En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Ге Николай

30.11.2022

Николай Ге: из математиков в художники

Один из самых известных художников своего времени, он оставил немалое творческое наследие – его работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее, Киевской картинной галерее и многих других российских и зарубежных музеях. Но, сложись его судьба иначе, он бы не стал тем Николаем Ге, которого мы знаем...

Николай был потомком французского дворянина, бежавшего от великих ужасов Великой Французской революции в Россию. Было это в 1789 году. Семья поселилась в Воронежской губернии. Именно там и родился Николай Николаевич – это было 15 (по новому стилю – 27) февраля 1831 года. Время было тяжёлое – в Воронежской губернии свирепствовала холера, собирая свою страшную жатву. Пришла беда и в дом помещика Ге – спустя три месяца после рождения младшего сына скончалась мать семейства, Елена Яковлевна. Опасная инфекция могла бы унести жизни и детей, но их смогли вывезти к бабушке в город, где с санитарной обстановкой было получше. Когда опасность миновала, они вернулись в имение.

Ге рано проявил способности к рисованию, начав с мелков, но деревенское детство продолжалось недолго. Отец его второй раз женился, и отправил сына в Киев, сначала в частный пансион, а затем в 1-ю городскую гимназию, где уже учились его старшие дети. Во время учёбы Ге получил первые уроки живописи у учителя рисования Фёдора Беляева и поначалу творческая жизнь вовсе не была ему предначертана – его родня хотела, чтобы Ге пошёл по стезе точных наук. И в 1847 году он поступил на физико-математический факультет Киевского университета.

Но зерно сомнений в своём будущем уже было посеяно в Николае, и вскоре он переезжает к брату в Санкт-Петербург, где поначалу продолжает учёбу на математическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета. В столице была возможность заниматься не где-нибудь, а в Эрмитаже, что Николай и делал. В 1850 году случилось то, что рано или поздно должно было случиться – юноша бросает университет и поступает в Императорскую Академию художеств.

Картина «Ахиллес оплакивает Патрокла». 1855 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Как и многие студенты Академии, богатством Ге был обделён. В годы учёбы он писал на заказ портреты, репетиторствовал в домах петербургской знати. Кумиром Ге был Карл Брюллов, который в ту пору уже был тяжело болен, и поэтому юному художнику приходилось изучать его творчество только по картинам. В его первых работах – картинах на библейские и мифологические сюжеты – заметно подражание Брюллову (на некоторых полотнах он так прямо и писал). Успехи молодого человека были оценены преподавателями – в 1855 году за полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил Малую золотую медаль, а парой лет позже – Большую золотую медаль за картину «Саул у Аэндорской волшебницы». Последняя награда давала возможность отправиться за счёт Академии художеств в поездку по Европе, что Николай и сделал.

Картина «Саул у Аэндорской волшебницы» (встречается также название «Аэндорская волшебница вызывает тень Саула». 1856 год.

Ге путешествовал по Швейцарии, Германии, Италии, создав ряд портретов, пейзажей, а также эскизы новых исторических сюжетов. В Риме он познакомился с Александром Ивановым, который уже закончил своё эпическое полотно «Явление Христа народу» и готовил его к вывозу. Оно настолько впечатлило молодого Ге, что тот сам обратился к тематике религиозной живописи. Но творческая деятельность продвигалась туго – художника тяготил академический классицизм, но ему нужно было исполнить какую-нибудь достойную работу, чтобы вернуться из пенсионерской поездки. При изучении Евангелия ему пришла в голову идея картины «Тайная вечеря». Буквально за две недели, без набросков, он закончил это полотно. Картина очень понравилась публике – Илья Репин назвал её не имеющей равных во всей Европе за все периоды христианского искусства, а Лев Толстой признался, что сам всегда так же представлял последний вечер Христа, как изображено Ге. В 1863 году, по возвращении в Петербург, он стал профессором исторической живописи. Годом позже Александр II выкупил «Тайную вечерю». Сегодня её можно увидеть в Русском музее.

Картина «Тайная вечеря». 1863 год. Государственный Русский музей.

Но принципы академической живописи стесняли художника. Как нельзя кстати для него оказалось создание выходцами из Академии художеств, столкнувшимися с теми же проблемами, «Товарищества передвижных художественных выставок». Настала пора обратиться к сравнительно недавней истории. Для первой же выставки передвижников он написал известное полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Экспонировалась оно уже с табличкой «Собственность Павла Третьякова», так как знаменитый купец-меценат сразу же приобрёл её ещё в мастерской. Затем последовали известные картины «А. С. Пушкин в селе Михайловском», «Екатерина II у гроба Елизаветы», ряд портретов его знаменитых современников.

Картина «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея.

В 1875 году уставший от столиц художник купил хутор Ивановский в Черниговской губернии, и переехал туда. Там он продолжал писать в основном портреты, а также вновь вернулся к библейской тематике. По отзывам коллег по художественному цеху, Ге первым среди них уловил новое реалистическое направление в их создании, освежив академический жанр. В 1893 году он создал автопортрет, который исследователями его творчества считается одной из лучших работ.

Картина «А. С. Пушкин в селе Михайловском». 1875 год. Харьковский художественный музей.

Николай Николаевич ушёл из жизни 1 (по новому стилю – 13) июня 1894 года. Похоронен он на окраине своего хутора (ныне – село Шевченко Бахмачского района Черниговской области Украины).

Картина «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы». 1874 год. Государственная Третьяковская галерея.

Двое сыновей Ге также проявляли художественные способности, но, в отличие от своего родителя, по этой стезе решили не идти. Один – Николай – стал издателем и писателем, другой – Пётр – мировым судьёй. Старший даже оставил после себя несколько десятков рисунков, которые хранятся в Третьяковской галерее. А младший сохранил большую часть картин отца и передал их – частично в ту же Третьяковку, частично – в Киевский музей. Жизнь они были вынуждены окончить уже в эмиграции, сорванные с места лихолетьем Гражданской войны.

Обложка: Портрет Н. Н. Ге кисти Н. А. Ярошенко. 1890 год. Государственный Русский музей. Источник: http://www.picture.art-catalog.ru/

Теги:
XIX векХудожники
3267

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Первая мировая за 22 минуты

Первая мировая за 22 минуты

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте