Довлатов Сергей

12/6/2022

Произведения классика современной российской литературы Сергея Донатовича Довлатов сначала не печатали в Советском Союзе, потом печатали, но практически не читали в эмиграции. Настоящая слава пришла к нему в годы Перестройки, в последние годы жизни писателя.

Детство и юность Сергея Довлатова

Родители будущего писателя происходили из ленинградской творческой интеллигенции: Донат Исаакович Мечик (1909–1995) был театральным и эстрадным режиссёром, преподавал в музыкальном училище, Нора Сергеевна Довлатова (Довлатян) (1908–1999) начинала как театральная актриса, затем работала литературным корректором. С началом Великой Отечественной войны супругам удалось покинуть Ленинград до начала блокады, и Серёжа Мечик родился 3 сентября 1941 года в эвакуации в Уфе. В 1944 году семья вернулась в Ленинград, где родители мальчика развелись. Ребёнок остался с матерью. Впоследствии в его паспорте будет фигурировать двойная фамилия Довлатов-Мечик, но сам Сергей эту конструкцию не любил и не использовал.

 Сергей Довлатов со школьными друзьями в пионерском лагере, середина 1950-х гг.

Учился Серёжа Довлатов очень неровно. Прирождённый гуманитарий, он усваивал на лету любимые предметы, а то, что было ему неинтересно или не удавалось понять сразу, забрасывал. Первые его литературные опыты относятся к 11-летнему возрасту: тогда мальчик написал стихотворение о Сталине и ещё три – о животных. Их опубликовали в ленинградской газете для детей и подростков «Ленинские искры». Довлатову легко давалась рифма, однако дальнейшая его литературная деятельность оказалась связана с прозой.

Жизнь Довлатова

После окончания школы в 1959 году Сергей поступил на филологический факультет Ленинградского университета. Он не прошёл по конкурсу на отделения английской и немецкой филологии, и пришлось довольствоваться изучением финно-угорских языков. Занятия юноша посещал не слишком прилежно: по собственным воспоминаниям Довлатова, большую часть времени он проводил в университетских коридорах, обсуждая с многочисленными приятелями последние литературные новости и разглядывая проходивших мимо девушек. В университете Сергей познакомился с известными в будущем поэтами И.А. Бродским, С.Е. Вольфом, А.Г. Найманом, Е.Б. Рейном.

Сергей Довлатов в Ленинградском доме писателя, 1967 год.

Легкомысленное отношение Довлатова к учёбе в 1962 году привело его к отчислению из университета за неуспеваемость. До 1965 года Сергей служил во внутренних войсках, охраняя заключённых исправительно-трудовой колонии под Ухтой в Коми АССР. По окончании службы Довлатов привёз в Ленинград массу впечатлений и черновики будущей повести «Зона». Служба вдали от богемной ленинградской жизни и вообще вдали от цивилизации, общение со специфическим контингентом, состоявшим из заключённых и надзирателей, сильно повлияла на молодого человека, заменив его студенческое фрондёрство диссидентскими настроениями.

Начало творческой карьеры

По возвращении в Ленинград Довлатов восстановился в университете, перейдя на журналистский факультет. Он поступил на работу в студенческую газету, его взяла к себе литературным секретарём известная писательница В.Ф. Панова. Сергей присоединился к творческой группе молодых писателей «Горожане», познакомился с И.М. Ефимовым, В.Р. Марамзиным, А.Т. Гладилиным. Всё это время Довлатов писал рассказы, которые не публиковались – редакторам издательств они казались слишком сырыми. Чтобы зарабатывать на жизнь, параллельно с занятиями журналистикой и литературой Довлатов освоил хорошо оплачиваемую профессию камнереза и работал в бригаде, занимавшейся отделочными работами и производством памятников.

Сергей Довлатов в Таллине, 1974 год.

В 1972 году Довлатов уехал в Эстонию, где начал сотрудничать с газетами «Советская Эстония», «Вечерний Таллин», «Моряк Эстонии», в первые месяцы для получения таллинской прописки работая кочегаром. Карьера в Эстонии также не сложилась. Руководству стало известно о публикациях Довлатова в западных эмигрантских журналах и самиздате, и в 1975 году его уволили из газеты «Советская Эстония».

Оставшись без работы, пытаясь бежать от долгов и запутавшись в семейных отношениях, летом 1975 года Довлатов уехал в пушкинский музей-заповедник «Михайловское» на Псковщине. Работа экскурсовода приносила неплохие деньги, а постоянное общение с людьми – богатый материал для творчества.

В 1976 году Сергей вновь вернулся в Ленинград. Его приняли в редакцию журнала для подростков «Костер», в котором удалось опубликовать один из рассказов. В целом же зарабатывать литературой не получалось: Довлатова не издавали, так как его рассказы о жизни и быте современников получались слишком острыми и натуралистичными, высмеивающими многочисленные недостатки советского общества, вошедшего в эпоху застоя. В 1976 году его исключили из союза журналистов СССР. Печатаясь за рубежом и в самиздате, Довлатов оказался в поле зрения советских спецслужб. Несколько раз писателя избивали на улице, в июле 1978 года милиция арестовала его на классические 15 суток за мелкое хулиганство. Именно этот арест стал последней каплей – Довлатов решил начать новую жизнь за океаном.

 Сергей Довлатов в редакции газеты «Новый американец», которую он возглавлял в 1980–1982 гг. Нью-Йорк, 1980 год.

Уже в августе того же 1978 года по израильской визе Довлатов с матерью выехал из СССР в Австрию. Там он полгода ожидал от США въездную визу, впервые вступив на американскую землю в феврале 1979 года. Официальной причиной для эмиграции стало желание воссоединиться семьёй – супруга писателя Елена с дочерью Екатериной эмигрировали в США в 1977 году.

Творчество Сергея Довлатова

Довлатов был великолепным рассказчиком, подмечавшим мельчайше, но характерные и важные детали, особенности речи своих героев, их быта. Персонажи его рассказов, как правило, живые и выпуклые, читатель сразу видит этих людей, места, где они живут. Стиль автора – предельно правдивый, несколько насмешливый, понятный любому.

Оказавшись в США, Довлатов мог больше не опасаться советской цензуры, однако здесь он столкнулся с другой проблемой – необходимостью писать коммерчески успешные произведения, либо издаваться за свой счёт. Лишних денег у писателя не было никогда, но он сумел приобрести некоторую популярность. В 1977 году в США вышел роман Довлатова «Невидимая рука», вскоре после приезда – повесть «Иностранка» об эмигрантах так называемой «третьей волны», покинувших СССР в 1960–1980-х гг. Затем последовали сборники рассказов «Компромисс», «Чемодан», «Соло на ундервуде».

Сергей Довлатов. Нью-Йорк, 1989 год.

Всего за годы, прожитые в США, Довлатов написал более десятка книг, однако гонорары за них были крайне малы – на жизнь писатель зарабатывал журналистикой, лекциями, в качестве радиоведущего. Российские читатели смогли близко познакомиться с творчеством Довлатова только с началом Перестройки, а настоящая его слава оказалась посмертной.

Семья и личная жизнь Сергея Довлатова

Сергей Довлатов нравился женщинам: он имел яркую внешность и рост 190 см, умел красиво ухаживать и обладал отличным чувством юмора. Официально писатель был женат дважды, но его личная жизнь оказалась весьма непростой и даже запутанной.

Первый раз Довлатов женился в 1960 году по горячей любви на своей однокурснице Асе Марковне Пекуровской, которая была старше мужа на полтора года. Жизнь молодой пары оказалась весьма бурной – со скандалами, сценами ревности, попытками самоубийства и убийства. Фактически студенческий брак распался уже в 1962 году, официально супруги расторгли отношения в 1968 году, но встречи и расставания происходили и в дальнейшем – так, их совместная дочь Мария родилась в 1970 году. В 1973 году Пекуровская с дочерью эмигрировали в США. О встрече с бывшей женой за океаном у Довлатова есть повесть «Филиал».

Сергей Довлатов с дочерью Екатериной, 1981 год.

Второй женой Довлатова в 1969 году стала его ровесница Елена Давидовна Ритман, взявшая после бракосочетания фамилию мужа. Ещё в 1966 году у пары родилась дочь Екатерина, а уже в эмиграции, в 1983 году – сын, которого назвали Николас Доули. Супруга помогала Довлатову и всячески поддерживала его. Филолог по образованию, редактор и корректор по профессии, она обрабатывала рукописи мужа, перепечатывала их, заставляла Довлатова писать, когда у него опускались руки. Именно Елена подала идею об эмиграции и, забрав дочь, первая уехала в США. Довлатов последовал за ней, и семья воссоединилась.

В 1975–1976 гг. в Таллине Сергей жил фактическим браком с инженером-программистом Тамарой Николаевной Зибуновой. В 1975 году Тамара родила писателю дочь Александру Довлатову-Мечик, ныне живущую в России и работающую в журналистике.

Смерть и похороны

Творческие неудачи в СССР, отсутствие постоянной работы, запутанная личная жизнь угнетали Довлатова, и он довольно рано начал злоупотреблять алкоголем. В эмиграции Сергей Донатович не смог избавиться от пагубной привычки.

Памятник Сергею Довлатову у дома №23 по улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге, в котором писатель жил с 1944 по 1975 гг. Скульптор В.Б. Бухаев, 2016 год.

Хотя врачи говорили о великолепном от природы здоровье писателя, 24 августа 1990 года он умер совсем молодым, не дожив до 49 лет. Непосредственной причиной смерти Довлатова стала сердечная недостаточность. Прах писателя захоронен на кладбище Маунт-Хеброн в Нью-Йорке.

Библиография произведений Сергея Довлатова

Повести:

Заповедник (1983)

Зона. Записки надзирателя (1982)

Иная жизнь (Отражение в самоваре) (1984)

Иностранка (1986)

Компромисс (1981)

Наши (1983)

Ослик должен быть худым (1980)

Ремесло (1985)

Филиал. Записки ведущего (1989)

Записки:

Соло на ундервуде (1980)

Соло на IBM (1990)

Рассказы:

Ариэль (1990)

Блюз для Натэллы (1985)

В гору (1979)

Виноград «Изабелла» (1991)

Встретились, поговорили (1988)

Голос (1977)

Дозвонился (1975)

Дорога в новую квартиру (1987)

Дядя Леопольд (1982)

Жизнь коротка (1988)

За сараями – лес (1976)

Зимняя шапка (1986)

Игрушка (1990)

Ищу человека (1978)

Когда-то мы жили в горах (1968)

Креповые финские носки (1986)

Купцов и другие (1978)

Куртка Фернана Леже (1986)

Марш одиноких (1991)

Мы и гинеколог Буданицкий (1995)

Мы начинали в эпоху застоя (1994)

На улице и дома (1995)

На что жалуетесь, сержант? (1977)

Номенклатурные полуботинки (1986)

Офицерский ремень (1986)

Переводные картинки (1990)

Победители (1969)

Поплиновая рубашка (1986)

Представление (1991)

Приличный двубортный костюм (1986)

Роль (1984)

С Ивановым шутки плохи (1976)

Солдаты на Невском (1980)

Старый петух, запечённый в глине (1994)

Тёткин муж Арон (1982)

Третий поворот налево (1995)

Хочу быть сильным (1985)

Человек, которого не было (1971)

Чёрным по белому (1979)

Чирков и Берендеев (1985)

Шофёрские перчатки (1986)

Эмигранты (1985)

Обложка: https://daily.afisha.ru