Чернышевский Николай
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский прозаик, журналист и литературный критик, мыслитель-социалист и теоретик революционного движения, один из самых известных политзаключённых дореволюционной России.
Детство и юность Чернышевского
Николай Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. Он рос болезненным ребёнком и страдал от плохого зрения. Друзьями его детства стали книги, которые Чернышевский поглощал в огромном количестве. До 14 лет Николай получал домашнее образование под руководством своего отца.
Юность Чернышевского прошла в Саратовской духовной семинарии, куда он поступил в 1843 году, однако разочаровался в ней и три года спустя перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Учёба в Петербурге сформировала мировоззрение будущего писателя: именно здесь он познакомился с творчеством философов-материалистов, работами учёных-естествоиспытателей, а также с идеями социалистов и революционеров.
Жизнь Чернышевского
После окончания университетского курса в 1851 году Николай Чернышевский вернулся в родной Саратов и устроился учителем словесности в местную гимназию. Буквально через пару лет, после женитьбы, Чернышевский вновь отправился в столицу и получил назначение учителем во Второй кадетский корпус. Впрочем, трудился там будущий писатель недолго: из-за личных конфликтов с начальством и коллегами он вынужден был оставить службу и полностью сосредоточиться на журналистике и общественной деятельности.
С 1854 по 1862 гг. Николай Гаврилович работал в журнале «Современник», и этот период стал самым плодотворным в творческой биографии Чернышевского. Выступая как писатель, литературный критик, редактор и организатор, он написал множество статей на общественно-политические темы, а также философские сочинения. В 1855 году Чернышевский представил свою магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где доказывал тесную связь литературы и общественной жизни и критиковал теорию «искусства ради искусства». Степень магистра он получил лишь в 1858 году.
Одновременно с литературной деятельностью Николай Чернышевский вёл и деятельность революционную. Он считался идейным вдохновителем общества «Земля и воля», выступал против монархии и даже против реформ Александра II, так как считал, что постепенные реформы и отмена крепостного права «сверху» ослабят революционные настроения в обществе. Чернышевский рассматривал революцию и коренную перестройку политической системы единственно верным путём развития России. Летом 1859 года Чернышевский сумел выехать в Лондон, где встречался с А.И. Герценом, однако разногласий между ними было больше, чем сходства.
В 1862 году Николая Чернышевского арестовали и посадили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Именно здесь, в заключении, Николай Гаврилович написал свой знаменитый роман «Что делать?»
Следствие и судебный процесс длились около полутора лет. В 1864 году писателя приговорили к 14 годам каторжных работ и вечной ссылке в Сибирь, но император Александр II высочайшим повелением сократил срок каторги вдвое. Наказание Николай Гаврилович отбывал сначала на Усольском солеваренном заводе неподалёку от Иркутска, затем на Нерчинской каторге и в Александровском Заводе в Забайкалье.
Власти боялись влияния Чернышевского на заключённых, в особенности на политических преступников, а потому часто переводили его с места на место и старались не держать вместе с другими политкаторжанами. После окончания срока каторги в 1871 году Чернышевского сослали на поселение в Вилюйск (Якутия), где провёл ещё 12 лет.
Лишь в 1883 году Чернышевскому дозволили поселиться в европейской части России, но в обе столицы путь ему был закрыт: он оказался сначала в Астрахани, а затем, в 1889 году, сумел вернуться в родной Саратов. Там прошли последние несколько месяцев жизни Чернышевского.
Творчество Чернышевского
Творчество Николая Чернышевского многогранно. Он автор художественных, философских, литературно-критических произведений, многочисленных работ по вопросам этики и эстетики, а также, разумеется, статей, посвящённых общественно-политическому устройству, революционных воззваний и прокламаций. В большинстве текстов Чернышевского отражается его радикально революционное мировоззрение, основанное на идеях материализма и утопического социализма. Писатель требовал немедленной отмены крепостного права с сохранением общинной собственности на землю. Это, по его мнению, помогло бы впоследствии быстро построить социалистическое общество.
Задачей литературы, как и вообще искусства, Чернышевский-реалист считал воспроизведение наиболее интересных явлений жизни, их объяснение и, главное, оценку. Он видел в литературе прежде всего инструмент воздействия на общество: по Чернышевскому, художественные произведения должны учить человека, как правильно жить, и подталкивать к совершению нужных поступков.
Знаменитый роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в художественной форме воплощает основные социально-политические и философские убеждения его создателя. Этот роман вышел в 1863 году в нескольких номерах «Современника», чудом пройдя цензуру. Вскоре после публикации роман запретили, однако было уже поздно: текст успел разойтись в списках. Официальный запрет на публикацию сняли лишь в 1905 году.
В романе за внешней любовной историей скрывается пропаганда идей социализма и так называемого «русского нигилизма» – своеобразной идеологии «шестидесятников» XIX столетия, совмещавшей в себе атеизм, материализм и активное стремление к революционному преобразованию общества. В уста одного из персонажей Чернышевский вложил философско-этическую концепцию «разумного эгоизма», согласно которой человек в своих поступках руководствуется, прежде всего, собственной пользой. Немало внимания уделено в романе и «женскому вопросу»: книга считается одним из первых русских произведений, пропагандирующих идеи феминизма.
Роман «Что делать?» стал настольной книгой нескольких поколений русских революционеров, он воспринимался многими современниками Чернышевского как прямое руководство к действию, а в советские годы вошёл в обязательную школьную программу по литературе. Его высоко оценивал В.И. Ленин. Более поздние художественные произведения Николая Чернышевского не смогли повторить успех романа.
Семья и личная жизнь
Супругой Николая Гавриловича стала Ольга Сократовна Васильева (1833–1918), дочь известного саратовского врача. В семье Николая Чернышевского родилось трое сыновей: Александр, Виктор (умер в раннем детстве) и Михаил. Личная жизнь Николая Чернышевского оказалась счастливой и несчастной одновременно: супруги прожили вместе лишь девять лет, а затем их на долгие годы разлучили арест и ссылка.
Ольга Сократовна оставалась верна своему мужу и ждала его возвращения. Супруги увиделись за годы ссылки лишь единожды, когда Ольга с младшим сыном Михаилом в 1866 году приехала к Чернышевскому на Кадаинский рудник. Ради четырёх дней вместе в присутствии жандармов Ольга с ребёнком покинули дом на целых полгода.
Смерть и похороны
В октябре 1889 года, спустя несколько месяцев после возвращения в Саратов, писатель заболел малярией. К этому времени здоровье писателя, который почти 20 лет провёл на каторге и в ссылке, было подорвано. Организм не выдержал инфекции, и 17 октября 1889 года врачи зафиксировали смерть Н.Г. Чернышевского: малярия вызвала обширный инсульт.
Похороны прошли 20 октября в Саратове на Воскресенском кладбище. Два года спустя, в 1891 году, почитатели таланта Чернышевского построили на могиле писателя небольшую железную часовню, а ещё через полвека на её месте возвели небольшой мемориал в виде красной арки и чёрного обелиска.
Библиография произведений Николая Чернышевского
Романы:
Что делать? (1862–1863)
Повести в повести (не окончен) (1863)
Пролог. Роман из начала шестидесятых годов (1867–1870)
Отблески сияния (не окончен) (1879–1884)
Повести:
Пониманье (Не судите) (1848)
Теория и практика (1848)
Алферьев (1863)
История одной девушки (1871)
Вечера у княгини Старобельской (1886)
Рассказы и пьесы:
Потомок Барбаруссы (1863)
Мелкие рассказы (1864)
Знамение на кровле (1871)
Драма без развязки (1871)
Великодушный муж (1872)
Мастерица варить кашу (1872)
Академия Лазурных гор (1875)
Литературная критика:
О «Бригадире» Фонвизина (1850)
Бедность не порок (1854)
Об искренности в критике (1854)
Песни разных народов (1854)
Сочинения Пушкина (1855)
Очерки гоголевского периода русской литературы (1855–1856)
Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения (1856)
Стихотворения Кольцова (1856)
Стихотворения Н. Огарёва (1856)
Собрание стихотворений В. Бенедиктова (1856)
Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого (1856)
Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского (1856)
Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность (1857)
«Губернские очерки» Щедрина (1857)
Сочинения В. Жуковского (1857)
Стихотворения Н. Щербины (1857)
«Письма об Испании» В.П. Боткина (1857)
Русский человек на rendez-vous (1858)
Собрание чудес. Повести, заимствованные из мифологии (1860)
Не начало ли перемены? (1861)
Публицистика:
Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина (1856)
«Русская беседа» и её направление (1856)
«Русская беседа» и славянофильство (1857)
О поземельной собственности (1857)
Откупная система (1858)
Кавеньяк (1858)
Июльская монархия (1858)
Материалы для решения крестьянского вопроса (1859)
Суеверие и правила логики (1859)
Капитал и труд (1859)
Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни (1859–1862)
История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции (1860)
Политико-экономические письма к президенту Американских Соединённых Штатов Г.К. Кэри (1861)
О причинах падения Рима (1861)
Граф Кавур (1861)
Непочтительность к авторитетам. По поводу «Демократии в Америке» Токвиля (1861)
Барским крестьянам от их доброжелателей поклон (1861)
В изъявление признательности. Письмо к г-ну Зарину (1862)
Письма без адреса (1862)
Письмо сыновьям А.Н. и М.Н. Чернышевским (1878)
Мемуары:
Н.А. Добролюбов. Некролог (1861)
Заметки о Некрасове (1883)
Материалы для биографии Н.А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 гг. (1884–1888)
Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым (1884–1888)
Философия и эстетика:
Критический взгляд на современные эстетические понятия (1854)
Эстетические отношения искусства к действительности (1855)
Возвышенное и комическое (1855)
Характер человеческого знания (1855)
Критика философских предубеждений против общинного владения (1858)
Антропологический принцип в философии (1860)
Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь (1888)