«Зелёная политэкономия» и G20. За чей счёт США собираются «спасать природу»

Министры финансов и главы ЦБ стран «Большой двадцатки» (G20) поддержали идею так называемых «зелёных финансов». Если коротко и без изысков, то суть идеи – в спасении нашей родины-планеты Земля от варварского капиталистического уклада. Если мудрёно и с претензией на научность, то суть – в финансировании «экологически устойчивого роста, который должен быть поставлен в центр стратегии экономического развития всех стран».
Спору нет, цель благородная. Однако есть нюансы. Во-первых, напрягает, что против эксплуатации «нашей родины» выступают самые отчаянные её эксплуататоры. Пчёлы против меда? А, во-вторых, хотелось бы понять принципы борьбы «за гуманизм и дело мира». Речь ведь идёт не просто о новых «зелёных» бумажках. Речь о новой (альтернативной) финансовой системе, о новом политически мотивированном механизме регулирования экономических отношений в обществе.
Идея «зеленых финансов» предусматривает своё «зелёное» кредитование, фонды «зелёного» развития, «зелёные» облигации, «зелёные» индексы ценных бумаг, «зелёное» страхование и т.д. На самом деле: складывается совершенно новый (не рыночный) класс финансов и новая (непрозрачная) система индексов и котировок, с помощью которой будут устанавливаться понижающие коэффициенты и вводиться санкции и штрафы.
Для понимания значимости происходящего необходим короткий экскурс в историю.
В 2000 году на «саммите тысячелетия» Генеральная Ассамблея ООН сформулировала восемь глобальных целей, получивших название «Цели развития тысячелетия». В качестве общечеловеческих проблем были названы: бедность, образование, равноправие полов, детская смертность, материнское здоровье и СПИД…
И опять же, слова дурного не скажешь против повестки. Но среди гуманистических целей «тысячелетия» особняком стоят две последние (7 и 8). Седьмая сфокусирована на решении экологической проблемы, в ней впервые на официальном уровне ставится задача включить принципы «устойчивого развития» в государственные программы всех стран. А восьмая декларирует необходимость всемирного (глобального) партнёрства в целях «устойчивого развития», то есть создания надгосударственных институтов контроля.
Родоначальником теории «устойчивого развития» считается английский священник и учёный XVIII века Томас Роберт Мальтус, который первым сформировал комплексный взгляд на демографию, экономику и экологию. Мальтус выступал за сохранение экосистемы планеты в равновесии. Экономическим срезом его теории был тезис о том, что причина бедности кроется не в принципах перераспределения совокупного общественного продукта (экономика), а в ограниченности продовольственных ресурсов (природа). Из этого делался вывод, что единственным способом борьбы с бедностью является ограничение рождаемости в бедных семьях (селекция).
В современном дискурсе тема «устойчивого развития», экологической безопасности и регулирования ресурсов (рационализация) была реанимирована в рамках Римского клуба в 1972 году. В новой редакции тезис об ограниченности природных ресурсов подразумевает уже не продовольствие, а энергию, углеводороды. Чуть позже тема неизбежности глобального контроля над природными ресурсами (глобальный дефицит) станет постоянной в повестке «Большой семёрки», созданной как противовес ОПЕК сразу после нефтяного кризиса 1973 года.
В 2000 году на «саммите тысячелетия» концепция «устойчивого развития» получит статус одного из основополагающих документов международного права, а спустя пять лет на очередном саммите ООН будет провозглашено «Глобальное партнёрство в целях развития». Список задач «партнёрства», если очистить его от беллетристики («за всё хорошее, против всего плохого»), впечатляет сам по себе.
Приведём некоторые из пунктов:
- добиваться эффективного и транспарентного использования государственных финансов в целях макроэкономической стабильности;
- обеспечить баланс маневра национальной промышленной политики в рамках обязательств и соображений глобального рынка;
- повысить вклад неправительственных организаций, гражданского общества и частного сектора в налаживании глобального партнёрства;
- охранять базу природных ресурсов.
Документ, в полном соответствии с неомальтузианством, обосновывается необходимостью защиты экологической устойчивости планеты. В центре концепции – принцип универсального доступа к природным ресурсам (источникам энергии) и постепенный отказ от государства (Nation State) как формы социального контроля, осуществляемого посредством выражения политической воли гражданами. Фактически декларирован отказ от демократии в том виде, в котором мы её знаем, в пользу глобального (наднационального) контроля.
Знаковая вещь: необходимость глобального управления (global governance) в негосударственном формате аргументируется не общими выгодами, а общими угрозами (глобальное потепление, терроризм и т.д.). Осознание «нашей общей родины» приходит через осознание общей беды, через страх перед будущим. Идёт так называемая «игра с нулевой суммой». Чем сильнее угроза международного терроризма, чем неадекватней представляются действия стран, не согласных с миропорядком «конца истории», тем выше потребность в глобальном управлении.
В описательной части целенаправленной деятельности человека (бизнес-процессы) за последние 20 лет на Западе произошли концептуальные изменения, по-новому раскрывающие совокупность старых причинно-следственных связей. У нас по-прежнему в ходу копипасты из устаревшего лексикона 90-х о независимости экономики от политики и о политике открытости, как политике роста (даже партию такую создали). А в США такие конструкты, как «отрасль», «рынок», «услуга», уже давно не в ходу: на их место пришли «архитектуры», «воздействия», «системы управления», «потенциалы».
Там, где мы говорим о товарах, американцы говорят о преобразующих инвестициях (в погоду, в счастье, в порядок). Так называемые инвестиции с социальной отдачей, меняющие принципы принятия решений, когда инвестор не затраты и прибыли считает, а новые возможности, которые он получает за свои деньги. Вульгарный пример: Украина. 5 млрд. долларов, о которых говорила Виктория Нуланд, – и киевская улица заменяет собой политический ландшафт. Решения начинают принимать вопреки рациональным интересам страны (по хулиганке).
В результате семантического разрыва, подписывая международные соглашения, мы порой не отдаём себе отчёт, о чём они, в каком контексте с ними работают наши контрагенты. А потом обижаемся, что нас не так поняли, или уверяем, что мы не то имели в виду.
Свежий пример: подписание Россией Парижского соглашения (2015) о сокращении выбросов парниковых газов. В оглавлении Соглашения – борьба за экологию планеты, его содержательная часть – новая редакция мальтузианской идеи о десуверенизации природных ресурсов, а фискальная (выплаты за выбросы парниковых газов) – не что иное, как первый глобальный налог. Уже и институт отдельный как модератор процесса создан в рамках официального партнерства с ООН под названием «Устойчивая энергетика для всех», штаб-квартира в Австрии.
При решении своих задач США, всегда стремятся вывести объект будущих капитальных вложений за рамки наблюдаемости большей части участников переговоров. Мы воспринимаем глобальное потепление как проблему, а для ресурсно-дефицитного Запада это механизм смены управления критически значимым ресурсом. В американском политикуме нефтедобывающие страны называют «безбилетниками» – платят за углеводороды все, а выгоду извлекают отдельные страны. И это надо знать, чтобы понимать, кого назначат виновными за проблему индустриального роста развивающихся стран.
Кстати, накануне открытия саммита G20 Китай также объявил о ратификации Парижского соглашения по климату. При этом цель Китая понятна: превратить «двадцатку» в самый влиятельный форум, определяющий глобальную повестку дня, и вырвать управленческий рычаг из рук «Большой семёрки». Да и финансовые ресурсы Китая несопоставимы с российскими.
Можно, конечно, в очередной раз отмахнуться от проблемы. Пока бюрократический аппарат G20 и ООН всё это через себя прокрутит, лет 20 пройдёт, а там и подумаем, что с этим делать. Однако коалиция банковских регуляторов для поиска способов содействия «зелёному» кредитованию уже создана, а фондовые биржи уже заявили о готовности учитывать риски компаний в метрике устойчивого развития.
Пока бюрократический аппарат будет крутиться, банки и биржи отработают практику нового регулирования и отстроят его механизм. Потом будет уже поздно что-то пересматривать. А главное – непонятно, куда жаловаться.
Новое
Видео
Вторая мировая война на карте.
Вторая мировая война на карте.
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
8 сентября 1812 года – День воинской славы России. Кутузов дал генеральное сражение «Великой армии» Наполеона на подступах к Москве у села Бородино