Толстой Алексей

11/10/2022

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Толстой – автор большого числа популярных произведений, от любимых детьми «Приключений Буратино» до ценимых поклонниками фантастики «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина». Миллионные тиражи, десятки экранизаций, три Cталинские премии. Несмотря на всеобщее признание, судьба автора, как и судьбы его героев, познала много изгибов и переломов. Однако ни в минуты отчаяния, ни в мгновения счастья природный дар слова не изменял Алексею Толстому, который заслуженно входит в когорту самых выдающихся русских писателей XX века.

Детство и юность

Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 года (10 января 1883 года по новому стилю) в городе Николаевске Самарской губернии (ныне Пугачёв Саратовской области). Его рождение породило пересуды, сопровождавшие писателя всю жизнь. Алексей появился на свет в момент разрыва отношений его матери Александры Леонтьевны, урождённой Тургеневой, с супругом – графом Николаем Александровичем Толстым, результатом которого стал уход женщины к А.А. Бострому. Воспитание будущий писатель получил в семье отчима. Несмотря на многочисленные споры и сплетни о том, кто был биологическим отцом мальчика, современные биографы А.Н. Толстого на основе писем Александры Леонтьевны безоговорочно признают его сыном графа.

Ученик реального училища Алеша Толстой, 1892 год.

Детство Алексея Толстого прошло на хуторе Сосновка (ныне село Павловка Самарской области) в благожелательной обстановке патриархальной семьи. В 15 лет мальчик вместе с матерью перебрался в Самару, где в 1898–1901 гг. получал образование в реальном училище. Своим однокашникам он запомнился живым и даже озорным характером. В 1901 году Толстой окончил училище и перебрался в Петербург, где поступил в Технологический институт на механическое отделение. Но естественные науки отступили перед соблазнами столичной жизни, которыми отмечена юность Алексея Толстого. Не будучи прилежным студентом, он не завершил обучение, не получил диплом, и в поисках нового в 1907 году записался в художественное школу. Тогда же проявился подлинный интерес Толстого к сочинительству.

Начало творчества

Первые литературные опыты 24-летнего Алексея Толстого – прежде всего, поэтический сборник «Лирика» (1907) – отличались подражательством и влиянием декадентской среды. Но спустя всего три года Алексей был замечен литературной общественностью. Сборник рассказов «Заволжье» (1910), романы «Чудаки» (1911) и «Хромой барин» (1912) снискали благосклонность искушённых столичных критиков и приобрели популярность у читающей публики.

К началу Первой мировой войны Толстой имел репутацию талантливого и перспективного писателя, вхожего во все модные салоны и редакции Петербурга. С началом боевых действий он стал военным корреспондентом «Русских ведомостей» и неоднократно выезжал на фронт. Под влиянием увиденного он быстро остыл к декадентству и стал искать новые темы и художественные образы, работая над романом «Егор Абозов» (не закончен).

Буратино – возможно, самый известный герой произведений А.Н. Толстого. Художник Л.В. Владимирский, 1980-е гг.

После февраля 1917 года Толстой пребывал в приподнято-идиллическом состоянии: он грезил о новом человечестве и светлом будущем, но реальность быстро разрушила простодушные упования. В горниле гражданской войны сгинули восемь его родственников, в их числе брат Александр, белогвардейский офицер. Потрясённый происходящим, Толстой, по его словам, «физически возненавидел большевиков». Эта «ненасытная злоба проклятий» пронизывала рассказы, написанные по горячим следам событий, в 1918–1920 гг. Не видя себя в новом государстве, весной 1919 года Толстой покинул Россию и перебрался сначала в Париж, а затем в Берлин.

Эмиграция и возвращение

Годы в эмиграции Толстой считал самыми тяжёлыми в своей жизни. На бытовую неустроенность накладывалось безрадостное общение с беженцами, потерявшими на Родине всё и наполнившими сердца бесконечной ненавистью к «чудовищной революции». Только литературная деятельность спасала от гнетущей безысходности окружающего мира. За несколько лет Толстой написал многие знаковые работы. Среди них следует упомянуть ностальгическую повесть «Детство Никиты» (1921), которая многими литературоведами рассматривается как высшее достижение писателя, а также утопически-фантастический роман «Аэлита» (1922), несовершенный с точки зрения сюжета, но излучающий горячую веру в грядущее, где доброта всё же восторжествует, пусть и на Марсе. Тогда же родился роман «Сёстры» (1919–1922) – первая книга трилогии «Хождение по мукам», посвящённая осмыслению прокатившихся по России грандиозных и трагических событий.

 Кадр из телесериала «Хождение по мукам», снятого по одному из главных произведений писателя, 2018 год.

В 1922 году Толстой полностью разочаровался в эмигрантской среде и идее монархистского реванша. В знаменитом открытом письме к видному деятелю «белого дела» Н.В. Чайковскому писатель признал советскую власть единственной силой, способной вывести страну из тупика. На следующий год Толстой вернулся в Россию, а точнее, в новую и неведомую для себя страну – Советский Союз.

Творчество в СССР

Первые по прибытии домой произведения «красного графа», как стали называть Толстого за его политическую позицию, наполнены драмой эмиграции, утопающей в мечтах и нищете («Ибикус, или похождения Невзорова», 1924 год), сатирой на мир чистогана («Мираж», «Союз пяти», «Гиперболоид инженера Гарина», 1924–1927 гг.) и судьбой героев Гражданской войны, оказавшихся лишними во времена НЭПа («Разговор на балконе», «Гадюка», 1927–1928 гг.). Одновременно автор работал над масштабным полотном «Хождений по мукам», завершая вторую часть трилогии («Восемнадцатый год», 1927–1928 гг.).

Алексей Николаевич Толстой. Посёлок Детское Село, 1935–1939 гг. Фото Г.Г. Петрусова.

В 1930-е гг. Толстой все больше вписывался в культурный официоз, и некоторые его произведения той поры не лишены идеологических штампов и славословий. Особенно это заметно в «Хлебе» (1937) и «Пути к победе» (1938), повествующих о ведущей роли Сталина в Гражданской войне. Толстой оставался активным в самых разных областях творчества: обрабатывал русские народные сказки, создавал по итальянским мотивам знаменитого Буратино (1936), много сил отдавал публицистике и общественной деятельности как депутат Верховного Совета СССР.

Особое место в творчестве Алексея Толстого занимает «петровская тема». Ещё в 1918 году он написал рассказ «День Петра», посвящённый русскому царю, а с 1930 года приступил к монументальному роману о петровской эпохе. Толстой штудировал источники, консультировался с историками, впитывая «ощущение эпохи». Работа над романом продолжалась 15 лет. В итоге был создан величественный образ венценосца, строящего новую державу из обветшавшего царства.

Портрет А.Н. Толстого. Художник П.Д. Корин, 1940 год.

Перед Великой Отечественной войной Толстой написал роман «Хмурое утро» (1940–1941) – последнюю часть «Хождений по мукам». К сожалению, веяния эпохи заставили писателя смягчить противоречия, сгладить финал, что не пошло на пользу произведению. Во время войны Толстой активно бил врага словом. Им опубликованы десятки статей с яростными призывами к бескомпромиссной борьбе с фашизмом, созданы фронтовые «Рассказы Ивана Сударева» (1941–1942) и «Русский характер» (1944). Постепенно из этого массива созревал замысел большого романа «Огненная река» о подвиге русского народа – увы, не осуществившийся.

Алексей Толстой стал одним из немногих авторов, получивших Сталинскую премию I степени в области литературы и искусства несколько раз. В 1941 году он был удостоен её за первые две части «Петра I», в 1943 году – за трилогию «Хождение по мукам», в 1946 году, уже посмертно – за пьесу «Иван Грозный».

А.Н. Толстой в гостях у лётчиков-истребителей системы ПВО Москвы, лето 1941 года. Фото С.И. Лоскутова.

Особые отношения сложились у писателя с кинематографом. Начиная с 1915 года, произведения Алексея Толстого экранизировались десятки раз. Самыми известными постановками стали немой фильм «Аэлита» Я.А. Протазанова (1924), биографическая картина «Пётр Первый» В.М. Петрова (1938), историческая драма Г.Л. Рошаля «Хождение по мукам» (1957–1958), детская сказка «Приключения Буратино» Л. Нечаева (1975), истории об инженере Гарине – «Гиперболоид инженера Гарина» А.И. Гинцбурга (1965) и «Крах инженера Гарина» Л.А. Квинихидзе (1973).

Семья и личная жизнь

Человек бурного темперамента, Алексей Толстой сполна проявлял его и в личной жизни: у писателя было четыре брака и четверо детей, а также несколько сильных влюблённостей. Первой женой молодого Алексея стала Юлия Рожанская, с которой он встречался в Самаре и продолжил отношения в Петербурге в 1901–1907 гг. Но Юлия хотела видеть мужа добропорядочным инженером, а того влекло в литературу, и поэтому последовал неизбежный разрыв. Их 5-летний сын Николай умер вскоре после расставания родителей в 1908 году.

Алексей Толстой диктует текст своей супруге Людмиле Крестинской-Баршевой. Посёлок Детское Село, 1935–1939 гг. Фото Г.Г. Петрусова.

Со второй женой, молодой художницей Софьей Дымшиц, Толстой познакомился в Дрездене в 1907 году. В 1911 году у них родилась дочь Марианна, впоследствии профессор химии. В 1914 году в жизни Толстого возникла Наталья Крандиевская, женщина красивая и незаурядная. Вскоре она стала женой писателя и матерью двух его сыновей – Никиты (1917), будущего учёного-физика, и Дмитрия (1923), ставшего композитором. Последней, четвёртый раз семью Алексей Толстой создал в 1935 году – избранницей его стала Людмила Крестинская (Баршева), прежде работавшая у писателя секретарём.

Смерть

В декабре 1943 года, присутствуя в Харькове на первом показательном процессе против немецких офицеров, виновных в злодеяниях против мирного населения, Алексей Толстой сильно простудился. После этого случая он так и не смог оправиться, работая через силу.

А.Н. Толстой на заседании судебного процесса над немецкими военными преступниками. Харьков, декабрь 1943 года.

В 1944 году врачи обнаружили у писателя рак лёгких, который и стал непосредственной причиной смерти Алексея Толстого. Болезнь прогрессировала быстро, и 23 февраля 1945 года классик отечественной литературы умер. 24 февраля его тело было кремировано, а 26 февраля урну с прахом торжественно захоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Библиография Алексея Толстого

Романы:

Чудаки (1911)

Хромой барин (1912)

Хождение по мукам (трилогия, 1922–1941)

Аэлита (1923)

Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)

Гиперболоид инженера Гарина (1927)

Эмигранты (1931)

Пётр Первый (1934)

Повести и рассказы:

Старая башня (1908)

Архип (1909)

Актриса (Два друга) (1910)

Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)

Мишука Налымов (Заволжье) (1910)

Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)

Сватовство (1910)

Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)

Харитоновское золото (1911)

Приключения Растёгина (1913)

Любовь (1916)

Прекрасная дама (1916)

Обыкновенный человек (1917)

День Петра (1918)

Простая душа (1919)

Четыре века (1920)

В Париже (1921)

Граф Калиостро (1921)

Детство Никиты (1922)

Повесть Смутного времени (1922)

Семь дней, в которые был ограблен мир (Союз пяти) (1924)

Бывалый человек (1927)

Василий Сучков (1927)

Великосветские бандиты (1927)

Гадюка (1928)

Морозная ночь (1928)

Хлеб (Оборона Царицына) (1937)

Иван Грозный (1942–1943)

Русский характер (1944)

Странная история (1944)

Чёрная пятница (1924)

Сказки:

Русалочьи сказки (1909–1918)

Сорочьи сказки (1909–1910)

Полкан (1909)

Топор (1909)

Воробей (1911)

Жар-птица (1911)

Прожорливый башмак (1911)

Снежный дом (1911)

Фофка (1918)

Кот сметанный рот (1924)

Как ни в чём не бывало (1925)

Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и о злом коте Хаме (1928)

Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)

Иван-царевич и Серый волк (1940)

Пьесы:

Путешествие на Северный полюс (1900)

О еже, или Наказанное любопытство (1900–1910)

Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона (1900–1910)

Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо) (1900–1910)

Дуэль (1900–1910)

Опасный путь, или Геката (1900–1910)

Спасательный круг эстетизму (1900–1910)

Дочь колдуна и заколдованный королевич (1908)

Нечаянная удача (1911)

День Ряполовского (1912)

Насильники (Лентяй) (1912)

Молодой писатель (1913)

Кукушкины слёзы (1913)

День битвы (1914)

Нечистая сила (1916)

Касатка (1916)

Ракета (1916)

Мракобесы (1917–1940)

Любовь – книга золотая (1918–1940)

Смерть Дантона (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)

Бунт машин (1924, обработка пьесы К. Чапека)

Заговор императрицы (1925, совместно с П.Е. Щёголевым)

Азеф (1925, совместно с П.Е. Щёголевым)

Полина Гебль (1925, совместно с П.Е. Щёголевым)

Чудеса в решете… (1926)

На дыбе (1929)

Это будет (1931, совместно с П.С. Сухотиным)

Оранго (1932, совместно с А.О. Старчаковым)

Патент № 117 (1933, совместно с А.О. Старчаковым)

Пётр I (1935–1938)

Путь к победе (1938)

Чортов мост (1938)

Золотой ключик (1938)

Фюрер (1941)

Иван Грозный (1942–1943)