Кипренский Орест

12/28/2022

Орест Кипренский: из крепостных в академики

Он был одним из первых получивших европейскую славу русских художников, и одним из лучших в отечественной истории портретистов. Но жизнь его была совсем не лёгкой, были в ней свои взлёты и падения, известность и забвение...

Кипренский был незаконнорожденным сыном помещика Алексея Дьяконова. Он появился на свет 13 (по новому стилю – 24) марта 1782 года на мызе Нежинская (теперь это деревня Нежново Кингисеппского района Ленинградской области). Признать своим сыном отец по закону не мог, но, к его чести, своим покровительством сына он не оставил. Родителями Ореста по документам были крепостные Дьяконова Адам Карлович и Анна Гавриловна Швальбе. В 1788 году Дьяконов дал сыну вольную и отправил его в училище при Императорской Академии художеств – тогда он и получил фамилию, под которой вошёл в историю искусства.

Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств, 1912 год

С 1797 года Кипренский учился в Академии художеств. Самая старая его работа, дошедшая до наших дней, выполнена в 1799 году. Она называется «Поклонение пастухов». Одна за другой следовали академические награды – серебряные и золотые медали. В 1803 году Кипренский завершил учёбу и должен был отправиться в поездку в Европу, но не сумел пройти по конкурсу – тогда директор Академии Алексей Строганов лично позволил Кипренскому остаться в учебном заведении на три года.

Портрет Александра Александровича Челищева. 1808 - начало 1809 года, из собрания Третьяковской галереи

Именно в этот период Кипренский обрёл свою первую славу – как выдающийся портретист. В 1804 году на академической выставке он представил портрет своего отчима Адама Швальбе. Его стиль – так называемая лессировочная живопись, когда полупрозрачный слой краски наносится поверх основного цвета. Портреты он обычно выполнял в тёмно-золотистых тонах, детали одежды как бы погружая в тень. Работам был свойственен дух романтизма, который господствовал в искусстве той эпохи.

Портрет Адама Карловича Швальбе, отца художника. Не позднее 1829 года, из собрания Третьяковской галереи

Ещё со студенческих времён Кипренский увлекался исторической живописью – всегда актуальным жанром. В 1805 году он написал одну из самых своих известных работ – «Дмитрий Донской на Куликовом поле». За неё он был удостоен Большой золотой медали Императорской Академии художеств, дававшей право на поездку по европейским странам для ознакомления с передовой художественной мыслью. Но начались Наполеоновские войны, и пенсионерские поездки временно были прекращены.

«Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 год. @ Государственный Русский Музей

Оставшись в Петербурге, Кипренский продолжил активно творить. Большим спросом  пользовались его портреты – их заказывали военные деятели и важные чиновники, придворные, богатые купцы. Известные работы тех лет – портреты заводчика Ивана Кусова, графини Екатерины Ростопчиной, мальчика Александра Челищева. В 1809 году Кипренский пишет портрет в полный рост гусарского полковника Евграфа Давыдова – интересно, что до сих пор многие считают, что на изображении родственник действительно представленной на картине персоны – Денис Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года. Попробовал он себя и в религиозной живописи, став одним из авторов росписи строившегося в те годы Казанского собора.

Портрет графини Е.П. Ростопчиной, 1809 год. Из собрания Третьяковской галереи

После разгрома наполеоновской Франции поездки в Европу были возобновлены. Кипренский мечтал об этом более десяти лет, к тому времени ему было уже 34 года, и он был в зените своей творческой славы. Поездка удалась благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, ценившей талант Ореста Адамовича. Он уехал сначала в Германию, а затем в Италию. Кипренский быстро получил известность и заработал авторитет у итальянских мастеров. Академия изящных искусств во Флоренции даже заказала у художника его же собственный автопортрет для галереи Уффици, что значило прижизненное включение в число выдающихся мировых художников – такой чести Кипренский удостоился первым среди русских живописцев.

«Читатели газет в Неаполе», 1831 год. Из собрания Третьяковской галереи

К итальянскому же периоду творческой деятельности Кипренского относится судьбоносное его знакомство с матерью и дочерью Фалькуччи, которым суждено сыграть особую роль в его судьбе. Мать жила в доме художника и, по слухам, была с ним весьма близка. Но однажды её нашли мёртвой, причём подтвердился насильственный характер смерти – она умерла от ожогов, а сверху на её теле лежал облитый скипидаром и подожжённый холст. Кипренский утверждал, что убийцей является его итальянский слуга, умерший спустя несколько дней. Но слухи уже поползли по Риму – общественная молва приписывала преступление самому живописцу. В Италии и Франции ему работать было уже невмоготу из-за начавшейся травли, и он вернулся в Петербург. Перед отъездом Кипренский взял под свою опеку оставшуюся сиротой Марию Фалькуччи, которую запечатлел когда-то на картине «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке», и определил её в монастырский пансион.

«Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)», 1819 год. Из собрания Третьяковской галереи

История с Фалькуччи бросала тень на художника и в России – его не трудоустроили в Академии художеств, резко упали заказы, многие знакомые отвернулись. Но Кипренскому удалось найти богатого покровителя, графа Дмитрия Шереметева, который оборудовал в своём дворце мастерскую для Ореста Адамовича. В благодарность живописец в 1824 году запечатлел графа в кавалергардской форме.

Портрет графа Д.Н. Шереметева, 1824 год. Государственный Исторический Музей

Но время, как известно, всё лечит – и уже спустя несколько лет Кипренский вновь стал получать заказы. В 1827 году он написал, наверное, самый известный портрет, на котором запечатлел своего великого современника Александра Сергеевича Пушкина. Поэт, надо сказать, с иронией относился к собственной внешности и не любил свои портреты, и Кипренский стал единственным, кому удалось угодить ему. Довольный Александр Сергеевич даже оставил такие строчки:

«Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.»

Портрет поэта А.С. Пушкина, 1827 год. Из собрания Третьяковской галереи

Но художника продолжала манить Италия. В 1827 году он вернулся в Рим, но это решение оказалось не самым удачным – помимо множества местных художников, там жило и творило немало русских мастеров, что создавало серьёзную конкуренцию. Его коллега Александр Иванов, будущий автор «Явления Христа народу», вспоминал, что Орест Адамович «едва жил» в итальянской столице. Переехав в Неаполь, он много работал над портретами и жанровыми картинами. Но, не получив богатства, он наконец нашёл свою судьбу – разыскав повзрослевшую Марию Фалькуччи, он женился на ней. Но семейного счастья было ему отмерено совсем немного – спустя всего три месяца после свадьбы, 12 (по новому стилю – 24) октября 1836 года, художник ушёл из жизни. Ему было 54 года... Похоронили его в римской церкви «Сант-Анедреа-делле-Фратте».

Обложка: О.А. Кипренский. Автопортрет,1828 год. Из собрания Третьяковской галереи

Источник: https://my.tretyakov.ru