Ге Николай
Николай Ге: из математиков в художники
Один из самых известных художников своего времени, он оставил немалое творческое наследие – его работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, Киевской картинной галерее и многих других российских и зарубежных музеях. Но, сложись его судьба иначе, он бы не стал тем Николаем Ге, которого мы знаем...
Николай был потомком французского дворянина, бежавшего от великих ужасов Великой Французской революции в Россию. Было это в 1789 году. Семья поселилась в Воронежской губернии. Именно там и родился Николай Николаевич – это было 15 (по новому стилю – 27) февраля 1831 года. Время было тяжёлое – в Воронежской губернии свирепствовала холера, собирая свою страшную жатву. Пришла беда и в дом помещика Ге – спустя три месяца после рождения младшего сына скончалась мать семейства, Елена Яковлевна. Опасная инфекция могла бы унести жизни и детей, но их смогли вывезти к бабушке в город, где с санитарной обстановкой было получше. Когда опасность миновала, они вернулись в имение.
Ге рано проявил способности к рисованию, начав с мелков, но деревенское детство продолжалось недолго. Отец его второй раз женился, и отправил сына в Киев, сначала в частный пансион, а затем в 1-ю городскую гимназию, где уже учились его старшие дети. Во время учёбы Ге получил первые уроки живописи у учителя рисования Фёдора Беляева и поначалу творческая жизнь вовсе не была ему предначертана – его родня хотела, чтобы Ге пошёл по стезе точных наук. И в 1847 году он поступил на физико-математический факультет Киевского университета.
Но зерно сомнений в своём будущем уже было посеяно в Николае, и вскоре он переезжает к брату в Санкт-Петербург, где поначалу продолжает учёбу на математическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета. В столице была возможность заниматься не где-нибудь, а в Эрмитаже, что Николай и делал. В 1850 году случилось то, что рано или поздно должно было случиться – юноша бросает университет и поступает в Императорскую Академию художеств.
Как и многие студенты Академии, богатством Ге был обделён. В годы учёбы он писал на заказ портреты, репетиторствовал в домах петербургской знати. Кумиром Ге был Карл Брюллов, который в ту пору уже был тяжело болен, и поэтому юному художнику приходилось изучать его творчество только по картинам. В его первых работах – картинах на библейские и мифологические сюжеты – заметно подражание Брюллову (на некоторых полотнах он так прямо и писал). Успехи молодого человека были оценены преподавателями – в 1855 году за полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил Малую золотую медаль, а парой лет позже – Большую золотую медаль за картину «Саул у Аэндорской волшебницы». Последняя награда давала возможность отправиться за счёт Академии художеств в поездку по Европе, что Николай и сделал.
Ге путешествовал по Швейцарии, Германии, Италии, создав ряд портретов, пейзажей, а также эскизы новых исторических сюжетов. В Риме он познакомился с Александром Ивановым, который уже закончил своё эпическое полотно «Явление Христа народу» и готовил его к вывозу. Оно настолько впечатлило молодого Ге, что тот сам обратился к тематике религиозной живописи. Но творческая деятельность продвигалась туго – художника тяготил академический классицизм, но ему нужно было исполнить какую-нибудь достойную работу, чтобы вернуться из пенсионерской поездки. При изучении Евангелия ему пришла в голову идея картины «Тайная вечеря». Буквально за две недели, без набросков, он закончил это полотно. Картина очень понравилась публике – Илья Репин назвал её не имеющей равных во всей Европе за все периоды христианского искусства, а Лев Толстой признался, что сам всегда так же представлял последний вечер Христа, как изображено Ге. В 1863 году, по возвращении в Петербург, он стал профессором исторической живописи. Годом позже Александр II выкупил «Тайную вечерю». Сегодня её можно увидеть в Русском музее.
Но принципы академической живописи стесняли художника. Как нельзя кстати для него оказалось создание выходцами из Академии художеств, столкнувшимися с теми же проблемами, «Товарищества передвижных художественных выставок». Настала пора обратиться к сравнительно недавней истории. Для первой же выставки передвижников он написал известное полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Экспонировалась оно уже с табличкой «Собственность Павла Третьякова», так как знаменитый купец-меценат сразу же приобрёл её ещё в мастерской. Затем последовали известные картины «А. С. Пушкин в селе Михайловском», «Екатерина II у гроба Елизаветы», ряд портретов его знаменитых современников.
В 1875 году уставший от столиц художник купил хутор Ивановский в Черниговской губернии, и переехал туда. Там он продолжал писать в основном портреты, а также вновь вернулся к библейской тематике. По отзывам коллег по художественному цеху, Ге первым среди них уловил новое реалистическое направление в их создании, освежив академический жанр. В 1893 году он создал автопортрет, который исследователями его творчества считается одной из лучших работ.
Николай Николаевич ушёл из жизни 1 (по новому стилю – 13) июня 1894 года. Похоронен он на окраине своего хутора (ныне – село Шевченко Бахмачского района Черниговской области Украины).
Двое сыновей Ге также проявляли художественные способности, но, в отличие от своего родителя, по этой стезе решили не идти. Один – Николай – стал издателем и писателем, другой – Пётр – мировым судьёй. Старший даже оставил после себя несколько десятков рисунков, которые хранятся в Третьяковской галерее. А младший сохранил большую часть картин отца и передал их – частично в ту же Третьяковку, частично – в Киевский музей. Жизнь они были вынуждены окончить уже в эмиграции, сорванные с места лихолетьем Гражданской войны.
Обложка: Портрет Н. Н. Ге кисти Н. А. Ярошенко. 1890 год. Государственный Русский музей. Источник: http://www.picture.art-catalog.ru/