Чернышевский Николай

Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский прозаик, журналист и литературный критик, мыслитель-социалист и теоретик революционного движения, один из самых известных политзаключённых дореволюционной России.
Детство и юность Чернышевского
Николай Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове в семье священника. Он рос болезненным ребёнком и страдал от плохого зрения. Друзьями его детства стали книги, которые Чернышевский поглощал в огромном количестве. До 14 лет Николай получал домашнее образование под руководством своего отца.
Юность Чернышевского прошла в Саратовской духовной семинарии, куда он поступил в 1843 году, однако разочаровался в ней и три года спустя перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Учёба в Петербурге сформировала мировоззрение будущего писателя: именно здесь он познакомился с творчеством философов-материалистов, работами учёных-естествоиспытателей, а также с идеями социалистов и революционеров.
Жизнь Чернышевского
После окончания университетского курса в 1851 году Николай Чернышевский вернулся в родной Саратов и устроился учителем словесности в местную гимназию. Буквально через пару лет, после женитьбы, Чернышевский вновь отправился в столицу и получил назначение учителем во Второй кадетский корпус. Впрочем, трудился там будущий писатель недолго: из-за личных конфликтов с начальством и коллегами он вынужден был оставить службу и полностью сосредоточиться на журналистике и общественной деятельности.
С 1854 по 1862 гг. Николай Гаврилович работал в журнале «Современник», и этот период стал самым плодотворным в творческой биографии Чернышевского. Выступая как писатель, литературный критик, редактор и организатор, он написал множество статей на общественно-политические темы, а также философские сочинения. В 1855 году Чернышевский представил свою магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где доказывал тесную связь литературы и общественной жизни и критиковал теорию «искусства ради искусства». Степень магистра он получил лишь в 1858 году.
Одновременно с литературной деятельностью Николай Чернышевский вёл и деятельность революционную. Он считался идейным вдохновителем общества «Земля и воля», выступал против монархии и даже против реформ Александра II, так как считал, что постепенные реформы и отмена крепостного права «сверху» ослабят революционные настроения в обществе. Чернышевский рассматривал революцию и коренную перестройку политической системы единственно верным путём развития России. Летом 1859 года Чернышевский сумел выехать в Лондон, где встречался с А.И. Герценом, однако разногласий между ними было больше, чем сходства.
В 1862 году Николая Чернышевского арестовали и посадили в одиночную камеру Петропавловской крепости. Именно здесь, в заключении, Николай Гаврилович написал свой знаменитый роман «Что делать?»
Следствие и судебный процесс длились около полутора лет. В 1864 году писателя приговорили к 14 годам каторжных работ и вечной ссылке в Сибирь, но император Александр II высочайшим повелением сократил срок каторги вдвое. Наказание Николай Гаврилович отбывал сначала на Усольском солеваренном заводе неподалёку от Иркутска, затем на Нерчинской каторге и в Александровском Заводе в Забайкалье.
Власти боялись влияния Чернышевского на заключённых, в особенности на политических преступников, а потому часто переводили его с места на место и старались не держать вместе с другими политкаторжанами. После окончания срока каторги в 1871 году Чернышевского сослали на поселение в Вилюйск (Якутия), где провёл ещё 12 лет.
Лишь в 1883 году Чернышевскому дозволили поселиться в европейской части России, но в обе столицы путь ему был закрыт: он оказался сначала в Астрахани, а затем, в 1889 году, сумел вернуться в родной Саратов. Там прошли последние несколько месяцев жизни Чернышевского.
Творчество Чернышевского
Творчество Николая Чернышевского многогранно. Он автор художественных, философских, литературно-критических произведений, многочисленных работ по вопросам этики и эстетики, а также, разумеется, статей, посвящённых общественно-политическому устройству, революционных воззваний и прокламаций. В большинстве текстов Чернышевского отражается его радикально революционное мировоззрение, основанное на идеях материализма и утопического социализма. Писатель требовал немедленной отмены крепостного права с сохранением общинной собственности на землю. Это, по его мнению, помогло бы впоследствии быстро построить социалистическое общество.
Задачей литературы, как и вообще искусства, Чернышевский-реалист считал воспроизведение наиболее интересных явлений жизни, их объяснение и, главное, оценку. Он видел в литературе прежде всего инструмент воздействия на общество: по Чернышевскому, художественные произведения должны учить человека, как правильно жить, и подталкивать к совершению нужных поступков.
Знаменитый роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» в художественной форме воплощает основные социально-политические и философские убеждения его создателя. Этот роман вышел в 1863 году в нескольких номерах «Современника», чудом пройдя цензуру. Вскоре после публикации роман запретили, однако было уже поздно: текст успел разойтись в списках. Официальный запрет на публикацию сняли лишь в 1905 году.
В романе за внешней любовной историей скрывается пропаганда идей социализма и так называемого «русского нигилизма» – своеобразной идеологии «шестидесятников» XIX столетия, совмещавшей в себе атеизм, материализм и активное стремление к революционному преобразованию общества. В уста одного из персонажей Чернышевский вложил философско-этическую концепцию «разумного эгоизма», согласно которой человек в своих поступках руководствуется, прежде всего, собственной пользой. Немало внимания уделено в романе и «женскому вопросу»: книга считается одним из первых русских произведений, пропагандирующих идеи феминизма.
Роман «Что делать?» стал настольной книгой нескольких поколений русских революционеров, он воспринимался многими современниками Чернышевского как прямое руководство к действию, а в советские годы вошёл в обязательную школьную программу по литературе. Его высоко оценивал В.И. Ленин. Более поздние художественные произведения Николая Чернышевского не смогли повторить успех романа.
Семья и личная жизнь
Супругой Николая Гавриловича стала Ольга Сократовна Васильева (1833–1918), дочь известного саратовского врача. В семье Николая Чернышевского родилось трое сыновей: Александр, Виктор (умер в раннем детстве) и Михаил. Личная жизнь Николая Чернышевского оказалась счастливой и несчастной одновременно: супруги прожили вместе лишь девять лет, а затем их на долгие годы разлучили арест и ссылка.
Ольга Сократовна оставалась верна своему мужу и ждала его возвращения. Супруги увиделись за годы ссылки лишь единожды, когда Ольга с младшим сыном Михаилом в 1866 году приехала к Чернышевскому на Кадаинский рудник. Ради четырёх дней вместе в присутствии жандармов Ольга с ребёнком покинули дом на целых полгода.
Смерть и похороны
В октябре 1889 года, спустя несколько месяцев после возвращения в Саратов, писатель заболел малярией. К этому времени здоровье писателя, который почти 20 лет провёл на каторге и в ссылке, было подорвано. Организм не выдержал инфекции, и 17 октября 1889 года врачи зафиксировали смерть Н.Г. Чернышевского: малярия вызвала обширный инсульт.
Похороны прошли 20 октября в Саратове на Воскресенском кладбище. Два года спустя, в 1891 году, почитатели таланта Чернышевского построили на могиле писателя небольшую железную часовню, а ещё через полвека на её месте возвели небольшой мемориал в виде красной арки и чёрного обелиска.
Библиография произведений Николая Чернышевского
Романы:
Что делать? (1862–1863)
Повести в повести (не окончен) (1863)
Пролог. Роман из начала шестидесятых годов (1867–1870)
Отблески сияния (не окончен) (1879–1884)
Повести:
Пониманье (Не судите) (1848)
Теория и практика (1848)
Алферьев (1863)
История одной девушки (1871)
Вечера у княгини Старобельской (1886)
Рассказы и пьесы:
Потомок Барбаруссы (1863)
Мелкие рассказы (1864)
Знамение на кровле (1871)
Драма без развязки (1871)
Великодушный муж (1872)
Мастерица варить кашу (1872)
Академия Лазурных гор (1875)
Литературная критика:
О «Бригадире» Фонвизина (1850)
Бедность не порок (1854)
Об искренности в критике (1854)
Песни разных народов (1854)
Сочинения Пушкина (1855)
Очерки гоголевского периода русской литературы (1855–1856)
Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения (1856)
Стихотворения Кольцова (1856)
Стихотворения Н. Огарёва (1856)
Собрание стихотворений В. Бенедиктова (1856)
Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого (1856)
Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского (1856)
Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность (1857)
«Губернские очерки» Щедрина (1857)
Сочинения В. Жуковского (1857)
Стихотворения Н. Щербины (1857)
«Письма об Испании» В.П. Боткина (1857)
Русский человек на rendez-vous (1858)
Собрание чудес. Повести, заимствованные из мифологии (1860)
Не начало ли перемены? (1861)
Публицистика:
Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина (1856)
«Русская беседа» и её направление (1856)
«Русская беседа» и славянофильство (1857)
О поземельной собственности (1857)
Откупная система (1858)
Кавеньяк (1858)
Июльская монархия (1858)
Материалы для решения крестьянского вопроса (1859)
Суеверие и правила логики (1859)
Капитал и труд (1859)
Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни (1859–1862)
История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции (1860)
Политико-экономические письма к президенту Американских Соединённых Штатов Г.К. Кэри (1861)
О причинах падения Рима (1861)
Граф Кавур (1861)
Непочтительность к авторитетам. По поводу «Демократии в Америке» Токвиля (1861)
Барским крестьянам от их доброжелателей поклон (1861)
В изъявление признательности. Письмо к г-ну Зарину (1862)
Письма без адреса (1862)
Письмо сыновьям А.Н. и М.Н. Чернышевским (1878)
Мемуары:
Н.А. Добролюбов. Некролог (1861)
Заметки о Некрасове (1883)
Материалы для биографии Н.А. Добролюбова, собранные в 1861–1862 гг. (1884–1888)
Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым (1884–1888)
Философия и эстетика:
Критический взгляд на современные эстетические понятия (1854)
Эстетические отношения искусства к действительности (1855)
Возвышенное и комическое (1855)
Характер человеческого знания (1855)
Критика философских предубеждений против общинного владения (1858)
Антропологический принцип в философии (1860)
Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь (1888)
Новое
Видео
курс "История за 1 минуту" о Екатерине II
Екатерина II
Демократия за 22 минуты.
Демократия за 22 минуты.
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.