En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Морозов Александр

28.08.2023

Александр Морозов – великий конструктор танков. Он стоял у истоков отечественного танкостроения, благодаря ему советские бронированные машины завоевали репутацию лучших в мире. Творческое наследие Морозова, его идеи и наработки не утратили актуальности и поныне.

Детство и юность Александра Морозова

Александр Александрович Морозов появился на свет 16 (29) октября 1904 года в селе Бежица, что ныне находится в черте Брянска. Своим расцветом Бежица была обязана основанному в 1873 году Брянскому рельсопрокатному заводу. Слесарем здесь многие годы работал Александр Дмитриевич Морозов – отец конструктора. Четверо его детей – Александр, Анна, Вера и Николай – воспитывались в строгости. Большое влияние на детей оказала мать Екатерина Васильевна. Она учила их трудолюбию, скромности, честности.

Александр Александрович Морозов.

Незадолго до Первой мировой войны семья перебралась в Харьков, где Морозов-старший устроился слесарем на Харьковский паровозостроительный завод. Его старший сын Александр с детства имел склонность к созданию всевозможных механизмов. Он всё время что-то пилил, строгал, приколачивал. Техническая смекалка и серьёзный характер сделали его авторитетом среди мальчишек родной улицы. Но, как и все они, Саша любил погонять мяч на пустыре или сбегать на речку Лопань.

Образование Александра Морозова

До революции Александр Морозов учился сначала в частной начальной школе, затем в реальном училище. На оплату обучения шла немалая часть зарплаты отца, но сын его не подводил – приносил только хорошие и отличные отметки. Революция нарушила привычный ход вещей. В Харькове сменились Донецко-Криворожская республика, немцы, Скоропадский, Директория, Советы, деникинцы. Только в декабре 1919 года в городе прочно утвердилось советская власть. К этому времени 15-летний Александр Морозов трудился переписчиком технической документации на паровозостроительном заводе.

Конструкторы Харьковского паровозного завода. Александр Морозов – второй справа в верхнем ряду.

В октябре 1922 года молодого человека назначили младшим чертёжником, а с мая 1923 года – чертёжником-конструктором тракторно-технической конторы при заводе. В этой должности Морозов принимал участие в разработке механизмов для гусеничного трактора «Коммунар». С ноября 1926 по сентябрь 1928 гг. Александр проходил службу в Красной Армии. Он служил мотористом в 20-й авиационной эскадрилье в Киеве, а после демобилизации вернулся на родной завод и получил распределение в танковую конструкторскую группу.

Это событие стало поворотным в биографии Александра Морозова: отныне его судьба оказалась связана с танками. Для повышения квалификации с 1929 по 1931 гг. Морозов без отрыва от производства обучался на заочном отделении Московского автотракторного института и на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума. Получив «тракторную» специальность, Морозов приступил к новой перспективной работе – созданию танков.

Важные изобретения Александра Морозова

К началу 1930-х гг. танки рассматривались как важнейшее оружие, поэтому их созданию уделялось первостепенное внимание. Наличие собственного массового танка считалось гарантией военной мощи, и сражения Второй мировой войны подтвердили правоту данного взгляда. Изначально Морозов входил в бригаду по разработке танка Т-24, который стал «пробой пера» молодого конструктора. Проект разрабатывался полностью силами харьковских конструкторов, но по результатам испытаний армейское руководство предпочло ему ленинградскую разработку ТГ-1. Однако вскоре выяснилось, что этот танк слишком дорогой и нетехнологичный.

БТ-7 – самый совершенный в линейке предвоенных быстроходных танков БТ.

Выходом посчитали приобретение лицензии на производство танков американской фирмы «Кристи», на основе которых в 1931 году начали разрабатывать собственный колёсно-гусеничный танк БТ. К середине 1930-х гг. было разработано целое семейство этих машин – танки БТ-2, БТ-5, БТ-7, для которых Александр Морозов проектировал трансмиссию и ходовую часть. Кроме того, в мае 1934 года он окончил курсы командиров танков, что дало инженеру взгляд на боевую машину изнутри.

В середине 1937 года за недостатки конструкции нового танка БТ-7 было репрессировано руководство ХПЗ и заводского КБ. Главным конструктором был назначен М.И. Кошкин, его заместителем стал А.А. Морозов. Перед харьковскими конструкторами поставили задачу дальнейшей модернизации БТ-7, при этом М.И. Кошкин убедил И.В. Сталина в необходимости начать работу над чисто гусеничным танком помимо колёсно-гусеничного. Так родился Т-34, великая «тридцатьчетвёрка». После смерти Кошкина в сентябре 1940 года Морозов возглавил КБ и ускоренными темпами внедрял новый танк в серийное производство.

Танк Т-34 ранних серий выпуска.

Организаторские способности и талант конструктора в полной мере раскрылись в Морозове во время эвакуации завода в Нижний Тагил. Александр Александрович постоянно совершенствовал главный советский танк Великой Отечественной, и в результате его глубокой модернизации к началу 1944 года был выпущен великолепный средний танк Т-34-85. Всего в годы войны несколькими танковыми заводами было выпущено свыше 70 000 «тридцатьчетвёрок» разных модификаций.

Почти сразу с запуском в серию Т-34-85 А.А. Морозов приступил к проектированию нового танка с учётом накопленного боевого опыта и новых технических возможностей. Главными требованиями к танку стали усиление огневой мощи, повышение броне защиты и способность преодолевать водные преграды. После «промежуточного» Т-44 пришёл Т-54, первые опытные образцы которого были созданы в 1945 году. В 1951 году А.А. Морозов вернулся в Харьков как главный конструктор. Энергично и последовательно он приступил к созданию «лучшего танка в мире» Т-64 – с повышенной манёвренностью и автоматом заряжания, 115-мм пушкой, комбинированной броней, новой ходовой частью, 700-сильным двигателем. Это была концептуально новая машина – со скоростью и подвижностью среднего танка, с защитой и огневой мощью тяжёлого. По сути, А.А. Морозов создал новый тип – основной боевой танк (ОБТ).

Первый в мире основной боевой танк, долгожитель Т-64.

За Т-54 последовал Т-64, который до сих пор состоит на вооружении ряда армий, а в своей последней разработке Т-74 конструктор воплотил идеи о необитаемой башне, гидрообъёмной трансмиссии, взаимозаменяемости членов экипажа при выполнении боевых задач, 1000-сильном двигателе при боевой массе в 38–39 тонн и т.д. Во многом конструктор на 40 лет предвосхитил основные идеи современной «Арматы».

Семья и личная жизнь Александра Морозова

Александр Александрович принадлежал к поколению тружеников и энтузиастов, живущих своим делом. Место работы Морозова нередко было не вторым, а первым его домом. Жена конструктора Нина Митрофановна с пониманием относилась к напряжённому графику мужа, во всем его поддерживала. В семье Морозовых росли два сына, Александр и Евгений. Последний пошёл по стопам отца и стал конструктором в Харьковском конструкторском бюро машиностроения (ХКБМ).

Смерть и похороны Александра Морозова

Несмотря на то, что уже в 1943 году в возрасте 39 лет А.А. Морозов перенёс инфаркт, он не признавал отпусков и выходных, работая на износ. Врачи призывали отдохнуть, но главный конструктор отмахивался, до последнего оставаясь на рабочем месте. Скончался он 14 июня 1979 года в Харькове, не дожив до 75 лет.

 Могила А.А. Морозова.

Весь день к гробу, установленному в заводском Доме культуры, шли люди, желавшие проститься с человеком, так много сделавшим для защиты своей страны. Похоронили А.А. Морозова на харьковском городском кладбище №2.

Награды и премии Александра Морозова

За заслуги в области танкостроения А.А. Морозов в 1943 и 1974 гг. был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награждён многими орденами, в т.ч. тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Кутузова I степени, Суворова II степени, Красной Звезды, медалями.

Александр Морозов в Кремле, 1976 год.

За достижения в разработке новых танков он трижды получал Сталинскую (1942, 1946, 1948) и один раз Ленинскую (1967) премии. Морозов имел звание генерал-майора технических войск (1943) и учёную степень доктора наук (1972).

Память и след Александра Морозова в культуре

Александр Морозов внёс огромный вклад в обороноспособность Советского Союза, в создание грозной боевой техники. Его наработки и идеи положили начало «морозовской» школе танкостроения, которая до сих пор влияет на развитие танковой мысли. Большой интерес для историков науки и техники представляет дневник конструктора, изданный в 2007 году, в котором повествуется о перипетиях разработок различных моделей танков. Имя Морозова присвоено ХКБМ, одна из улиц Харькова была названа его именем.

Обложка: https://ukraina.ru

7895

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва народов. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Гумбинненское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте