Красный Иван II
Иван II Иванович Красный
Великий князь Иван Иванович, унаследовавший возвысившееся при Иване Калите и Симеоне Гордом московское княжество, был властителем кротким, богобоязненным, тихим и красивым – на это указывает летописное прозвище «Красный». Однако все эти личные добродетели, как отмечал ещё Н.М. Карамзин, не всегда становились добродетелями государственными. Верность этого утверждения прекрасно иллюстрирует всё правление князя, известного в истории скорее не личными заслугами, а тем, что он был сыном Ивана Калиты и отцом Дмитрия Донского.
Детство и юность Ивана II
Известна точная дата рождения будущего князя Ивана II – согласно летописям, третий из четырёх сыновей великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты и его жены смоленской княжны Елены появился на свет в Москве 30 марта 1326 года. Такой счёт оставлял мало шансов на великое княжение при утвердившемся в те годы на Руси новом праве наследования от отца к сыну, вместо древнерусского от брата к брату и от дяди к племяннику. Молодому Ивану была уготована судьба удельного князя, но обстоятельства сложились иначе.
До своего восшествия на московский стол будущий князь упоминается в источниках всего несколько раз, что объясняется юным возрастом и характером Ивана II, не склонного к активной деятельности. По завещанию отца он получил в удел Звенигород, Рузу и два десятка сел, и под именем князя Звенигородского был известен преимущественно как верный сторонник старшего брата и великого князя Симеона Гордого. Летописи упоминают Ивана в те годы, главным образом, как участника великокняжеских посольств в Золотую Орду. Зимой 1338–1339 гг. он сопровождал отца в ставку хана Узбека, осенью-зимой 1339 года три брата Ивановича посетили могущественного «степного царя», став свидетелями казни великого князя тверского Александра Михайловича.
Ещё три поездки Ивана Ивановича в Орду как удельного князя в свите своего правящего брата датируются 1340, 1344 и 1350 гг. В 1347 году 21-летний Иван был послан с московскими полками на помощь Новгороду в войне против шведов, но нового Александра Невского из сына Калиты не вышло. По неизвестным причинам он не принял благословения новгородского архиепископа, отверг челобитье горожан и вернулся домой, не совершив ничего достопамятного.
Княжение
Летом 1352 года в Пскове вспыхнула эпидемия чумы, быстро принявшая устрашающие масштабы. Хроники тех дней полны душераздирающих подробностей – так на Русь пришла знаменитая Чёрная смерть, одна из самых опустошительных пандемий в истории человечества. Вскоре зараза перекинулась на Новгород, а оттуда на Ладогу, Суздаль, Смоленск, Киев, Чернигов, Москву. В течение двух-трёх лет чума свирепствовала по всей центральной России.
Весной-летом 1353 года жертвами Чёрной смерти стали тысячи жителей московского княжества, включая всю верхушку княжества: великого князя Симеона Гордого, двух его сыновей, младшего брата князя Андрея Ивановича, митрополита всея Руси Феогноста, а также многих влиятельных бояр. В результате, удельный князь Иван Иванович Звенигородский, случайно выживший в этой кутерьме, был вознесён на великокняжеский стол «неисповедимой волей рока», как выражались хронисты.
Оставшись единственным взрослым мужчиной московского дома, Иван нашёл конкурента на великое княжество Владимирское в лице суздальского князя Константина Васильевича, за которого стояли новгородцы, недолюбливавшие московских князей. В январе 1354 года в Орде хан Джанибек разрешил спор за владимирский стол, а значит и за первенство на Руси, в пользу сына Калиты, и 25 марта того же года Иван Иванович сел во Владимире. Недовольные новгородцы и князь Константин Суздальский только в 1355 году примирились с Москвой.
Внутренняя политика Ивана II
Самым ярким событием внутренней жизни московского княжества при Иване II, сохранившимся в летописях, стало нераскрытое убийство тысяцкого боярина Алексея Петровича Хвоста 3 февраля 1357 года. В XIV веке в Москве тысяцкие имели огромное значение и принадлежали к главнейшим родам княжества. На тот момент таковыми считались семейства Вельяминовых, Акинфовых, Кобылиных и Босоволковых.
Алексей Петрович Хвост из рода Босоволковых был известен тем, что заигрывал с Литвой и примерно в 1348 году «поднял крамолу» против Симеона Гордого, в результате чего ему пришлось бежать из Москвы, лишившись всех волостей. Сыновья Калиты поклялись ни под каким предлогом не миловать мятежного боярина, но по смерти Симеона Хвост вернулся в Москву на должность тысяцкого. Исходя из этого, многие историки полагают, что Хвост был ставленником Ивана II, и это громкое убийство показывает наличие серьёзной оппозиции великому князю. «Богобоязненность» Ивана, или же его политическая слабость, проявились в реакции на это громкое преступление: отъехавшие в Рязань большие бояре, в их числе будущий тысяцкий Василий Васильевич Вельяминов, были прощены и вернулись в Москву на следующий 1358 год.
Сохранившиеся документы позволяют сделать вывод, что последние годы жизни Иван II находился под влиянием боярских групп, сосредоточенных вокруг тысяцкого Вельяминова и митрополита Алексия, происходившего из боярского рода Бяконта.
Внешняя политика Ивана II
Годы правления Ивана II Красного совпали со стремительным усилением Литвы. Стоявший во главе литовского княжества Ольгерд проводил агрессивную политику в отношении своих соседей, особенно преуспев в 1350-е гг. в походах против Смоленского и Брянского западнорусских княжеств. У первого Ольгерд отнял Ржев и Мстиславль, а второе присоединил к своим владениям полностью. Пользуясь «миролюбием» московского князя, Ольгерд оказывал значительное влияние на Новгород и Тверь, находил сторонников по всей Руси, особенно в Рязани. Таким образом, угроза с Запада становилась всё более явственной, и прямое столкновение становилось неизбежным, что и произошло после смерти Ивана в 1368–1372 гг.
В отличие от напряжённых отношений с возвышающейся Литвой, соседство с Ордой при Иване II складывалось относительно мирно. Русские летописи хвалят «доброго царя» Джанибека, расположенного к Москве – существует легенда, что московский митрополит Алексий исцелил от слепоты жену хана Тайдулу. Лояльность Орды позволяла незаметно, но неуклонно укреплять хозяйство и расширять экономические связи Москвы с соседями, несмотря на относительную слабость власти самого великого князя. Осенью 1357 года Джанибек был убит своим сыном Бердибеком, что послужило прологом к политическому кризису Орды – так называемой Великой замятне, когда за 20 лет в 1360–1380 гг. на престоле в Сарае сменилось 25 ханов. Однако на положении Ивана II переворот в Орде особо не отразился: зимой 1358 года он выехал в Орду, а летом вернулся в Москву с новым ярлыком на великое княжение.
В самом начале своего правления Иван II столкнулся не только с соперничеством суздальского князя в борьбе за ярлык, но и нашёл энергичного врага в рязанском князе Олеге Ивановиче, прежде зависимом от Москвы. В июне 1353 года рязанцы внезапно захватили Лопасну в уделе великокняжеского племянника Владимира Андреевича, но Иван II предпочёл «не заметить» потерю и вознаградил пострадавшего другими владениями. В результате Олег стал проводить практически независимую внешнюю политику, враждебную Москве.
Желание решать все вопросы миром характерны для всего правления Ивана II. Так, например, в 1355 году он примирился с суздальцами. Князь Андрей Константинович, сын соперника Ивана II в борьбе за великокняжеский престол, был одарён многими дарами, и «князь ему велику честь сотворив». В 1358 году Иван II выступил третейским судьёй в споре холмского и кашинского князей, но ничего не разрешил и отдал дело на суд хану Бердибеку. Можно сказать, что уважение на Руси сохранял более титул великого князя Владимирского, чем сам великий князь.
Браки и семья Ивана II
Князь Иван Иванович был женат дважды. В 1341 году в 15-летнем возрасте он обручился с брянской княжной Феодосией Дмитриевной, вероятно, умершей при родах на следующий год. В 1345 году в 19 лет Иван Иванович женился во второй раз. Его избранницей стала Александра Васильевна – дочь и сестра московских тысяцких Василия Протасьевича и Василия Васильевича Вельяминовых. Именно она в 1350 году родила великого героя русской истории князя Дмитрия Ивановича Донского. Кроме Дмитрия, у Ивана II было ещё трое детей – сын Иван, умерший подростком, и дочери Анна (жена прославленного воеводы Дмитрия Боброк-Волынского) и Мария, о которой ничего не известно.
Смерть
После шести лет правления великий князь Иван II по неизвестной причине скончался в Москве 13 ноября 1359 года в возрасте 33 лет и был похоронен в Архангельском соборе. Сохранились два экземпляра духовной грамоты (завещания) Ивана II, датируемые 1358 годом. В них он распределяет свои вотчинные земли и имущество среди ближайших родственников.
Главным наследником выступал старший сын Дмитрий, следом шли второй сын Иван и племянник Владимир, далее жена Александра и мать Владимира княгиня Ульяна. Этот ценный документ даёт достаточно ясное представление о функционировании наследственного права в средневековой Руси и раскрывает многие аспекты территориального формирования московского княжества.
Итоги правления
Ранняя смерть Ивана II, оставившего после себя только малолетних детей, и совпавшая с этим большая смута в Орде, казалось, предвещали упадок и гибель Москвы. Великим князем Владимирским стал суздальский князь Дмитрий Константинович, но Москва и не думала уступать. Её бояре привыкли, по выражению историка С.М. Соловьёва, «быть боярами сильнейших князей». Они посадили на коней своих молодых правителей и выступили против Дмитрия Константиновича, взявшего ярлык «не по отчине и не по дедине». Очередной ордынский хан Мюрид выдал ярлык Дмитрию Московскому, а Дмитрию Суздальскому оказалось нечего противопоставить московским полкам. Благодаря консолидации бояр Москва удержала своё первенство, чтобы вскоре стать бесспорной столицей возрождающейся Руси.
Обложка: Иван Красный. Миниатюра из Царского титулярника (1672 год).
Источник: https://ru.wikipedia.org
Новое
Видео
Холодная война: Контрразведка
Холодная война: Контрразведка
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Вячеслав Тихонов: «Войну в этой картине нельзя было в цвете снимать»
Стратегия Красной Армии в Битве за Днепр. Новые документы: К 75-летию освобождения Киева от немецких войск
Стратегия Красной Армии в Битве за Днепр. Новые документы: К 75-летию освобождения Киева от немецких войск