Шишкин Иван
Иван Иванович Шишкин (1832–1898) – знаменитый русский живописец, мастер пейзажного жанра и гравюры, академик, педагог, профессор Императорской академии художеств. Автор картины «Утро в сосновом лесу» – одного из самых известных русских пейзажей.
Детство и юность Ивана Шишкина
Иван Шишкин родился в купеческой семье 13 (25) января 1832 года, но в некоторых документах фигурируют 1831 или 1835 гг. Его родина – Елабуга, на тот момент маленький уездный городок Вятской губернии. Отец художника Иван Васильевич Шишкин занимался торговлей хлебом. Не получив школьного образования, он самостоятельно выучился не только грамоте, но и хорошо разбирался в тонкостях законодательства, и даже занимал должность городского головы. Известный в масштабе Елабуги общественный деятель, Шишкин-старший собирал исторические документы, добивался проведения в уезде археологических раскопок и сохранения архитектурных памятников, построил в городе деревянный водопровод и даже составил историю города. Мать художника, Дарья Романовна, урождённая Киркина, происходила из мещанской семьи.
Детство Ивана Шишкина прошло в отцовском доме. В 1844 году в возрасте 12 лет будущий живописец покинул родной город и поступил в гимназию в Казани. На обучении настаивал отец, желавший дать сыну то систематическое образование, которого не получил сам. Однако Иван не стремился к карьере чиновника, а потому спустя четыре года бросил учёбу. Уже в юности Шишкин понял, что его призвание – искусство, а не наука. Ещё четыре года он прожил в родной Елабуге, а затем отправился покорять Москву.
Биография и творчество Ивана Шишкина
В 1852 году 20-летний Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – одно из лучших в стране профильных учебных заведений. В 1856 году он с успехом окончил училище и перебрался в Санкт-Петербург, где с 1857 года продолжил развивать талант уже в Императорской академии художеств, в мастерской пейзажиста и портретиста профессора С.М. Воробьёва.
В годы учёбы Шишкин много рисовал с натуры в окрестностях столицы, а также ездил на остров Валаам, откуда привёз целый цикл пейзажных работ. Каждый год ученические картины Шишкина удостаивались наград академии. В 1857 году он получил две малых серебряных медали за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и рисунки Финского залива, в 1858 году – большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году – малую золотую медаль за «Ущелье на Валааме», а ещё год спустя – большую золотую медаль за два произведения, написанных на том же острове и представленных под одним названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Тогда же, в годы учёбы в академии, Шишкин увлёкся гравюрой. В 1860 году он вместе со своими друзьями художниками А.В. Гине и П.П. Джогиным получил от академии денежное пособие на занятия литографией.
После выпуска Шишкин заслужил право и дальше развивать своё мастерство. В то время лучшие выпускники академии могли претендовать на пенсион – особый грант, который выплачивали художникам в течение 6 лет после окончания учебного заведения. На эти деньги пенсионеры академии обыкновенно отправлялись в Европу, где знакомились с коллекциями живописи, посещали музеи и выставки, устанавливали связи с западными мастерами. Воспользовался такой возможностью и Иван Шишкин.
В 1861 году он приехал в Мюнхен, где учился у художников братьев Бенно и Франца Адамов. В мастерских Мюнхена Шишкин провёл два года, после чего продолжал изучение анималистической живописи в Цюрихе и Женеве. В Швейцарии Шишкин также осваивал новые для себя техники гравирования. В 1864 году он вновь переехал – на сей раз в Дюссельдорф, где в течение ещё двух лет работал в мастерских местной художественной школы.
Школа, созданная на основе Дюссельдорфской академии художеств, существовала более ста лет и объединяла огромное количество европейских мастеров – как преподавателей живописи, так и учеников. Дюссельдорфская школа вырастила многих художников, работавших в самых разных направлениях, от бытового до эпико-героического, однако больше всего славилась пейзажистами. Последователи школы обращали внимание на тонкую проработку деталей, часто включали в свои пейзажи фигуры людей. К этому направлению Шишкин и примкнул.
В Дюссельдорфе художник много писал с натуры, принимал заказы и от коллекционеров. Так, за произведение «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданное по просьбе мецената Н.Д. Быкова, Императорская академия художеств присудила Шишкину звание академика. В то же время, он не оставлял эксперименты с другими техниками: выполнил много рисунков пером, продолжал гравировать.
В 1866 году Шишкин вернулся в Россию и сразу же окунулся в художественную жизнь обеих российских столиц: живя и работая в Петербурге, нередко выставлялся в Москве. На родине его ждала заслуженная слава. В 1868 году он удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени из рук великой княгини Марии Николаевны – сестры императора Александра II и президента Императорской академии художеств.
Со второй половины 1860-х гг. Шишкин много путешествовал по России, в том числе нередко гостил в родной Елабуге. Он участвовал в различных выставках как на родине, так и за рубежом – так, в 1867 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Шишкин часто представлял картины и на выставках Товарищества передвижников.
С возникновением в 1871 году «Общества русских аквафортистов» – то есть, художников-гравёров, работавших в технике офорта – Шишкин вступил в его ряды и до конца своих дней не прекращал опыты в гравировальном деле. В 1873 году Шишкин стал профессором Академии художеств, в 1892 году некоторое время руководил пейзажной мастерской, а с 1894 года преподавал в Высшем художественном училище при Академии.
До конца дней Шишкин развивал свою творческую манеру, экспериментировал с техниками и цветом. Ученики запомнили его как внимательного и тактичного педагога, который, несмотря на эстетические разногласия с новым поколением художников, всегда интересовался модными тенденциями и настаивал на том, что настоящий мастер ни на минуту не должен останавливаться в развитии.
Семья и личная жизнь Ивана Шишкина
Личная жизнь Шишкина оказалась полна как счастливых, так и трагичных моментов. Первой его женой в 1868 году стала Евгения Александровна Васильева (1847–1874), сестра художника Ф.А. Васильева. В этом браке родилось трое детей – Владимир, Константин и Лидия. Шишкин нежно любил супругу и старался не расставаться надолго с ней и малышами, но вскоре семью буквально уничтожила череда несчастий. В 1873 году в двухлетнем возрасте умер старший сын Владимир, в 1874 году не стало жены художника, в 1875 году умер и второй сын. Шишкин был сломлен. Вторую половину 1870-х гг. мастер провёл в глубокой депрессии. Не в силах справиться с утратами, художник начал пить, рассорился со многими близкими людьми. Спасение нашлось в работе: Шишкин продолжал писать картины, участвовать в выставках, и постепенно вернулся к нормальной жизни.
В 1880 году Шишкин женился снова. Избранницей художника стала его бывшая ученица Ольга Антоновна Лагода (1850–1881), одна из первых женщин, принятых в Императорскую академию художеств. Летом 1881 года у супругов родилась дочь Ксения, а спустя полтора месяца после родов Ольга Антоновна умерла от перитонита. Девочку воспитывала сестра покойной Виктория Антоновна Лагода, которая взяла на себя заботу и о старшей дочери Шишкина, и о самом художнике.
Смерть и похороны Ивана Шишкина
Иван Иванович Шишкин скончался в возрасте 66 лет 8 (20) марта 1898 года в своей мастерской в Санкт-Петербурге. Смерть наступила мгновенно от разрыва сердца. В этот момент мастер сидел за мольбертом и работал над новым произведением. Он умер так, как и жил – с кистью в руках. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1950 году останки вместе с надгробным камнем были перенесены на Тихвинское кладбище, в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Значение творчества Ивана Шишкина
Шишкин умел мастерски воплотить на холсте красоту родной природы: за особенную любовь к лесным пейзажам его нередко называют «певцом русского леса». Произведения Шишкина отличались тонкостью передачи деталей и особенной реалистичностью. По свидетельству современников, при работе над картиной он, словно учёный-ботаник, изучал буквально каждую травинку, постоянно «сверялся» с натурой и стремился передать изменчивую красоту природы.
Стиль картин Шишкина, его художественный язык, будучи безупречно узнаваемым, не оставался неизменным на протяжении творческой жизни. Поздние пейзажи мастера отличаются более смелыми экспериментами с техникой мазка и колористикой, а также большей экспрессивностью, однако всё же остаются в рамках реалистического направления. Работы Шишкина вошли в историю мировой пейзажной живописи. Ещё при жизни художника за ними охотились коллекционеры и знатоки искусства, пейзажи мастера покупал даже император Александр III.
Помимо живописных полотен, Шишкин оставил не менее 100 офортов и около 70 литографий. Он создал нескольких альбомов гравюр, мастерски владея разными видами техник. Занимался гравюрой на меди с помощью «царской водки», экспериментировал с цинкографией. Заслуги художника в развитии тиражной графики были отмечены золотой медалью Первой Всероссийской выставки печатного дела.
Говоря о значении творчества Шишкина, нельзя не упомянуть самую известную его картину – «Утро в сосновом лесу», написанную в соавторстве с художником К.А. Савицким. Несмотря на то, что в Европе Шишкин учился у мастеров-анималистов, он не был уверен в своём умении изображать животных, и попросил профессионального анималиста Савицкого включить в пейзаж знаменитое медвежье семейство. Позднее подпись Савицкого с картины удалил коллекционер Павел Третьяков, купивший эту работу для своей галереи.
Небывалую известность картине принесло то, что её фрагмент ещё в дореволюционные годы появился на обёртке конфет «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Эйнем» (в советские годы – фабрика «Красный Октябрь»). Благодаря создателю конфетной обёртки художнику М.А. Андрееву медведи с картины Шишкина известны каждому ребёнку по сей день.
Известные работы Шишкина
Сосна на скале (1855)
Вид в окрестностях Петербурга (1856)
Вид на острове Валааме (1858)
Сосна на Валааме. Этюд (1858)
Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859)
Камни в лесу. Валаам (1859)
И.И. Шишкин и А.В. Гине в мастерской на острове Валааме (1860)
Болотистая местность при закате солнца (1861)
Дорога в долине (1861)
Мельница в поле (1861)
Пейзаж (1861)
Развалины Булгар. Белая палата (1861)
Развалины ханской усыпальницы и Малый Минарет в Булгарах (1861)
Шалаш (1861)
В Криппене. Мужчина на пороге дома (1862)
Буковый лес в Швейцарии (1863)
Домик на опушке (1863)
Буковый лес в Швейцарии (1864)
В лесу (1864)
Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1864)
Майринген (1864)
Срубленные берёзы (1864)
Стадо под деревьями (1864)
В роще (1865)
Вид в окрестностях Дюссельдорфа (1865)
Домик в Дюссельдорфе (1865)
Дубы (1865)
Тевтобургский лес (1865)
Дорога во ржи (1866)
Полдень. Окрестности Москвы. Братцево (1866)
Сосновый лес (1866)
Швейцарский пейзаж (1866)
Лесная чаща (1867)
Пейзаж с охотником. Остров Валаам (1867)
Рубка леса (1867)
Дама с собачкой (портрет Е.А. Шишкиной) (1868)
Лес вечером (1868)
Пейзаж с гуляющими (1869)
Полдень. В окрестностях Москвы (1869)
Прогулка в лесу (1869)
Речка Лиговка в Константиновке, близ Петербурга (1869)
За грибами (1870)
Лес на берегу моря (1870)
Лесной пейзаж с цаплями (1870)
Перед зеркалом. За чтением письма (1870)
У монастыря (1870)
Берёзовая роща (1871)
Берёзовый лес (1871)
Берёзы после бури (1871)
Вечер (1871)
На краю берёзовой рощи (Мостик к лесозаготовке) (1871)
Лес перед грозой (1872)
Лесная глушь (1872)
Перелесок (1872)
Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872)
Сосновый лес (1872)
Дубовый лесок в серый день (1873)
Хвойный лес (1873)
Лесной пейзаж (1874)
Лесной ручей (Чернолесье) (1874)
На покосе в дубовой роще (1874)
Сумерки (1874)
Вечер в сосновом лесу (1875)
Первый снег (1875)
Срубленное дерево (1875)
Пасека в лесу (1876)
Тёмный лес (1876)
Богатый лог (Пихтовый лес на Каме) (1877)
Зима в лесу (Иней) (1877)
Сосновый бор. Этюд (1877)
Берёза и рябинки (1878)
Берёзовая роща (1878)
Лесной пейзаж (1878)
Пейзаж с лесом (1878)
Поляна (1878)
Рожь (1878)
Ручей. Мостик в лесу (1878)
Сосновый лес (1878)
В горах Гурзуфа (1879)
В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом (1879)
Горная дорожка. Крым (1879)
Гурзуф (1879)
Деревья у ручья на горе Кастель (1879)
Из окрестностей Гурзуфа (1879)
Мыс Ай-Тодор. Крым (1879)
На горе Кастель в окрестностях Алушты (1879)
Опушка леса (1879)
Песчаный берег (1879)
Пещера в Гурзуфе (1879)
Ручей в Гурзуфе (1879)
Скалистый берег (1879)
Скалы на берегу моря. Гурзуф (1879)
Сосны на отвесных скалах. Алупка (1879)
Сууч-Хан. Крым (1879)
Вырубленный лес (1880)
Дорожка в лесу (1880)
К осени (1880)
Лес (1880)
Ручей в лесу (На косогоре) (1880)
Дебри (1881)
Заповедник. Сосновый бор (1881)
Ручей в лесу (1881)
На окраине дубового леса (1882)
На опушке соснового леса (1882)
Пасека (1882)
Река на опушке леса (1882)
Дорожка среди сосен (1883)
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская (1883)
Папоротники в лесу. Сиверская (1883)
Полесье (1883)
Ручей в берёзовом лесу (1883)
«Среди долины ровныя…» (1883)
Берёзовая роща (1884)
Еловый лес зимой (1884)
Крымские орешины (1884)
Лес весной (1884)
Лесные дали (1884)
Опушка леса (1884)
Перед грозой (1884)
Сжатое поле. Полесский пейзаж (1884)
Сосна на песке (1884)
Уголок заросшего сада. Сныть-трава (1884)
Дорога в сосновом лесу (1885)
Лесной ручей (1885)
На опушке (1885)
Сосновый лес (1885)
Туманное утро (1885)
В заповедной дубовой роще Петра Великого (В Сестрорецке) (1886)
Дубки (1886)
Пейзаж с озером (1886)
Сестрорецкий бор (1886)
Сосны, освещённые солнцем (1886)
Тропинка в лесу (1886)
Дубовая роща (1887)
Дубы (1887)
Дубы. Вечер (1887)
Бурелом (1888)
Деревья, свергнутые ветром (1888)
Золотая осень (1888)
Крестовский остров в тумане (1888)
Лес (1888)
Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы) (1888)
Туман в лесу (1888)
У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (1888)
Лесной пейзаж (1889)
Мачта сосновый лес в Вятской губернии (1889)
На песчаном грунте. Мери-Хови по Финской железной дороге (1889)
По берегу моря (1889)
Ранняя осень (1889)
Скалистый пейзаж (1889)
Сосновый лес (1889)
Утро в сосновом лесу (1889)
Берег моря (1890)
Болото. Журавли (1890)
Верхушки сосен (1890)
Зима (1890)
Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге (1890)
Опушка леса (1890)
Пейзаж с соснами (1890)
Пейзаж с сосной (1890)
Сосна без солнца. Мери-Хови по Финляндской железной дороге (1890)
Сосновый лес (1890)
Сосны (1890)
Стога. Преображенское (1890)
В лесу графини Мордвиновой. Петергоф (1891)
Дождь в дубовом лесу (1891)
Еловый лес (1891)
Летний день (1891)
Мордвиновские дубы (1891)
«На севере диком...» (1891)
После бури. Мери-Хови (1891)
Беловеж (1892)
Вечер (1892)
Лесная сторожка (1892)
Опушка леса (1892)
Осень (1892)
Осень на Крестовском острове (1892)
Родник в лесу (1892)
Рябины осенью (1892)
Обрыв (1893)
Старый валежник. Лесное кладбище (1893)
Цветы на опушке леса (1893)
Лесной луг (1894)
На даче (1894)
Пейзаж. Мерикюль (1894)
Солнечный день. Мерикюль (1894)
Сосна. Мерикюль (1894)
Запруда (1895)
Кама близ Елабуги (1895)
Лес с горы (1895)
Летний день. Мерикюль (1895)
Солнце в лесу (1895)
Сосновый бор (1895)
Хвойный лес. Солнечный день (1895)
Вечерняя заря (1896)
Лесная поляна (1896)
Лес-осинник (1896)
Мельница в лесу (1896)
В парке (1897)
Лесная дорога (1897)
Лиственный лес (1897)
На краю соснового леса (1897)
Полянка (1897)
Сосновый бор (1897)
Корабельная роща (1898)
Песчаная дорога (1898)
Пруд в старом парке (1898)
Обложка: И.Н. Крамской «Портрет И. И. Шишкина», 1880 год. @ Государственный Русский музей
Источник: rusmuseumvrm.ru
Новое
Видео
Джек Николсон – идеальная звезда «Нового Голливуда». Главная роль в фильме – «Профессия: репортер».
Джек Николсон – идеальная звезда «Нового Голливуда». Главная роль в фильме – «Профессия: репортер».
Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России
18 июля 1770 года русские войска под командованием Румянцева разгромили превосходившую в два раза турецкую армию. Битва обернулась стратегической победой для России. За успех на реке Ларга Румянцев был награждён орденом Святого Георгия I степени
Испытание на прочность. Моральный дух в армии и тылу в годы Первой Мировой войны.
Испытание на прочность. Моральный дух в армии и тылу в годы Первой Мировой войны.