Антропов Алексей

Сложно найти в истории художественной мысли XVIII века, когда ещё не было развитой системы художественного образования, столь разновекторно направленного творчества, какое было у Алексея Петровича Антропова. Портретист и иконописец, автор прекрасных церковных и дворцовых росписей и оформитель праздничных мероприятий, он был ещё и выдающимся педагогом и организатором учебного процесса.
Алексей Петрович родился 14 (по новому стилю – 25) марта 1716 года в Санкт-Петербурге. Его отец, как и у многих художников той эпохи, происходил из солдат, который после выхода в отставку получил место служителя Канцелярии от строений. Это учреждение осуществляло надзорные функции за строительством, заставляя соблюдать установленный порядок застройки, и проектировала планы кварталов. Там работали художники, поскольку архитекторов в России было очень мало, и знакомства отца помогли юноше впоследствии учиться живописи.
Надо отметить, что Антроповых было четверо братьев, и все проявили себя как одарённые люди. Но если старшие, Степан и Иван, пошли по механической части, став соответственно оружейником и часовых дел мастером, то младшие – Алексей и Николай – ушли в творчество. Алексей Петрович начал учиться живописи достаточно поздно – в шестнадцать лет. Его первым наставником стал его родственник, портретист Андрей Матвеевич Матвеев (живописный мастер при дворе Анны Иоанновны), затем он продолжил совершенствоваться под руководством французского художника-миниатюриста Луи Каравака. Завершал же учёбу Алексей Петрович под руководством Ивана Вишнякова, выдающегося живописца и иконописца, и впоследствии поступил на работу в Канцелярию от строений, под руководство всё того же Вишнякова. До наших дней дошло лишь несколько первых портретных работ Антропова, причём писались они в ту эпоху не с натуры, а по памяти.
Внимание знатных особ Антропов привлёк к себе в 1742 году, во время торжественной коронации новой императрицы Елизаветы Петровны. Бригада Вишнякова, в которой работал и он, отвечала за декорирование масштабных празднеств в Санкт-Петербурге, Петергофе и Москве. При участии Антропова расписывались Зимний, Летний и Царскосельский дворцы, создавались декорации для Оперного дома в Царском Селе.
В 1752 году Антропов получил первый крупный самостоятельный заказ на написание икон и роспись церкви Андрея Первозванного, только что построенной в Киеве по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. Храм этот, воздвигнутый, по преданию, на месте, где апостол Андрей Первозванный во время своего путешествия на север воздвиг крест, и сегодня считается одним из самых красивых храмов Киева. Интересно, что в киевский период своего творчества Антропов написал собственный вариант знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Вернувшись в Петербург, Антропов продолжил трудиться в Канцелярии от строений. Но требовательный к себе живописец не был удовлетворён собственным мастерством, и, несмотря на сорокалетний возраст, бросил службу и поступил в ученики к Пьетро Ротари – любимому портретисту Елизаветы Петровны. Помимо недостаточности художественного образования, живописец испытывал и финансовые трудности – частные заказы кормили не очень, поэтому пришлось ему вернуться на государственную службу. Уже известного при дворе определили в Святейший Синод, на должность «надзирателя», то есть бригадира художников и одновременно их наставника по «искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». На этой должности Алексей Петрович работал до самого конца своих дней.
В этот период его учениками стали будущие известные художники Дмитрий Левицкий и Пётр Дрождин. Последний в 1776 году напишет известный портрет Антропова с его сыном около портрета жены Елены Васильевны.
Смена власти не поколебала славы талантливого художника. Антропов написал, вероятно, самый известный портрет нового императора, Петра III, а после его свержения создал целую серию портретов Екатерины II. Декорационное мастерство Антропова также оказалось востребованным новой императрицей – он активно участвовал в оформлении её коронационных торжеств в 1762 году.
Екатерининская эпоха стала золотым веком творчества Антропова. Он писал заказные портреты важных особ, написал десятки икон, некоторые из которых сохранились и до наших дней. Улучшилось и материальное положение Алексея Петровича. Кроме того, появилась возможность заняться педагогической деятельностью, передать накопленный опыт молодым художникам. С 1765 года он на постоянной основе обучал нескольких учеников, позднее их число дорастёт более чем до сотни. Антропов создал свою художественную школу. А в 1789 году он передал собственный дом Приказу Общественного призрения для размещения в нём народного училища, выпросив для себя и своей семьи только право проживания в нём.
Выдающийся мастер портрета Алексей Петрович Антропов скончался 12 (по новому стилю – 23) июня 1795 года. Похоронили его в Александро-Невской лавре, на Лазаревском кладбище. Сегодня многие его работы, сохранившиеся до наших дней, находятся в Государственном Русском музее, есть и представленные в региональных музеях.
Обложка: Фрагмент автопортрета Алексея Антропова. 1784 год. Источник: https://upload.wikimedia.org/
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Полтавская битва. Памятные даты военной истории России