Женское лицо войны
Кавалерист-девица
Немецкий поэт и публицист Генрих Гейне написал: «Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин…»
С этим утверждением можно поспорить. Отечественная война 1812 года «выковывала» многих людей, которые «творили историю». И среди них есть женщины.
Пожалуй, самый яркий тому пример – Надежда Дурова, она же кавалерист-девица. Её жизнь стала легендой, а имя не затерялось в истории. Именно Надежда Андреевна стала прототипом Шурочки Азаровой, героини знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
Надежда Дурова родилась в сентябре 1783 года в семье военного. Родители мечтали о сыне, и, видимо, поэтому отношения родителей с дочерью не складывались. В конце концов, Андрей Васильевич отдал своего ребёнка на воспитание отставному гусару Астахову.
Дурова впоследствии вспоминала в «Записках кавалерист-девицы»: «Седло было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами...»
В 1789 году Надежда вернулась к родителям: отец вышел в отставку и стал городничим в Сарапуле Вятской губернии. Мать пыталась научить дочь рукоделию и ведению хозяйства, но тщетно. Надю интересовали исключительно мужские занятия. Увидев это, отец подарил ей коня Алкида. И девушка всё свободное время стала посвящать верховой езде.
Дальнейшая жизнь Надежды похожа на приключенческий роман. Девушку выдали замуж, у молодожёном родился сын. Однако семейный быт оказался для неё слишком скучен. Дурова не смогла привыкнуть ни к роли жены, ни к роли матери. Напротив, увлеклась неким казачьим есаулом и всё бросила ради него.
Так началась новая глава жизни Дуровой - будущей кавалерист-девицы.
В казачьем полку Надежда выдавала себя за мужчину. Но казак без бороды – не казак, а значит, долго хранить тайну девушка не могла. Девушка распрощалась с возлюбленным и отправилась в кавалерийский Коннопольский уланский полк. Выбор сделан неслучайно: уланы всегда ходили гладко выбритыми. Поступила на службу, представившись Александром Васильевичем Соколовым (по другим данным – Дуровым).
Дурова участвовала в нескольких крупных сражениях с французами и ни в чём не уступала мужчинам. Здесь — такой эпизод, он произошёл в 1807 году.
Надежда отправила отцу письмо, в котором рассказала о своей новой жизни. И Андрей Васильевич попытался вернуть её домой. Слух о том, что против французов сражалась кавалерист-девица, вскоре дошёл и до императора Александра I. Дурову доставили в Санкт-Петербург. Девушка произвела на государя такое сильное впечатление, что он позволил остаться в армии, вручил награду и распорядился перевести её в Мариупольский гусарский полк под именем Александра Андреевича Александрова. Спустя какое-то время Надежда Андреевна перевелась в Литовский уланский полк.
«Звёздный час» кавалерист-девицы настал во время Отечественной войны 1812 года. Тогда она уже стала поручиком и возглавила полуэскадрон. Сражалась с противником под Смоленском и Колоцким монастырём, обороняла Семёновские флеши. Довелось ей участвовать и в легендарном Бородинском сражении.
За время войны Надежда служила у Кутузова адъютантом-посыльным, сражалась с французами в Германии и участвовала в штурме Гамбурга.
В 1816 году кавалерист-девица вышла в отставку. Она жила в Сарапуле, иногда гостила у младшего брата в Елабуге. Даже после войны Надежда Андреевна не изменяла себе. Всегда носила мужскую одежду, подписывалась фамилией «Александров» и требовала обращаться к ней, как к мужчине.
Не стало Дуровой в 1866 году. Похоронили кавалерист-девицу на Троицком кладбище.
Женщины, способные на подвиг
Во время Отечественной войны 1812 года зажглась звезда не только Надежды Дуровой. Многие женщины встали на защиту Родины. К сожалению, судьбы почти всех обросли большим количеством легенд и сейчас уже невозможно отделить правду от вымысла.
Среди женщин-героинь – Василиса Кожина, жена старосты села Сычёвка. Местные жители думали, что французы, захватившие Смоленск, сюда не пойдут. Но они ошиблись. Враг пришёл и устроил грабёж. Староста пытался договориться с захватчиками, но был убит. И во главе села встала Василиса.
Старожилы рассказывали, что она собрала из односельчан партизанский отряд, который на протяжении долгого времени наносил большой урон захватчикам. Другая легенда утверждает, что Кожина устроила для французов в своём доме застолье. А когда они уснули, подожгла дом. Но достоверно известно, что Василиса вместе с сельскими мужчина организовала конвоирование пленных французов. Однажды один из них попытался сбежать. Но Кожина его убила.
В Смоленской губернии жила и кружевница Прасковья (к сожалению, фамилия не сохранилась). Французы захватили её деревню, начали грабить дома. Но Прасковья не испугалась. По легенде, когда солдаты выбили дверь, она напала на них и убила. После чего с односельчанами ушла в лес, встав во главе партизанского отряда. С ним Прасковья совершала налёты на вражеские отряды. Если верить народной молве, то французы назначили награду за голову женщины. Но поймать её так и не смогли.
Вот ещё один пример женского героизма. У генерала Александра Алексеевича Тучкова была жена – Маргарита Михайловна. Когда началась Отечественная война 1812 года, она не захотела оставлять супруга и отправилась вместе с ним. Генерал погиб во время Бородинского сражения. Когда Маргарита Михайловна узнала об этом, отправилась на поле боя, чтобы отыскать тело. Но её попытки оказались напрасны - Александр Алексеевич пропал без вести. И в 1818 году на месте гибели супруга женщина основала Храм Спаса Нерукотворного, после чего приняла монашеский постриг.
Не миновала война и женщин высшего общества. В 1812 году мать Александра I Мария Фёдоровна, несмотря на требования скорейшего заключения мира с Наполеоном, учредила несколько благотворительных организаций. Не остались в стороне и сёстры государя. Екатерина Павловна распорядилась сформировать из её крестьян Егерский батальон, который участвовал во многих знаковых сражениях. А Мария Павловна на собственные средства оборудовала госпитали для солдат, а также организовала Женское Благотворительное общество.
В 1816 году более семи тысяч женщин получили медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Среди них - и вдовы офицеров, и сёстры милосердия, и воительницы, и многие другие. Женщины, творящие историю, не были забыты.