Грабарь Игорь

12/2/2022

Игорь Грабарь: художник и спаситель древностей

 Сложно найти среди художников столь многогранную личность, как Игорь Эммануилович Грабарь. Автор прекрасных натюрмортов, портретов и пейзажей, архитектор, искусствовед-музейщик, реставратор и в немалой степени общественный деятель.

Грабарь родился 25 марта 1871 года в Австро-Венгрии, на территории современной Западной Украины. Его отец Эммануил Иванович, русин по национальности, был выходцем из семьи греко-католического священника, участвовал в Венгерской революции 1848-1849 годов, а позднее стал депутатом венгерского парламента. Мать, Ольга Адольфовна, как и её отец Адольф Добрянский, занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Своими прорусскими настроениями семья заработала себе репутацию врагов австро-венгерского государства и была вынуждена уехать в Европу. В 1876 году Грабари переехали в Российскую империю и осели в городе Егорьевске (в то время Рязанская губерния, а сегодня Московская область).

Мемориальная доска на здании бывшей Егорьевской прогимназии, где учился Грабарь.

 С детства мальчик проявил недюжинный талант в рисовании. Его первые художественные опыты были копированием портретов военных из имевшихся журналов, а также рисунки, где он давал волю фантазии. Сначала Грабарь учился в Егорьевской гимназии, где более всего полюбил рисование. В 1882 году он перешёл в Московский Императорский лицей. В это учебное заведение ходили по большей части отпрыски состоятельных семей. Они зачастую откровенно издевались над небогатым Игорем, который получал воспомоществование для продолжения учёбы. Но пребывание в столичном лицее давало возможность юноше посещать Третьяковскую галерею, художественные выставки, а также продолжать свои занятия живописью.

 С отличием окончив лицей, Грабарь уехал в Петербург. В 1889 году он поступил сразу на 2 факультета Императорского Санкт-Петербургского университета: на историко-филологический и юридический. Несмотря на загруженность учёбой, он успевал публиковаться в журналах с историко-биографическими, художественно-критическими и даже юмористическими материалами, а также продолжал рисовать. Со временем он стал брать уроки в мастерской выдающегося педагога, профессора Павла Чистякова.

 В 1894 году Грабарь завершил учёбу в университете и поступил в Императорскую Академию художеств. Обучался он у Ильи Репина и под его руководством добился успеха. Уже через год способного студента отправили в Европу. Он побывал во Франции, Италии, Германии, где изучал скульптуру, живопись, архитектуру.

Бывшая усадьба Дугино в 2018 году.

 В 1901 году Грабарь вернулся в Россию. Первоначально он жил в Санкт-Петербурге, где занимался художественной критикой, а спустя пару лет переехал в Москву. Вскоре состоялось судьбоносное для Грабаря знакомство со способным художником-импрессионистом и по совместительству совладельцем Даниловской мануфактуры Николаем Мещериным. Игорь Эммануилович получил приглашение в его усадьбу Дугино (ныне — Мещерино Ленинского района Московской области). Он много раз подолгу работал здесь и даже познакомился со своей будущей женой, племянницей Мещерина. По воспоминаниям, Грабарь вставал в 5-6 часов утра и до изнеможения работал, запечатлевая живописные места в округе. Тогда и появились многие его замечательные работы: «Февральская лазурь», «Иней», «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол», «Дельфиниум». Картину «Февральская лазурь», идея которой пришла художнику во время прогулки, сам Грабарь впоследствии называл самым значительным своим произведением.

Картина «Февральская лазурь», 1904 год. Государственная Третьяковская галерея.

 Но не живописью единой жил Игорь Эммануилович. В начале 1910-х он дебютировал и как архитектор. И сегодня в Северо-Западном административном округе Москвы, на Куркинском шоссе, можно увидеть спроектированный им ансамбль больницы Захарьина. Заказ на проект поступил Грабарю от вдовы знаменитого врача, которая в 1908 году потеряла и умершего от чахотки сына. Не будучи профессиональным архитектором, он тем не менее сумел выполнить задачу. В 1912 году было завершено строительство, ещё 2 года понадобилось для внутренней отделки, закупки и монтажа оборудования. Начавшаяся Первая мировая война не позволила воплотить в полной мере задумку Грабаря, но и то, что удалось сделать, впечатляет до сих пор. Сейчас здесь располагается Туберкулёзная клиническая больница № 3.

Главный корпус Захарьинской больницы, спроектированной Грабарём.

 В 1910-е Грабарь погрузился в научную и издательскую деятельность. Он провёл титаническую работу по сбору материалов, составлению и изданию многотомного фундаментального труда под названием «История русского искусства». Грабарь хотел выпустить 12 томов, представляющих собой иллюстрированное произведениями искусства описание жизни и быта в различные эпохи российской истории. Он объездил со своими помощниками всю страну и собрал коллекцию, где хранилось до 20 тысяч одних только негативов. К сожалению, издать Грабарю удалось только 8 томов — помешала всё та же Первая мировая… Многие плоды кропотливого труда были утрачены.

 Дошедшая до наших дней «История русского искусства» Игоря Грабаря.

 В 1913 году работы у Грабаря прибавилось ещё больше — он стал директором Третьяковской галереи. Он перестроил её экспозицию на совершенно новых принципах — монографическом и историческом. Он проделал огромнейшую работу: избавился от бессистемности и осуществил перепланировку залов. Во многом то, что мы сегодня можем видеть в Третьяковке, — результат проделанной более 100 лет назад работы Игоря Грабаря и его подчинённых. Им же были впервые описаны фонды галереи, составлены первые научные каталоги. Кроме того, он приобрёл ряд полотен классиков и современных художников.

Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, основанные Грабарём.

 Служение искусству Игоря Грабаря не поколебали и революционные события 1917 года. Он остался во главе Третьяковской галереи, но уже в первый год советской власти стал воплощать другую свою задумку — создавать Центральные реставрационные мастерские. Если до Грабаря в России реставрация была уделом немногих мастеров, которые к тому же при обновлении старинных вещей не проводили научных исследований, то он придал ей невиданный доселе характер. Впервые он привлёк к работе физиков, химиков, микробиологов и прочих учёных, которые могли бы помочь сохранить в первозданном виде старинные вещи.

 Грабарь организовывал экспедиции по старинным русским городам, в Крым, на Кавказ, в Сибирь, на Север. Часто ездил лично. Целью экспедиций было обнаружение, реставрация и укрепление памятников искусства и древности. Парадоксально, но в самое богоборческое время советской истории  новыми красками засияли отреставрированные  фрески и иконы Андрея Рублёва, иконы Боголюбовской, Максимовской и Владимирской Богоматерей. Результаты, по словам самого Грабаря, превзошли самые смелые его ожидания.

 Портрет Корнея Чуковского. 1935 год. Киевская картинная галерея.

 Продолжал Грабарь заниматься и живописью, в основном портретом и натюрмортом. Среди его работ тех лет — портреты Сергея Прокофьева, Корнея Чуковского, Владимира Вернадского и других выдающихся его современников. Из натюрмортов можно отметить прекрасные работы «Яблоки и астры» (1926 г.) или «Груши на зелёной драпировке» (1922 г.).

Картина «Яблоки и астры». 1926 год. Таганрогская картинная галерея.

 Грабарь был одним из самых уважаемых и известных советских художников. Не пошатнула его авторитет ни дружба с семьёй Троцкого, высланного из страны и объявленного вне закона, ни противодействие огульному уничтожению культурных ценностей во время антирелигиозной кампании. Он преподавал теорию и практику научной реставрации в Московском государственном университете, был директором Московского государственного художественного института. Когда велись реставрационные работы в Троице-Сергиевой лавре, он был консультантом Учёного совета по их проведению. Также по его инициативе был создан Городок художников на Верхней Масловке в Москве, где разместилась и его мастерская.

 В годы Великой Отечественной войны Грабарь возглавил Бюро экспертов. Они занимались составлением списков произведений из европейских музеев, которые по плану должны были после войны быть переданы СССР в качестве репараций и взамен погибших от рук захватчиков музейных ценностей. Грабарь участвовал в подготовке «трофейных бригад», принимал эшелоны с произведениями искусства, прибывавшими из Европы. Осенью 1944 года Грабарь создал Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры, который возглавлял до самой своей смерти. В том же году он вернулся к руководству Государственными центральными реставрационными мастерскими, которые когда-то создал. В январе 1943 года Грабарь из личных средств передал 70 тысяч рублей на постройку танковой колонны «Советские художники Красной армии».

 В 1947 году при его активном участии был создан Музей древнерусского искусства Андрея Рублёва.

 Ещё в 1928 году Грабарю было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1943 году он стал народным художником РСФСР, а в 1956 году получил высшее звание — народного художника СССР. Он был лауреатом Сталинской премии 1-й степени, кавалером двух орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени. Мало было в стране в то время столь же титулованных художников, научных и музейных работников.

 Игорь Эммануилович Грабарь ушёл из жизни 16 мая 1960 года в возрасте 89 лет. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Имя выдающегося человека носят улицы в Егорьевске и Мукачеве, а также основанный им Всероссийский художественный научно-реставрационный центр.

Могила Грабаря на Новодевичьем кладбище Москвы.

Обложка: Автопортрет И. Э. Грабаря. 1934 год. Государственная Третьяковская галерея. Источник: https://regnum.ru/