Юрий Пименов. Главный романтик советской живописи
26 ноября 1903 года родился советский художник Юрий Иванович Пименов
Москва, 1910-е годы. Ученик московской гимназии №10 каждый день ходит в Третьяковскую галерею, расположенную неподалеку от его дома. Мальчик с интересом рассматривает картины, подолгу стоит перед каждым полотном. Больше других пришлась ему по душе «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. По рекомендации гимназического учителя рисования юный ценитель прекрасного поступает в Замоскворецкую школу живописи. Так начался увлекательный, долгий и плодотворный путь Юрия Пименова в искусстве.
Москва в печали и радости
В 1920 году Пименов становится студентом ВХУТЕМАСа – одного из лучших художественных учебных заведений Советской России. Вместе с однокурсниками он организует «Общество художников-станковистов» и в своем творчестве отдает предпочтение экспрессионизму. Героями картин Юрия Пименова становятся рабочие, спортсмены, ученые и артисты кино. Внимание коллег он впервые обратил на себя в 1927 году полотном «Даешь тяжелую индустрию!». Однако фирменный стиль художника со временем претерпевает серьезные изменения. После выхода постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» деятельность его творческого объединения была запрещена, а его самого стали обвинять в формализме. Юрий Пименов тяжело переживал критику, однако нашел в себе силы вернуться к творчеству с новым подходом. С 1930-х годов центральной темой его работ становится красота повседневности во всех ее проявлениях.
Пименов часами гулял по столичным улицам в поисках сюжетов. «Писать жизнь любимой Москвы, в вечном росте, в движении», – такую цель поставил перед собой художник. В 1937 году он завершает работу над картиной «Новая Москва», ставшей на долгие годы его «визитной карточкой». На полотне изображен жаркий летний день в столице. Дальний план – площадь Свердлова (ныне – Театральная). Мы не видим лица главной героини картины и можем лишь гадать, кто она и куда едет. Настроение царит легкое, одухотворенное, праздничное. К раме ветрового стекла девушка прикрепила маленький букет из гвоздик. «Новая Москва» похожа на кадр из художественного фильма. Критики полагали, что секрет картины Пименова – в ее динамичности. Зритель будто сам становится охвачен бурным ритмом столичной жизни и не желает ему сопротивляться. В годы Великой Отечественной войны Юрий Пименов рисовал агитационные плакаты для ТАСС, изображая фронтовиков и тружеников тыла. До 1943 года он находился в родной Москве и через свои работы фиксировал изменения, произошедшие с посуровевшим городом. Затем художника направили на Северо-Западный фронт. Спустя год Пименов пишет «военную версию» картины «Новая Москва» и называет ее «Фронтовая дорога».
После окончания войны Юрий Пименов начинает преподавать на художественном факультете ВГИКа, а в 1950 году работал на съемках фильма «Кубанские казаки». Театр и кино заняли важное место в его жизни. Юрий Иванович на протяжении пятидесяти (!) лет создавал театральные декорации, костюмы и эскизы занавесов. Режиссерам нравилось сотрудничать с художником – все знали, как легко и весело работает Пименов, увлеченный новыми идеями. В 1949 году художник пишет картину «Новый год». Она стала ярким примером использования им приемов построения кадров в кино или сцены в спектакле. Центральный персонаж картины – мужчина в военной форме. Он стоит у праздничного стола и готовится произнести тост. Характерно, что спустя и четыре года после окончания войны многие мужчины (в том числе и герой картины) еще носили гимнастерки и брюки-галифе. Передний план довольно необычен – шубы и пальто, которые гости умудрились разместить на небольшой вешалке в прихожей, напоминающей театральные кулисы. В качестве «сцены» выступает ярко освещенная комната. В глаза бросаются интересные детали. Вот кто-то забыл поставить на стол обязательные для новогоднего праздника мандарины, и они скромно лежат в темной прихожей. Стулья, по всей видимости, на время взяли у соседей – уж слишком они разные. Судя по часам на тумбочке, до Нового года осталось несколько минут. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу домашнего уюта и радостного ожидания.
Планы, стройки, переезды…
Всплеск творческой энергии Юрия Пименова приходится на годы «оттепели». Его работы пронизаны ощущением веры в светлое будущее. Герои художника – московская молодежь в разных жизненных ситуациях. В 1963 году Пименов пишет картину «Огни университета», рассказывающую историю одной мечты. За столом сидит девочка школьного возраста и пристально смотрит в окно. Отложив учебники и тетради, она грезит поступлением в Московский университет на Ленинских горах, главное здание которого виднеется вдалеке за окном. Художник оставляет зрителю простор для размышлений над происходящим. Потому ли засиделась допоздна ученица, что только усердный труд приближает ее к важной мечте? А может, наоборот, встала пораньше, надела школьную форму и села за учебники, чтобы повторить выученное и успеть к началу занятий? Впереди у нее неведомое будущее – взрослая жизнь, прощание со школой и знакомство с новыми университетскими друзьями.
В 1950-х-60-х годах Юрий Иванович создает серию работ, посвященных московским стройкам и новосельям. Стремительное преображение столицы, ее небывалый рост ввысь и вширь вдохновляли художника. «Я люблю новые кварталы. В их незаконченности, даже в их неполадках живет молодая душа новизны... Новые города, районы и кварталы рождают свою особенную поэзию, особенный характер жизни», – рассказывал он. По словам Пименова, послевоенные дома своей атмосферой сильно отличаются от своих «предшественников». Стены не знают бомбежек, окна никогда не заклеивались бумагой, потолки крепко держатся, комнаты полны простых, но приятных вещей – нарядов, детских игрушек, симпатичной мебели. «Они не знают войны и страха. И дай Бог им никогда их не узнать», – добавлял он. Одной из самых известных картин Юрия Пименова является «Лирическое новоселье» 1965 года. На ней художник изобразил тихое счастье молодых новоселов. Влюбленные стоят в пустой комнате и даже не успели разобрать вещи, перевезенные из прежнего жилья. На дальнем плане виднеются внушительные стопки книг и посуда. Неизбежные хлопоты переезда подождут до утра. А пока персонажи картины искренне радуются моменту, который, возможно, никогда не повторится.
В 1974 году с Юрием Ивановичем произошла любопытная история. Художник представлял выставку своих работ, к нему подошел один из зрителей. Пименову был задан вопрос: «А что Вы пишете для себя?» Зритель явно не верил, что зарисовки повседневной жизни москвичей, рабочей молодежи и творческой интеллигенции могут быть и вправду интересны заслуженному художнику СССР. Юрий Пименов ответил: «В общем-то, мне иногда приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи… А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги – вот это я делал для себя». Настоящей поэзией времени казались ему именно эти незамысловатые, но полные жизни сюжеты.
Обложка: Ю.И. Пименов. «Новая Москва». 1937 год. Из собрания Третьяковской галереи Источник: https://www.tretyakovgallery.ru
Новое
Видео
Холодная война: Карибский кризис.
Холодная война: Карибский кризис.
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков (Лекция Юрия Никифорова)
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков (Лекция Юрия Никифорова)
Вторая мировая: Война ресурсов и соотношение потерь.
Вторая мировая: Война ресурсов и соотношение потерь.