Всеволод I

Всеволод I Ярославич
Великий князь Киевский Ярослав Владимирович Мудрый среди своих многочисленных детей особо выделял четвертого по счету сына Всеволода I Ярославича (1030–1093), в крещении известного под именем Андрей. Наблюдая тягу княжича к знаниям и его набожность, Ярослав до самой своей смерти держал сына при себе, не давая никакого удела, но со временем пророчил ему счастливое правление в Киеве. Когда в 1054 году отца не стало, Всеволоду пришлось наверстывать упущенное – в итоге он примерил не только венец правителя, но и доспехи полководца.
Триумвират Ярославичей
Согласно завещанию Ярослава, основные южнорусские земли распределялись между его тремя старшими на тот момент сыновьями: Изяславу достался Киев, Святославу – Чернигов, а Всеволоду предстояло княжить в Переяславле. «Повесть временных лет» сообщает, что отец предостерегал сыновей от распрей и вражды, способных погубить и самих князей, и их владения, добытые потом и кровью предков. Братья прислушались к завету, образовав единую систему управления государством, известную ныне как триумвират Ярославичей. Просуществовала она без малого 20 лет.
Изяслав допускал Святослава и Всеволода к государственным делам на правах равных себе. Князья вели постоянную борьбу с начавшимися при их правлении набегами половцев и стремились укрепить свою власть внутри русских земель. При этом триумвират Ярославичей не особо выбирал средства и не особо считался с интересами как дальней родни, так и родных племянников – княжившего в Новгороде Ростислава Владимировича, сына умершего еще при жизни Ярослава старшего брата Владимира, а также детей княживших в Смоленске и Владимире-Волынском младших братьев Вячеслава и Игоря.
Княжившему на самом юге русских земель Всеволоду первому из триумвирата Ярославичей приходилось встречать набеги кочевников
Вячеслав и Игорь умерли довольно рано, но их сыновья не дождались уделов от своих дядьев. Существовавшее в то время на Руси так называемое лествичное право престолонаследия предусматривало прежде всего горизонтальную передачу власти, т.е., от брата к брату, а не вертикальную, от отца к сыну – именно поэтому триумвират также постриг в монахи собственного дядьку Судислава Владимировича, которого Ярослав Мудрый прежде держал в заключении.
Важным этапом правления триумвирата Ярославичей была их борьба с двоюродным племянником Всеславом Брячиславичем, известным также как Всеслав Чародей. Этот полоцкий князь поначалу был вполне лоялен к южным родственникам и совместно с Ярославичами предпринял удачный поход против причерноморских кочевников-торков. Затем в 1065–1067 гг. он сначала осадил Псков, а затем захватил и разорил Новгород, где правил старший сын Изяслава Ярославича Мстислав.
Триумвират ответил тем, что ранней весной 1067 года объединенное войско Изяслава, Святослава и Всеволода вторглось в полоцкие земли. Ярославичи сожгли Менеск (это было первое упоминание нынешней столицы Белоруссии), а затем в сражении на реке Немиге разбили и войско Всеслава. Сам полоцкий князь сумел бежать, но вскоре Ярославичи зазвали его на переговоры, захватили силой и отвезли в Киев, где посадили в деревянный сруб без окон и дверей. Теперь триумвират владел всеми русскими землями.
Следующий 1068 год выдался для Ярославичей неудачным. Половцы под предводительством хана Шарукана вторглись по левому берегу Днепра в южнорусские земли, и в марте в сражении на реке Альте под Переяславлем объединенное войско братьев потерпело сокрушительное поражение. Именно оно положило начало распаду триумвирата Ярославичей.
Междоусобица Ярославичей
После поражения на Альте Святослав ушел к себе Чернигов, а Изяслав и Всеволод укрылись в Киеве. Неспособность Изяслава и Всеволода организовать в столице сопротивление половецкому нашествию спровоцировала восстание горожан, которые созвали вече, освободили из заключения Всеслава Чародея и призвали его на княжение. Изяслав бежал в Польшу к своему двоюродному брату Болеславу II Смелому, а Всеслав присоединился к Святославу.
В ноябре 1068 года черниговское войско Святослава Ярославича сумело разбить значительно превосходящие силы половцев на реке Снов, остановив их первое большое вторжение на русские земли, но весной 1069 года к Киеву двинулся с польским войском уже Изяслав Ярославич. Встретившись с ним под Белгородом, князь Всеслав при виде превосходящего противника бежал в Полоцк, оставив войско, и Изяслав беспрепятственно подошел к Киеву. Там его встретили Святослав и Всеволод, призванные киевлянами для защиты от поляков.
Именно здесь интересы участников триумвирата впервые серьезно разошлись – младшие братья выразили старшему решимость защищать отцовский город от чужеземцев. На последовавших переговорах киевляне в обмен на уход поляков и отказ Изяслава от репрессий обещали не бунтовать и не препятствовать возвращению прежнего князя. Утвердившись на киевском престоле, Изяслав обещания не мстить не сдержал и казнил непосредственных участников освобождения Всеслава, а многие киевляне в устрашение были ослеплены.
В 1073 году триумвират Ярославичей окончательно распался. Святослав и Всеволод вдвоем обвинили Изяслава в сговоре с Всеславом, к тому времени вернувшим себе Полоцк. Перед лицом братьев старший Ярославич вновь был вновь вынужден бежать в Польшу, однако встретил там холодный прием, и отправился искать союзников к императору Священной Римской империи Генриху IV. Когда и это предприятие не увенчалось успехом, Изяслав отправил послов к римскому папе Григорию VII, и тот уговорил польского князя Болеслава принять изгнанника у себя.
После бегства Изяслава на киевский престол взошел Святослав Ярославич. Всеволоду по старшинству достался Чернигов, но внезапная смерть Святослава в декабре 1076 года вновь поменяла расстановку сил на политической карте. Всеволод, занявший великокняжеский престол, вскоре вернул его старшему брату, а свои претензии к дядьям выдвинули уже сыновья Святослава Роман и Олег, а также сын Вячеслава Ярославича Борис, оставшиеся без наделов. Собрав в 1078 году наемное половецкое войско, они двинулись на черниговские земли. Потерпев в августе поражение в сражении на реке Сожице, Всеволод Ярославич оставил Чернигов и отступил к Изяславу в Киев.
Киевское княжение
Дальнейшие события сложились для Всеволода самым лучшим образом. Вернувшись к Чернигову вместе со старшим братом, в октябре того же 1078 года в битве на Нежатиной Ниве черниговский князь вольно и невольно решил все свои проблемы. Войско мятежных племянников было разбито, при этом Борис Вячеславич погиб, а Олег и Роман Святославичи бежали в Тмутаракань. Однако более важной стала смерть в бою Изяслава Ярославича – в результате Всеволод не только вернул Чернигов, но и неожиданно получил Киев.
Считается, что князь сражался в пешем строю, и вражеский всадник поразил его копьем в спину.
Правление Всеволода I Ярославича на великокняжеском престоле началось с того, что он передал старшему сыну Владимиру Чернигов, а младшего Ростислава посадил в Переяславле. Несмотря на то, что сыновьям погибшего Изяслава Ярополку и Святополку достались Волынское и Новгородское княжество, в руках Всеволода I оказалась власть почти над всеми русскими землями – считается, что именно он первый стал использовать титул «князь всея Руси». Вскоре были устранены и другие значительные угрозы его правлению.
В следующем 1079 году Роман и Олег Святославичи во главе половецкого войска вновь попытались пойти на север, но под Переяславлем Всеволод I перекупил половцев, и они убили Романа. Олег же попал в плен, был отправлен в Византию, где и остался на долгие годы – по некоторым источникам, не без участия Всеволода. Несколько успешных походов киевских и черниговских войск в полоцкие земли заставили отказаться от каких-либо амбиций и давнего врага Всеволода I – Всеслава Брячиславича.
Внутренняя и внешняя политика Всеволода I
Утвердившись на киевском престоле, бразды правления мягкий по характеру Всеволод Iво многом отдал старшему сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, выросшему к тому времени в опытного полководца. От имени отца он вел войны с половцами, а также с двоюродными братьями, сыновьями Изяслава и Святослава Ярославича. В целом по активности этот период жизни Всеволода I несравним с его молодостью времен триумвирата Ярославичей и слабо отражен в источниках.
Внешняя политика князя ознаменовалась интенсивными контактами с соседями, что отразилось и на семье Всеволода I. Сам женатый первым браком на византийской царевне, а вторым на половецкой княжне, он выдал дочь Евпраксию за императора Священной Римской империи Генриха IV. К сожалению, этот союз оказался неудачным, и тогда Всеволод I перенес свое внимание на противника Генриха, римского папу Урбана II.
Смерть Всеволода I и итоги правления
Последние годы правления и жизни Всеволода I ознаменовались великими бедами для русских земель. Великая засуха 1092 года, сопровождавшаяся эпидемиями, спровоцировала голод и мор, в то же время южные пределы государства подверглись половецким набегам. Считается, что именно неустанные попытки преодолеть последствия неурожая подорвали здоровье Всеволода и стали причиной его смерти, последовавшей 13 апреля 1093 года. Владимир Мономах не захотел узурпировать власть, и киевский престол по лествичному праву наследовал старший племянник Всеволода I Святополк Изяславич.
В биографии Всеволода I, во многом типичной для русских князей того времени, можно выделить несколько моментов. Набожный и миролюбивый по натуре, он искал прежде всего бескровные пути разрешения конфликтов, но при необходимости прибегал и ко всем другим доступным средствам. Оставив после себя сильное государство, князь, в то же время, не имел возможности прекратить междоусобицу, которая после его смерти вспыхнула с новой силой среди внуков Ярослава Мудрого. После себя Всеволод оставил сына Владимира – опытного полководца и государственного деятеля, сумевшего со временем усилить доставшееся ему государство.
Будучи очень образованным для своего времени человеком, Всеволод I в годы правления триумвирата Ярославичей отметился активным участием в создании Правды Ярославичей – свода законов Древней Руси, основанного на Русской Правде Ярослава Мудрого.
Обложка: Портрет князя Всеволода I из царского титулярника конца XVII в. (CC BY-SA 4.0)
Источник: https://ru.wikipedia.org
Новое
Видео
А. Антонов. Операция «Багратион»
А. Антонов. Операция «Багратион»
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
"Золотой век" русской литературы. Первая половина XIX века. Урок десятый.
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт
Рождение шестидесятничества. Физик, лирик, пророк, поэт