Матвеев Андрей

3/13/2023

Андрей Матвеев наряду с Иваном Никитиным стоит у истоков русского реалистического портрета. Он первым из отечественных художников прошёл весь курс западноевропейских премудростей и заложил живописную традицию, усвоенную и преумноженную последующими поколениями русских мастеров изобразительного искусства.

Детство и юность Андрея Матвеева

Биография Андрея Матвеева полна белых пятен. Нам очень мало известно о его происхождении и родственных связях, о его детстве и начальном образовании. Сведения о художнике собирались исследователями буквально по крупицам. Косвенные признаки указывают, что родился Андрей Матвеевич Матвеев (как варианты, указываются отчества Меркурьевич и Петрович) в 1701 году в Великом Новгороде. Неизвестно, где и когда он получил первые навыки живописца, но в 1716 году его сестра, состоявшая при дворе императрицы Екатерины I, способствовала включению талантливого юноши в число тех, кого Пётр I отправил для получения художественного образования в Европу.

«Автопортрет с женой». Художник А.М. Матвеев, 1729 год.

Робкие попытки создать собственную живописную школу, основанную на западных технических и эстетических достижениях, предпринимались в России с середины XVII века. В Москву приезжали голландец Иоганн Детерсон, фламандец Даниэль Вухтерс, швед Вильям Гек и другие художники. Они брали местных учеников, но результаты неизменно оказывались посредственными. В стране господствовала иконопись, главные приёмы которой предполагали скорее ремесленный, чем творческий подход.

В итоге император Пётр I решил «основать живопись» по тому же принципу, как он строил современный русский морской флот: отобрал пять наиболее способных юношей, так называемых пенсионеров (от «пенсион» – денежное содержание), и отправил учиться за границу. Среди них оказался и Андрей Матвеев – французский художник при русском дворе Луи Каравак признал его «лучшим из всех выезжающих русских».

Творчество Андрея Матвеева

В отличие от остальных пенсионеров, поехавших в Италию, Матвеев отправился познавать живописные науки в Голландию. Там он провёл следующие 11 лет – в 1716–1725 гг. жил в Амстердаме, а в 1725–1727 гг. стажировался уже в Антверпене. Сначала наставником молодого художника был известный портретист Арнольд Бонен, а последние два года – вероятно, Петер Спервер. За границей Матвеев прилежно прошёл все ступени мастерства – от рисунка до композиции, от карандаша до масляных красок, от эскизов до классических сюжетов. Судя по сохранившимся произведениям «пенсионерского» периода, стиль картин Матвеева тогда оказался близок фламандской академической школе, и ему больше удавались портреты, чем мифологические темы.

«Аллегория живописи». Художник А.М. Матвеев, 1725 год.

В 1727 году художник вернулся в Россию. Сохранившийся документ аттестует его как превосходного живописца, обладающего и прилежанием, и охотой, и мастерством: «Оный Матвеев к живописанию и рисованию зело способную и склонную природу имеет». В 1730 году ему положили годовой оклад в 200 рублей и поставили во главе «живописной команды», которой Канцелярия от строений, заведовавшая развитием архитектурного облика Санкт-Петербурга, поручала важные казённые заказы.

В 1732 году художник руководил строительством Триумфальных ворот, возведённых на Невском проспекте по случаю возвращения императрицы Анны Иоанновны с коронации в Москве, написал портрет государыни. В 1730–1734 гг. он участвовал в оформлении внутреннего убранства Петропавловского собора, церкви Св. Симеона и Св. Анны, выполнил несколько больших батальных полотен для Летнего дворца. К сожалению, почти ничего из вышеперечисленного не дошло до наших дней, однако знатоки, видевшие иконостас церкви Св. Симеона и Св. Анны, существовавший ещё в 1920-х гг., утверждали, что иконы напоминали синтез голландской станковой манеры и строгановской школы.

Портреты И.А. Голицына и А.П. Голицыной. Художник А.М. Матвеев, 1728 год.

Согласно свидетельствам современников, с годами мастерство Матвеева росло, как и жалованье художника, которое выросло с 200 до 400 рублей. Помимо этого, хороший доход приносили частные заказы. Жил Андрей Матвеев в собственном доме на Большой Посадской улице на Петербургской стороне и предпочитал работать в расположенной тут же мастерской. В середине 1730-х гг. под его руководством производилась роспись Сенатского зала Двенадцати коллегий, создавались панно для Зимнего дворца, изображения для Петергофа и Царского Села. Иногда приходили и совсем анекдотические с современной точки зрения распоряжения – обновить росписи царской голубятни или украсить царскую карету. К сожалению, мы не знаем, занимался подобными заказами сам Матвеев, или поручал их своим ученикам.

Вскоре по возвращении в Санкт-Петербург из Голландии Матвеев исполнил «парсуны» многих влиятельных особ своего времени – генерал-фельдмаршала Бурхарда Кристофа Миниха, архитектора Доменико Трезини, гоф-интенданта Антуана Кормедона. Делал он это с лёгкостью и быстротой, изумившей многих. В 1730-х гг. художник писал уже не так много парадных портретов: слишком много сил отбирали проекты по украшению храмов и дворцов. К тому же, при дворе императрицы Анны Иоанновны русским живописцам предпочитали немецких – Иоганна-Пауля Люддена, Иоганна-Элиаса Гриммеля, Иоганна-Балтазара Франкарта.

Семья и личная жизнь Андрея Матвеева

Андрей Матвеев обвенчался в 1729 году с Ириной Степановной Антроповой, дочерью кузнечного мастера. По данным исповедальных росписей, она была гораздо младше мужа – к моменту свадьбы ей едва исполнилось 16 лет. Её старшая сестра Стефанида вышла за архитектора А.П. Евлашева, младшая, Акулина – за И.Ф. Фёдорова, ученика архитектора. Мужья всех трёх сестёр служили в одном ведомстве – Канцелярии от строений. Двоюродный брат Ирины Матвеевой, Алексей Петрович Антропов, впоследствии стал известным живописцем и учителем ещё более прославленного живописца Д.Г. Левицкого.

Портрет великой княжны Анны Леопольдовны. Некоторые исследователи считают картину написанной А.М. Матвеевым в 1730-е гг.

В браке у Андрея и Ирины Матвеевых родилось не менее трёх детей, в том числе сыновья Иван и Василий. По кончине супруга 26-летняя вдова вторично вышла замуж, за петербургского купца Василия Ивановича Тургенева. Новый муж, как человек предприимчивый, тут же пустил в оборот капитал, накопленный художником.

Смерть и похороны Андрея Матвеева

Андрей Матвеевич Матвеев скончался 23 апреля (4 мая) 1739 года в возрасте всего 38 лет. Причиной стала многомесячная болезнь – как указано в метрической записи, его погубила чахотка (туберкулёз). О месте захоронения художника сведений, увы, не сохранилось.

Известные работы Андрея Матвеева

Искусствоведы характеризуют художественное направление творчества Матвеева как «петровский реализм». Именно в этой манере написаны большинство его портретов. Нам известны по названиям многие картины Матвеева, – аллегории «Великодушие» и «Любовь к отечеству», религиозные холсты «Вознесение Господне» и «Пришествие Христово», парадные портреты Петра II и Анны Иоанновны и другие. К сожалению, до наших дней дошли только четыре портрета, которые специалисты без оговорок относят к кисти мастера, две картины времён иностранного ученичества, несколько росписей в храмах, плафон в Сенатском зале Двенадцати коллегий. Кроме того, около пяти или шести работ атрибутируются как предположительно матвеевские. Большинство картин художника, о которых есть упоминания в документах, утеряны.

 Портрет императора Петра I. Художник А.М. Матвеев, ок. 1728 года.

Среди сохранившихся произведений Матвеева выделяется «Автопортрет с женой», написанный в 1729 году по случаю свадьбы. Сам сюжет картины оказался революционным для русской живописи. На полотне изображён художник, обнимающий молодую супругу. Портрет отличается правдивостью и бесхитростностью, лишён аллегорической подоплёки. Лицо женщины подкупает тихой смущённой улыбкой и едва проступающей кокетливой грацией, взгляд художника же полон энергии, уверенности и достоинства.

Примечательны также относящиеся к 1728 году портреты супружеской четы Голицыных – князя Ивана Алексеевича и его жены Анастасии Петровны. Изображения реалистичны и лишены какой-либо лести: князь показан строгим и решительным пожилым человеком, княгиня – чопорной дамой, с брезгливо поджатой губой. Кисти Матвеева принадлежит также известный портрет Петра I, выполненный с оригинала 1716 года голландского живописца Карела де Моора. Безусловно, это одно из самых удачных изображений императора.

Значение творчества Андрея Матвеева

Творчество Андрея Матвеева имеет важнейшее значение для развития профессиональной русской живописи. Он первым из наших соотечественников успешно освоил самые современные техники письма своего времени, прекрасно ориентировался во всех нюансах и сложностях живописного дела, привнёс в российскую живопись новые жанры – например, автопортрет. Своим многочисленным ученикам, среди которых стоит отметить А.В. Ярошевского, И.И. Скородумова и А.П. Антропова, он прививал любовь к кропотливому труду и самостоятельному мышлению – лучшим способам раскрыть творческий потенциал.

Список сохранившихся произведений Андрея Матвеева

Аллегория живописи (1725)

Венера и Амур (1726)

Портрет И.А. Голицына (1728)

Портрет А.П. Голицыной (1728)

Портрет императора Петра I (ок. 1728)

Тайная вечеря (икона) (1729)

Автопортрет с женой (1729)

Моление о чаше (1729)

Премудрость с Правдой, Милосердием и Верностью (эскиз плафона) (1735)