её творчества.

Татьяна Лиознова на съёмочной площадке.

Поначалу Лиознова работала ассистентом на съёмочных площадках у Сергея Герасимова. Потом её стали брать вторым режиссёром фильмов – сначала Борис Бунеев в фильме о заполярных партизанах «Таинственная находка», а затем Станислав Ростоцкий в своей дебютной картине «Земля и люди». Лишь во второй половине 1950-х годов ей удалось воплотить в жизнь собственный проект – фильм «Память сердца», одну из самых пронзительных киноработ о Великой Отечественной войне своей эпохи. Идея сценария родилась, когда британский журналист Ральф Паркер, оставшийся в СССР, рассказал Лиозновой о случае с английским лётчиком, сбитым над оккупированной территорией в ходе операции «Фрэнтик», когда союзнические самолёты вылетали бомбить германские промышленные объекты в том числе и с территории Советского Союза. Так появился сюжет фильма, по которому тяжело раненого англичанина подобрала и выходила советская учительница, которую, кстати, играла супруга Сергея Герасимова Тамара Макарова.

Следующей работой Макаровой оказалась мелодрама «Евдокия» 1961 года о жизни провинциальной семьи. Спустя год она вступает в Коммунистическую партию Советского Союза. Кстати говоря, несмотря на всю несправедливость, которой ей пришлось хлебнуть в позднесталинские годы, она на всю жизнь осталась патриотом своей Советской Родины, и очень больно переживала её распад.

В 1963 году на экраны страны выходит фильм о лётчиках-испытателях «Им покоряется небо» с Николаем Рыбниковым, Владимиром Седовым и Евгением Евстигнеевым в главных ролях. Далее последовали две мелодрамы – «Рано утром» и гораздо более известная «Три тополя на Плющихе». Общепризнанно это один из символов шестидесятых годов и вообще одна из лучших советских мелодраматических картин.

Татьяна Лиознова со Станиславом Ростоцким.

В 1973 году к Лиозновой приходит её главный режиссёрский успех – в миллионах квартир целыми семьями смотрят двенадцатисерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны». Редко встретишь такую ситуацию, когда удалось решительно всё – режиссура, прекрасный актёрский состав, захватывающий сюжет, замечательная музыка. И как результат все этого – редкое единодушие зрителей в принятии картины, которая сразу же стала классикой, была разобрана на цитаты и стала элементом нашей национальной культуры, живущим и сегодня, когда до сих пор синоним слова «разведчик» - слово «Штирлиц». Хотя, казалось бы, тематика совсем не женская, удалось Татьяне Михайловне всё как нельзя лучше.

Татьяна Лиознова с Вячеславом Тихоновым – исполнителем роли Штирлица.

В 1981 году Лиознова выпустила сразу два фильма – «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал». А в 1986 году на экраны вышел кинофильм «Конец света с последующим симпозиумом», который она сама оценивала как свою творческую неудачу. Этому фильму суждено было стать последним в её карьере. То была уже другая эпоха, и сама Татьяна Михайловна говорила, что нового зрителя не понимает, и что её кино в новой действительности место себе не найдёт.

Сама Лиознова была, что называется, замужем за работой, и, несмотря на некоторые романы, семьёй так и не обзавелась. Судьба подарила ей долгую жизнь. Последние годы она сильно болела, но даже после операции по удалению опухоли мозга она продолжала стараться вести активную жизнь. Умерла она 29 сентября 2011 года в возрасте 87 лет. После кремации урна с её прахом была захоронена в могилу матери на Донском кладбище Москвы.

Могила Татьяна Лиозновой на Новодевичьем кладбище Москвы.

Обложка: Татьяна Лиознова на съёмочной площадке. Источник: https://mtdata.ru/