Куинджи Архип

2/9/2023

Архип Иванович Куинджи – художник большого таланта и сложной судьбы. В своих удивительных пейзажах он сумел через уникальное, свойственное только ему, сочетание цветов передать красоту природы, полную глубины и высокого смысла. Лучшие работы этого непревзойдённого певца лунного и солнечного света вошли в число шедевров мирового искусства.

Детство и юность Архипа Куинджи

Архип Иванович Куинджи появился в пригороде Мариуполя в семье приазовских греков. Обычно его датой рождения называют 15 (27) января 1842 года, однако есть сведения и о 1841 или 1843 гг. рождения. Отец будущего художника Иван Христофорович сапожничал, мать, имя которой неизвестно, хлопотала по хозяйству. Уже в четыре года Архип остался сиротой и воспитывался в семье дяди. Получив только начальное образование, мальчик с 10 лет был вынужден трудиться: пас соседских гусей, служил счетоводом у строительного подрядчика, выполнял домашнюю работу у хлеботорговца.

Архип Куинджи, 1870 год.

Увлечение рисованием у Архипа возникло очень рано и к 13 годам переросло в настоящую страсть – он отдавал увлечению всё свободное время, покрывая набросками любой попавшийся под руку клочок бумаги. Однажды его рисунки попались на глаза феодосийскому купцу А.Л. Дуранте, гостившему в Мариуполе, и произвели на него впечатление. Тот посоветовал способному подростку ехать на учёбу в Крым, к уже широко известному И.К. Айвазовскому.

В том же 1855 году Куинджи последовал совету и отправился к знаменитому живописцу, однако не застал его – Иван Константинович надолго уехал по делам. Ожидая возвращения Айвазовского, привычный к труду Архип остался в его имении и выполнял различные подсобные работы: растирал краски, красил заборы, подметал полы и т.д. Первые уроки живописи он получил от А.И. Фесслера, 30-летнего любителя, который приходился родственником Айвазовскому и сам у него стажировался. К огорчению Архипа, вернувшийся через два месяца мастер не взял его в ученики, но посоветовал ехать на учёбу в Одессу или Санкт-Петербург.

«Ладожское озеро», 1871 год (фрагмент).

Через год Куинджи перебрался в Одессу, а затем в Таганрог, где работал ретушёром в различных фотомастерских. Этой профессии он отдал девять лет жизни, неизменно продолжая рисовать и мечтать о профессиональной карьере живописца. В итоге переломным моментом в биографии Куинджи стал 1865 год, когда он решился на переезд в Петербург для поступления в Императорскую академию художеств.

Творчество Архипа Куинджи

В академию 26-летний Архип Куинджи поступил лишь в 1868 году на правах свободного художника, только с третьей попытки, продолжая зарабатывать на жизнь ретушированием. В это время он познакомился с целой плеядой молодых художников, вскоре создавших общество передвижников – И.Н. Крамским, В.М. Васнецовым, И.Е. Репиным, В.Е. Маковским. Под влиянием этой среды Куинджи быстро прогрессировал в профессиональном плане. Творческие споры до поздней ночи, как впоследствии вспоминала в мемуарах жена Репина Н.Б. Нордман-Северова, позволили молодому художнику сформировать свой взгляд на искусство. Уже в работах 1870–1872 гг. «Осенняя распутица» и «Ладожское озеро» проявились фирменные черты стиля картин Куинджи – контрастная светотень, изощрённый колорит, эмоциональная выразительность.

«На острове Валааме», 1873 год (фрагмент).

В 1870–1873 гг. Куинджи летом посещал остров Валаам, где создал цикл картин, посвящённый местной суровой, но прекрасной природе. В 1873 году он впервые отправился в Европу. В художественных музеях Берлина, Мюнхена, Парижа, Лондона, Вены его взору предстали полотна старых и новых мастеров. Тем не менее, из зарубежной поездки Куинджи вернулся с убеждением, что для русского художника ценны прежде всего родные мотивы.

В 1874–1875 гг. Куинджи участвовал в выставках передвижников. Самые известные его работы этого периода – «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе», в которых под гнетущим дождём в холодной степи предстаёт образ нищей сельской глубинки. Главной же темой, в которой талант Куинджи раскрылся в полной мере, стали полотна, посвящённые малороссийской природе. В 1876 году картина «Украинская ночь» произвела настоящую сенсацию в столичном обществе. Её даже называли «непозволительно роскошной», в галерее вокруг неё всегда толпились восхищённые посетители. По сей день бытуют легенды о том, что художник использовал в своём творчестве некие особые, излучающие свет краски, секрет которых он унёс в могилу.

«Украинская ночь», 1876 год (фрагмент).

Вторая половина 1870-х гг. стала периодом расцвета популярности художника. Его гонорары неизменно росли, его творения заметили в Европе, где Куинджи называли тогда самым оригинальным русским живописцем. Успех своих картин он объяснял обретением собственного метода – построением произведения «от себя», не отталкиваясь от этюдов.

В 1879 году произошёл конфликт между А.И. Куинджи и другим передвижником М.К. Клодтом. Последний позволил себе в анонимной статье обвинить находящегося на вершине славы Куинджи в монотонном однообразии сюжетов и злоупотреблении ярким светом. В результате Куинджи покинул товарищество передвижников, рамками которого уже давно тяготился, и начал выставлять свои работы самостоятельно.

«Берёзовая роща», 1879 год (фрагмент).

Картины Куинджи, написанные в 1879–1882 гг. – «Ночь на Днепре», «Днепр утром», «Берёзовая роща» – были приняты публикой восторженно, после чего художник на два десятилетия ушёл в добровольное затворничество. Причина, по которой он решил не выставляться, до сих пор доподлинно не известна – вероятно, чтобы не отвлекаться на шумиху поклонников и бесконечную болтовню критики, неизменное сопровождавшие любое новое полотно, и полностью сосредоточиться на творчестве.

В 1886 году художник приобрёл имение в Крыму и подолгу проживал там, воспитывая учеников. Среди последних стоит выделить Н.К. Рериха, А.А. Рылова, А.А. Борисова и К.Х. Вроблевского. Скопив благодаря высоким ценам на свои картины и сдаваемой внаём недвижимость значительное состояние и одновременно обладая весьма скромными потребностями, Куинджи регулярно жертвовал значительные суммы на поддержку молодых живописцев.

«Лунная ночь на Днепре», 1880 год (фрагмент). Возможно, самая известная картина А.И. Куинджи.

В 1901 году живописец неожиданно для всех впервые за 20 лет организовал персональную выставку, которая имела успех, однако продолжения не последовало вплоть до смерти художника. При этом всё последнее десятилетие Архип Иванович продолжал кропотливо и плодотворно работать. Самые известные шедевры последних лет – «Радуга» (1905), «Красный закат» (1908).

Семья и личная жизнь Архипа Куинджи

Со своей будущей женой Верой Леонтьевной (1856–1920) Архип Куинджи познакомился в Мариуполе. Она была дочерью богатого торговца мехами – обрусевшего грека Леонтия Спиридоновича Кетчерджи, сменившего фамилию на Шаповалов, он – бедным художником, некогда взявшимся рисовать портрет дочки заказчика. Со временем между художником и его юной моделью возникла симпатия, несмотря на разницу в 13 лет и буквальную пропасть в социальном положении.

Единственное известное изображение Веры Куинджи – маленький карандашный рисунок, сделанный её мужем в 1875 году.

Когда девушка подросла, молодые люди решили пожениться. Однако благословение отца невесты они получили только тогда, когда Куинджи стал известным столичным живописцем, чьи картины стали покупать крупнейшие меценаты, а Вера окончила институт благородных девиц в Керчи. Свадьба состоялась в Мариуполе в июле 1875 года, после чего молодожёны вместе уехали в Петербург. Вера Леонтьевна стала верным спутником своего мужа. Она занималась его счетами и корреспонденцией, практически не появлялась в обществе, сама вела домашнее хозяйство и при этом, судя по всему, супруги были вполне счастливы. Вера Леонтьевна пережила мужа на 10 лет и умерла от голода в Петрограде в 1920 году. Детей у четы Куинджи не было.

Смерть и похороны Архипа Куинджи

Весной 1909 года у прежде неизменно здорового и крепкого художника наметились проблемы с сердцем, а летом следующего года, будучи в Крыму, он сильно простудился. Простуда быстро переросла в воспаление лёгких, и после двух месяцев мучительного угасания Архип Иванович Куинджи умер в Петербурге 11 (24) июля 1910 года. Все свои сбережения, за исключением довольно скромной ренты на содержание вдовы, мастер завещал основанному в 1908 году и просуществовавшему два десятилетия Обществу художников имени А.И. Куинджи, целью которого была поддержка молодых и нуждающихся живописцев.

Архип Иванович Куинджи на снимке, сделанном около 1907 года.

Похоронили А.И. Куинджи на Смоленском кладбище на Васильевском острове. На могиле был возведён массивный гранитный монумент работы А.В. Щусева в виде портала, дополненный бюстом художника, который изваял В.А. Беклемишев. В советское время Смоленское кладбище пришло в запустение, и захоронения известных людей переносились на другие ленинградские некрополи. В 1952 году в рамках этой кампании прах и надгробие А.И. Куинджи перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Известные работы Архипа Куинджи

Первой картиной Куинджи, о которой широко заговорили, стал написанный в 1873 году пейзаж «На острове Валааме», на котором два дерева – сосна и берёза – стоят на фоне уходящих в воду скал. Именно в этой работе Куинджи нащупал свой авторский почерк и личный взгляд на природу как проявление высших сил. Работа вызвала восхищённые отклики И.Е. Репина и И.Н. Крамского.

«Ночное», 1900 год.

Особо стоит выделить обширный украинский цикл, наполненный романтическим дыханием. Картина «Украинская ночь» (1876) признается искусствоведами одной из лучших у художника. Белизной хат и лунным светом на дороге Куинджи подчеркнул глубину южного сине-чёрного неба. Схожие мотивы присутствуют в другой знаменитой работе художника – «Вечер на Украине» (1878), где игра света и тени достигали совершенства.

Картины 1879 года «Берёзовая роща», «Север» и «После дождя» великолепно демонстрируют принципы живописного метода мастера, где интенсивность солнечного света усиливается сгустившейся тенью. Произведения Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880) и «Днепр утром» (1881) воспринимались публикой как живые. Владелец «Лунной ночи на Днепре» великий князь Константин Константинович настолько привязался к картине, что возил её с собой в длительное морское заграничное путешествие.

«Красный закат на Днепре», 1908 год (фрагмент).

Только после смерти Куинджи взору ценителей предстали сотни полотен времён затворничества 1883–1910 гг., среди которых стоит отметить «Прибой» (1887), «Море» (1890), «Ночное» (1900) и многие другие.

Значение творчества Архипа Куинджи

В историю русского искусства А.И. Куинджи вошёл как зачинатель концептуальных изображений природы, как создатель метода «переосмысливания» пейзажа через природные архетипы, как мастер высочайшего уровня, с помощью игры света и тени подчеркнувшего взаимосвязь всего живого. Романтическое восприятие природы в сочетании с воплощёнными на холсте и преобразованными памятью жизненными впечатлениями позволило Куинджи утвердить новый, свежий взгляд на окружающий мир, где искренние переживания художника нашли широкий отклик в сердцах ценителей живописи.

Перечень наиболее известных работ Архипа Куинджи

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении (1869)

Волны (1860-е гг.))

Ладожское озеро (1871)

Осенняя распутица (1872)

На острове Валааме (1873)

Забытая деревня (1874)

Пейзаж (1874)

Лодка в море. Крым (до 1875 года))

Бурьян (1875)

Облака (1875)

Осень. Пасмурный день над степью (1875)

Степь. Нива (1875)

Тополя (1875)

Чумацкий тракт в Мариуполе (1875)

Зима (1876)

Крыши. Зима (1876)

Украинская ночь (1876)

Вечер на Украине (1878)

Закат в лесу (1878)

Закат солнца в лесу (1878)

Сосна (1878)

Море (1875–1879 гг.))

Радуга (1875–1879 гг.))

Берёзовая роща (1879)

После грозы (1879)

После дождя (1879)

Север (1879)

Стволы берёз (1879)

Украина (1879)

Лесные дали (не позднее 1879 года))

Деревня. Вечер (конец 1870-х – 1880-е гг.))

Море. Серый день. Мариуполь (1870-е гг.))

Лунная ночь на Днепре (1880)

Днепр утром (1881)

Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного (1882)

Вид на Москву с Воробьёвых гор (1882)

Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья (1882)

Ночь на Днепре (1882)

Берег моря. Прибой (1887)

Горы. Утро. Крым (1887)

Кипарисы на берегу моря. Крым (1887)

Крым. Южный берег (1887)

Лес (1887)

Лесная поляна (1887)

Лесная поляна. Крым (1887)

Прибой. Крым (1887)

Вид на берег и море с гор. Крым (1880-е гг.)

Морской берег. Вид на гору Демерджи. Крым (1880-е гг.)

Ночь (1880-е гг.)

Подсолнухи. Крым (1880-е гг.)

Стволы деревьев (1880-е гг.)

Вечер в степи (1876–1890 гг.)

Закат (1876–1890 гг.)

Закат зимой. Берег моря (1876–1890 гг.)

Лунная ночь (1876–1890 гг.)

Лунная ночь на море (1876–1890 гг.)

Лунная ночь. Раздумье (1876–1890 гг.)

Морской прибой. Крым (1876–1890 гг.)

Осень (1876–1890 гг.)

Парусник в море (1876–1890 гг.)

Солнечные пятна на инее. Закат в лесу (1876–1890 гг.)

Сумерки. Лучи заходящего солнца на холмах (1876–1890 гг.)

Берег моря (1885–1890 гг.)

Вечер (1885–1890 гг.)

Горный склон. Крым. (1885–1890 гг.)

Крым. Яйла (1885–1890 гг.)

Крыши (1885–1890 гг.)

Лесок с берёзой (1885–1890 гг.)

Морской берег. Крым (1885–1890 гг.)

Скалистый морской берег. Крым (1885–1890 гг.)

Эффект заката (1885–1890 гг.)

Берёзовая роща. Пятна солнечного света (1890–1895 гг.)

Восход солнца (1890–1895 гг.)

Голова крестьянина–украинца в соломенной шляпе (1890–1895 гг.)

Горы (1890–1895 гг.)

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь (1890–1895 гг.)

Дерево (1890–1895 гг.)

Закат (1890–1895 гг.)

Зима (1890–1895 гг.)

Зима. Оттепель (1890–1895 гг.)

Зима. Пятна света на крышах хат (1890–1895 гг.)

Зима. Туман (1890–1895 гг.)

Море (1890–1895 гг.)

Осень (1890–1895 гг.)

Пейзаж. Степь (1890–1895 гг.)

Полдень. Стадо в степи (1890–1895 гг.)

Портрет неизвестного (1890–1895 гг.)

Ранняя весна (1890–1895 гг.)

Северное море при свете луны (1890–1895 гг.)

Снежные вершины гор. Кавказ (1890–1895 гг.)

Снежные вершины. Кавказ (1890–1895 гг.)

Сумерки (1890–1895 гг.)

Хаты в снегу (1890–1895 гг.)

Эльбрус. Лунная ночь (1890–1895 гг.)

Эльбрус. Снежные вершины (1890–1895 гг.)

Горная долина. Крым (1890-е гг.)

Камни. Крым (1890-е гг.)

Лес. Лопухи (1890-е гг.)

Лесная глушь (1890-е гг.)

Облако над степью (1890-е гг.)

Облако. Закат (1890-е гг.)

Поляна в лесу. Туман (1890-е гг.)

Прибой в дождливый день (1890-е гг.)

Закат в степи (1900)

Лов рыбы на Чёрном море (1900)

Ночное (1900)

Днепр (1901)

Христос в Гефсиманском саду (1901)

Радуга (1905)

В Крыму (1900–1905 гг.)

Дубы (1900–1905 гг.)

Крым (1900–1905 гг.)

Облака (1900–1905 гг.)

Ай-Петри. Крым (1898–1908 гг.)

Берег моря со скалой (1898–1908 гг.)

Вершина Эльбруса, освещённая солнцем (1898–1908 гг.)

Волна (1898–1908 гг.)

Дали. Крым (1898–1908 гг.)

Дубок (1898–1908 гг.)

Закат (1898–1908 гг.)

Закат в степи на берегу моря (1898–1908 гг.)

Казбек (1898–1908 гг.)

Лесное болото (1898–1908 гг.)

Лунный серп на фоне заката (1898–1908 гг.)

Море (1898–1908 гг.)

Море. Крым (1898–1908 гг.)

Облако (1898–1908 гг.)

Облако над горной долиной (1898–1908 гг.)

Осень. Туман (1898–1908 гг.)

Прозрачная вода. Крым (1898–1908 гг.)

Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым (1898–1908 гг.)

Пятна лунного света в лесу. Зима (1898–1908 гг.)

Роща (1898–1908 гг.)

Солнечный день в лесу (1898–1908 гг.)

Солнечный свет в парке (1898–1908 гг.)

Сумерки на море. Крым (1898–1908 гг.)

Туман в горах. Кавказ (1898–1908 гг.)

Эльбрус (1898–1908 гг.)

Эльбрус вечером. Розовый закат (1898–1908 гг.)

Эльбрус днём (1898–1908 гг.)

В тумане (1905–1908 гг.)

Волга (1905–1908 гг.)

Красный закат на Днепре (1908)

Цветник. Кавказ (1908)

Дерево на фоне вечернего неба. Украина (1900-е гг.)

Закат над сосновым лесом (1900-е гг.)

Казбек вечером (1900-е гг.)

Лесное озеро. Облако (1900-е гг.)

Озеро. Вечер (1900-е гг.)

Прибой (1900-е гг.)

Обложка: https://ru.wikipedia.org