Родченко Александр

12/26/2022

Александр Родченко. Революционер от искусства

Имя этого художника помнят сейчас далеко не все. Между тем этот человек стал родоначальником целых жанров и направлений в искусстве прошедшего столетия. Он был в числе зачинателей конструктивистского стиля, создавал советскую наглядную рекламу, стоял у истоков агитационной плакатной живописи, оформлял книги и даже привнёс новые художественные приёмы в художественную фотографию.

Александр Михайлович появился на свет 23 ноября (5 декабря) 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец трудился бутафором в театре – изготавливал реквизит для спектаклей, мать была прачкой. Первые годы мальчика прошли за кулисами, поскольку семья жила на квартире прямо в театре. Когда пришло время, его отдали в церковно-приходскую школу. Несмотря на то, что Александр рано проявил творческие способности, отец был, похоже, не в восторге от того, что сын пойдёт по его стопам, выбрав творческую профессию, и настоял на получении другого образования. Поэтому первая специальность Родченко – зубной техник. Однако, какое-то время поработав протезистом в зубоврачебном кабинете, он понял, что это не его. И решил изменить свою жизнь.

В 1911 году Родченко неожиданно для родителей поступил вольным слушателем в Казанскую художественную школу. Учился он у известного в те годы художника Николая Фешина, ученика самого Ильи Репина. Период учёбы для Родченко ознаменовался двумя судьбоносными знакомствами. Во-первых, среди учеников Фешина он встретил свою будущую жену Варвару Степанову. А во-вторых, в 1914 году Родченко знакомится с главными российскими футуристами – Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком, Василием Каменским. Это определило интересы Родченко. И это был определённый вызов обществу, потому что, как он позже писал, у футуризма в тот период были «… враги и поклонники. Вторых мало».

В конце 1915 года Родченко переезжает в Москву, где знакомится с Владимиром Татлиным, известным художником и дизайнером, и сразу же попадает в объединение авангардистов. Татлин стал его проводником в профессиональный художественный мир и во многом учителем. Впоследствии Родченко вспоминал его самыми добрыми словами и даже говорил, что «из всех современных художников, которых я встречал, нет равного ему». Татлин предложил Родченко принять участие в выставке футуристов  «Магазин». Вступительного взноса он не платил, выполняя организационную работу: продавал билеты и проводил экскурсии по экспозиции для гостей выставки.

Картина «Белый круг». 1918 год. Государственный Русский музей.

Началась активная творческая жизнь. Вдохновившись творениями Казимира Малевича, Родченко создал ряд произведений с геометрическими формами, сделав упор на объёмность фактуры. Одновременно художник подрабатывал иллюстрированием книг, созданием декораций для театров. Но в 1916 году ему пришлось прервать творческую деятельность: бушевала Первая мировая война, Родченко мобилизовали и отправили завхозом на санитарном поезде Московской земской управы.

 Картина «Реалистичная абстракция».

Вернуться к творчеству Родченко смог только после Февральской революции. В Москве появился профсоюз художников-живописцев, и Родченко стал секретарём его молодёжного объединения. Его задачей было создание условий для работы начинающих живописцев. После создания Наркомата просвещения (Наркомпроса) Родченко стал заведующим музейным бюро в отделе изобразительного искусства. Поучаствовал он и в создании РАБИСа – Союза работников искусств, предтечи профсоюза работников культуры в системе ВЦСПС.

Плакат «Ленгиз». 1925 год.

1920-е – это зенит профессиональной деятельности Александра Родченко. Он преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, возглавлял Институт художественной культуры, стоял у истоков создания группы фотохудожников «Октябрь» – передового для того времени объединения, внедрявшего новаторские приёмы фотосъёмки, некоторые из которых применяются специалистами и по сей день.

Плакат «Добролёт». 1923 год.

Именно в первое десятилетие советской власти Родченко создал самые известные свои произведения – шедевры плакатной рекламной живописи. Он оформлял советские павильоны на всемирных выставках, рабочие клубы, театральные спектакли, был фотокорреспондентом в самых известных газетах и журналах (в «Огоньке», «Пионере», «Вечерней Москве»). Тогда же ему удалось продолжить дело отца-бутафора, но уже в кино – Родченко разрабатывал оригинальные декорации, мебель, костюмы для кинопостановок «Москва в Октябре», «Журналистка», «Альбидум», «Кукла с миллионами».

 Афиша фильма «Броненосец «Потёмкин». 1925 год.

Но самые известные его творения – рекламные плакаты в конструктивистском стиле, созданные в творческом содружестве с Владимиром Маяковским. Многие придуманные поэтом хлёсткие лозунги пережили своё время. Эти плакаты выполняли одновременно пропагандистскую, информационную и просветительскую функции. Большая часть плакатов делалась для «Моссельпрома» – государственной организации, составлявшей конкуренцию нэповским частникам и уделявшей большое значение новаторской рекламе. Текст писал Маяковский, оформление было за Родченко: «Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Лучше сосок не было и нет – готов сосать до старых лет», «Трудящиеся! Не страшны дороговизна и НЭП, покупайте дешёвый хлеб!», «Все курильщики всегда и везде отдают предпочтение «Красной звезде», «Трёхгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон». И это действительно работало: благодаря такой яркой и запоминающейся рекламе «Моссельпром» успешно переманивал покупателей у нэпманов. Творческое содружество с Маяковским, кстати, не ограничилось рекламой: Родченко иллюстрировал книги поэта.

Плакаты «Моссельпрома». 1920-е.

Но во второй половине 1920-х он всё больше увлекается фотоэкспериментами. Будучи по натуре своей новатором, революционером от искусства, Родченко не мог снимать как все, ему обязательно надо было выдумать что-нибудь новое. Именно он стал зачинателем широкого распространения таких ракурсов, при которых композиция фотографии выстраивается по диагонали, для чего съёмку нужно вести снизу вверх или, наоборот, сверху вниз. Определённую известность получили и жанровые портреты мастера, наполненные особой энергетикой и передают дух эпохи.

 Портрет матери. 1924 год.

К сожалению, с годами художник всё меньше снимал и рисовал – основной его работой стало иллюстрирование книг, которым он занимался вместе с супругой. Но мастера фотографии не забыли власти. Так, в 1933 году он отправился на строительство «Беломорканала», где снимал поездку группы советских писателей во главе с Максимом Горьким. Он же потом оформил и коллективную монографию литераторов об этом турне. Родченко отправлял свои фотографии на союзные и республиканские выставки и даже за границу, но, к сожалению, так и не дожил до своей первой персональной фотовыставки. В последние годы жизни предметов его интереса стал пикториализм – метод фотосъёмки, при котором работы получаются похожими на живопись. Таким образом он выполнил, например, серию фотографий цирковых и театральных артистов.

 Могила Родченко на Донском кладбище Москвы.

Художник ушёл из жизни 3 декабря 1956 года и был похоронен на Донском кладбище Москвы. А вскоре усилиями его вдовы была открыта первая персональная фотовыставка Александра Родченко. Имя художника не забыто – в его честь  названа Московская школа фотографии и мультимедиа. В 2016 году в Даниловском районе столицы появилась улица Родченко, а параллельная улица названа в честь его жены Варвары Степановой.

Обложка: Александр Родченко. Источник: https://letsgophotos.ru/