Зачем смотреть «Девятаева»?
Скажу сразу, что мое мнение может не совпадать с мнением редакции, десятка блогеров и «жуковцев». На фильм я шел едва ли не последним и с тяжелым чувством, потому как много критики. Но посмотреть надо все равно...
Итак, пилот бежит на самолете из горящего концлагеря-аэродрома, оставив товарищей. Вскоре он уже на допросе у особиста. На возглас: «Я стремился на Родину!» герой получает в ответ: «Врешь!» и удар в челюсть. После он уже ЗК, далее на экране печатается рапорт о расстреле при попытке к побегу в феврале 1952 года, титры. Вы подумали, это фильм 2021 года? Нет. Это советский фильм «Охота на единорога», снятый по мотивам автобиографических книг Владимира Девятаева. Советский, повторюсь, фильм. Пускай и снятый на излете Союза, в 1988-1989 годах.
...вернемся к сюжету фильма «Девятаев» 2021 года, снятого Тимуром Бекмамбетовым. Без пересказа основных линий сюжета коснемся истории побега в целом. Канва кинокартины потрясающая, и снят фильм по привычным, но все еще ярким канонам Голливуда. Главный герой не испытывает сомнений относительно выбора сторон и целенаправленно идет к своей цели – совершить побег из плена и вернуться к своим. Мысли материальны, и вскоре герой находит группу инициативных товарищей из числа заключенных, вместе с которыми готовит план. Товарищи разные, но все действительно исхудавшие и больные. В их тяжелых усталых движениях не сомневаешься. Здесь ощущение отчаяния перемешанное со жгучим желанием жить передается визуально. Что как минимум свидетельствует о достойной игре актеров и о профессиональной работе художника по костюмам.
Отметим, что после просмотра воспоминаний настоящего Девятаева бросается в глаза наличие в фильме вымышленного друга – коллаборациониста, который из напарника летчика «переквалифицировался» в преподавателя немецкой летной школы. В их общении заложен основной конфликт фильма – борьба долга и чувств. Девятаев выбирает долг и Отечество, а предатель – блага и внутреннюю пустоту, что в конце концов его и съедает вместе с истребителем. По сути, ввод в реальную историю данного персонажа нужен по двум причинам: во-первых, антигерой должен быть по канонам драматургии, во-вторых, это помогает раскрыть тему недоверия к военнопленным, отношение к ним как к изменникам Родины. На примере двух друзей Бекмамбетов показывает две судьбы, два выбора, добро и зло. А в конце по-христиански призывает помнить о добре и прощать зло. Эта фраза вызвала наибольшие споры и недовольство. Возможно, стоит оценивать поступки героя по делам. Ведь он ни разу не пошел на поводу у друга-коллаборациониста и у лагерной администрации. Именно об этом фильм – о стойкости духа, а не о братании и прощении.
К слову, проблема отношения к военнопленным поднималась в отечественном кинематографе не единожды. Подобные темы поднимались в «Проверке на дорогах» Алексея Германа (старшего) и в картине «Чистое небо» Григория Чухрая. Снятая в разгар оттепели кинолента рассказывает о летчике-герое, который попал в плен, о сложности возвращения к нормальной жизни в обстановке общественного порицания. К слову, ему тоже вручают Звезду Героя, после чего судьба летчика делает резкий поворот и налаживается. Подобная сюжетная канва могла быть более уместной и реалистичной и в фильме «Девятаев», поскольку сам герой неоднократно говорил о трудном времени в послевоенные годы.
История побега, ужас нацистских концлагерей, разрушительные обстоятельства применения оружия возмездия показаны убедительно и ярко. Нет сомнений, что перед нами реальная картина страданий заключенных нацистских концлагерей, обреченных на тяжкий труд и голодную смерть. Помощники надзирателей из числа заключенных показаны максимально скользкими, беспринципными, и очень скоро на них обрушивается справедливое возмездие. Да и братаний с надзирателями и членами осужденных Нюрнбергским процессом организаций не замечено.
В целом послевоенным тяготам Михаила Петровича Девятаева в фильме уделено лишь несколько сцен и фраз. Удивительно, почему на них выстроили разгромную критику десятки СМИ и блогеров, ведь основная идея фильма состоит в том, чтобы напомнить и помнить о героях войны и их Победе. В реальности летчик действительно пробыл до полугода в фильтрационном лагере, а в послевоенные годы не сразу устроил жизнь из-за того, что побывал в плену. Но он не утратил веры в жизнь, в общество, в страну, в которой живет. Финальная сцена, где награжденный высшей наградой офицер в окружении товарищей идет по Красной площади, а затем стоит у руля речного теплохода «Ракета» с семьей, является классическим хеппи-эндом. Только в отличие от голливудских поделок сцена основана на реальной послевоенной судьбе, ведь подвиг летчика был оценен по достоинству государством. Как говорится, Родина помнит своих героев.
Подведем итоги. Девять десятых кинохронометража мы смотрим захватывающую историю побега отважного летчика и его товарищей из цепких лап нацистского плена. Чувствуется, что фильм посвящен герою-летчику и его подвигу. И только в самом конце (и немного в начале) есть определенные инсинуации на тему предательства и его прощения. Антигерой-предатель введен во многом для того, чтобы нравственный выбор Девятаева был еще более выразителен. Настоящий герой не сдался, не струсил, не предал и... простил. Хочется верить, что именно подобные Девятаеву люди принесли нам Победу и мир, выдержали самые нечеловеческие лишения и тяготы военных лет, прошли плен, нашли в себе силы вернуться к мирной жизни, а затем заново отстроили разрушенную страну. И, конечно, они заслуживают памяти, вечного обращения к их подвигам. С этим чувством я выходил из кинотеатра после «Девятаева». И, пожалуй, пробуждение чувств – самая важная идея и миссия фильма.
И да, по сравнению с фильмом 1989 года это огромный, семимильный шаг вперед по уровню осознанности как авторов, так и зрителей. Последние слова в фильме о том, что документы, взятые Девятаевым, дали возможность СССР запустить искусственный спутник в 1957 году. Ложка дегтя, пожалуй, здесь. Ведь вся суть фильма совершенно в другом. Первый искусственный спутник, а затем и человек были запущены в космос первыми не благодаря очередным секретным документам. Наши победы были достигнуты благодаря отчаянно жизнелюбивым и сильным людям, таким как Михаил Петрович Девятаев или главный конструктор Сергей Павлович Королёв. Возможно, поэтому и встретились в реальной жизни. И неслучайно, Девятаев был капитаном «Ракеты», а Королев запускал ракеты в космическое пространство. Пожалуй, я бы показал фильм своим детям, но в формате просмотра с родителями, где лично расставил бы правильные акценты.