Япония готовилась напасть на Россию в 1916 г., американцы учат Эйзенштейна как снимать кино, или не верьте отечественным фильмам про Первую мировую
Мое мнение таково: быстрее бы прошел уже этот юбилей начала Первой мировой, и целая куча дилетантов уже успокоилась бы и начала снимать фильмы, писать книги и статьи про традиционные давным-давно загубленные темы. А Первую мировую оставила в покое. Ей-Богу, будет как-то человечнее перед нашими предками! Но пока юбилейный год еще впереди, а первые жирные ласточки уже летают в небе. Такой ласточкой, обгадившей все, что только можно, стал фильм Олега Фомина «Курьерский особой важности», который недавно вышел на наши экраны.
Конечно, в активе Фомина есть известные работы. Есть, например, действительно гениальный фильм «День выборов» (хотя лавры надо бы отдать гениальному «Квартету И»). Есть фильм «Спасти императора», где историей не пахнет, но есть неплохая актерская игра, музыкальное оформление и худо-бедно какая-то идея. Здесь же, в новом четырех серийном фильме «Курьерский особой важности», этого не оказалось. Представляется, что сценарий писался в одну ночь под большой дозой крепких напитков, ибо большего идиотизма представить сложно.
Описание фильма таково (http://nnm.me/blogs/BinMovie/kurerskiy-osoboy-vazhnosti-2013-satrip/): «Россия, 1916 год. Идет Первая мировая война. Капитан русской контрразведки Василий Щепкин со своей группой занимается выявлением вражеской агентуры в столице Российской империи. В состав группы входят, кроме него, еще трое: ротмистр Гоглидзе, прапорщик Белкин и вольнонаемный сотрудник Диана Холодова. Из здания Русского Генерального штаба похищаются важные документы, а именно план дислокации русских войск на Дальнем Востоке. Кража совершена человеком, одетым под японского ниндзя. Группе Щепкина поручается любой ценой не допустить того, чтобы документы попали в Японию. Щепкин предлагает план операции под кодовым названием "Синема". На следующий день на вокзале "съемочная группа" садится в Транссибирский экспресс. По пути во Владивосток группа Щепкина несколько раз пытается заполучить документы, но безрезультатно. Во Владивостоке Щепкин с Гоглидзе проникают в японское консульство, где попадают в плен. Их пытаются спасти Белкин и Холодова. В ходе операции Щепкин узнает, что в группе есть предатель, а документы у японцев фальшивые. Найти подлинные бумаги все же удается, но в России тем временем началась революция». А теперь посмотрим на него внимательнее.
По сути, перед нами вестерн, где вместо ковбоев выступают наши офицеры-контрразведчики. В принципе, все типажи предсказуемы: герои-офицеры, идеалист-художник (Сергей Эйзенштейн), бандиты, ну и комичные японцы. Типажи –стереотипы лубочного сознания нашей действительности. По-другому на ту эпоху у нас, видимо, не смотрят – только через призму современности. Ну куда же без серьезной «бандитской темы» в фильмах о Российской Империи? Раз уж восстанавливаем преемственность, то почему криминальные авторитеты должны оказаться в стороне!?
Видимо, "вводить" повествование через рассказ главного героя - это что-то типа тренда нашего кино. Рассказ начинается из 1923 года из кабинета следователя... НКВД!! Здесь главный офицер-герой капитан Щепкин на допросе у чекиста начинает рассказывать про доблестную службу отечеству. Конечно же, на фразу "Вы служили царской власти" он отвечает достойно и сакраментально (как надлежит ныне отвечать любому патриоту): "Я служил стране". Ну что ж еще можно ответить «поганым красным недорослям»!? Кто сейчас не пинает советскую эпоху!? На этом патриотизм кончается. Начинается маразм.
Сюрреализм в фильме таковой, что Дали нервно курит в сторонке. Первая сцена: стычка в кабаке, где трое наших героев разбрасывают около десятка вооруженных бандитов. Затем им на помощь приходит помощница-женщина (Диана): сначала она укладывает ударом сзади бутылкой двоих головорезов, затем ее нежная ручка двумя ударами отправляет в нокаут другого бандита, через несколько минут она, даже не целясь, с двух рук расстреливает еще двоих. И все это с нежной улыбкой, сиянием очаровательных чернявых глаз и восхитительной женской изящностью. Ну как не героиня!? Голливуд также нервно курит в сторонке, Лара Крофт оформляет визу в Россию, а Квентин Тарантино ищет телефон Фомина
Далее - ограбление Генштаба (да-да рояль в кустах появился сразу же и начал играть что-то из современной попсы). Здесь сюрреализм выходит за рамки. Охраняют здание Генштаба как какой-то второстепенный склад в Урюпинске. Все происходит ночью. Ниндзя в черном прыгает по стенам (ну кто это не ожидал?), летает по воздуху (о Боже!!!) и убивает одним за другим всю охрану. Еще большее удивление это вызывает, когда знаешь концовку: этим ниндзя (а заодно шпионом-предателем) оказалась та самая красивая Диана. После таких сцен, полагаю, любой школьник захочет вместо службы в армии и на благо страны записаться в секцию восточных единоборств.
Третья сцена: доклад нашего героя у некоего офицера (судя по погонам полковник, хотя почему он одет в полевую форму без императорских вензелей как-то не очень понятно). Он (этот полковник) сначала интересуется, будет ли успех у Брусилова в Карпатах (видимо, автор решил тонко обозначить время событий, а попутно сел в лужу), а после... сетует на то, что Япония может открыть второй фронт, если узнает о нашей дислокации на Дальнем Востоке. Чего-то более антиисторичного представить себе сложно. Следующая фраза убила наповал, как выстрел из Мосинки: "А еще эти большевики, их мать, солдат мутят!". Я даже догадываюсь, как писался сценарий фильма: в бане, с бутылкой водочки на столе сценарист и режиссер решили скинуться на двоих знаниями по истории. Знания эти были скудными, а потому их понесло, ибо смешалось все: и Великая Отечественная (опасение нападения Японии на СССР), и Первая мировая, и Акунин (тема японцев и ниндзя), и большевики. Только под воздействием сильных веществ можно серьезно говорить о том, как в разгар Брусиловского прорыва большевики подымали солдат чуть ли не на восстание.
Видимо, сюжет фильма увлек авторов больше, нежели историческая достоверность. И даже простая логика не должна препятствовать режиссерскому творчеству Фомина! Ведь если не будет погони за японцами по всему Транссибу, что можно еще показать в следующих сериях? Реквезиты закуплены, декорации поезда а-ля 1916 год найдены - что ж еще надо?
Наши герои должны не допустить вывоз документов из страны. Про форму офицеров, солдат, высших чиновников, знаки отличия я умолчу (достоверностью здесь и не пахнет). Разговоры наших господ-офицеров тоже отдают пьяной эклектикой: офицеры разговаривают как современные офисные хомячки, иногда вставляя что-то типа "С Богом", «секрет полишинеля», «моветон» и пр. фразы, которые должны всех убедить, что действие происходит в царской России, а изрекают их люди образованные в высшей мере (конечно, в меру образования самого режиссера и сценариста, ибо так изуродовать язык того времени надо постараться, и постараться очень сильно).
Дальше, видимо, к водочке добавились другие виды крепких напитков, а потому в кадре мы видим, как наши джеймс-бонды преследуют врага под видом кинематографистов. При этом главный герой даже нанимает молодого парнишку - начинающего режиссера. Причем не просто режиссера, а самого Сергея Эйзенштейна. Из фильма мы почерпнем множество «тайных сторон» зарождения творчества великого человека. Оказалось, что снимать фильмы его научил грубоватый американский коллега, который случайно ехал тем же поездом. Будет новый взгляд и на известную сцену из «Броненосца Потемкина» с детской коляской.
Я не буду останавливаться на том, что реальность в фильме жестко подчинена режиссерскому замыслу (и не только реальность, но и здравый смысл). Отмечу лишь слова японского дипработника, который заявляет своему охраннику, будто несколько дней назад Брусилов начал наступление в Карпатах (какая осведомленность!) и размазал австрийские войска (какая быстрая оценка результативности!), а война вообще близится к завершению (уж что-что, а вот победу России в то время мог предрекать только сумасшедший). После этого как-то не замечаешь, что наши союзники-японцы (которые объявили войну Германии еще в августе 1914 года, а затем поставляли нам вооружение) называют русских «врагами» и обуреваемы «шапкозакидательством» (прям 1904 год – только наоборот). Все ясно: главный враг должен быть комичен, самонадеян и глуп! На этом и растим патриотизм в стране.
Вторая серия - еще лучше. Дабы выманить японцев из купе в Самаре организовали торжественный прием местного купечества и местного предводителя дворянства, который в 1916 г., конечно же, ни слова не сказал о войне, союзной помощи Японии и пр. Обращение к местному предводителю дворянства как "Ваше высокопревосходительство" радует слух вдвойне. О драке в ресторане (инспирирована нашими разведчиками), где приличные мужички во фраках мутузят русских офицерах в полевой форме (которые в промежутках не забывают напиться), говорить, наверное, можно долго. Большего позора для царской армии на современном российском экране встретить нельзя. С ней соревнуется сцена, где прибывшие полицейские вяжут (!!!) ужравшихся в хлам офицеров. На этом фоне спокойствие японских дипломатических работников вызывает зависть и наглядно демонстрируется сравнение между «пьяными русскими» и «образованными японцами» (ну слава Богу, что не американцами).
Еще лучше - дальше. Что пили или курили авторы идеи остается неизвестным, но для опытного медика поставить диагноз по сценарию, наверное, будет легко: сначала драка ниндзя на крыше поезда, в ходе которой наш герой капитан предотвратил японскую диверсию. Оказывается, японский посланник получил приказ взорвать туннель на Транссибе, чтобы прервать линию коммуникаций с Дальним Востоком! Япония уже приготовилась нападать на Россию! Судьба страны в руках горстки отважных героев, которые не остановятся ни перед чем, чтобы спасти ее! Не удивлюсь, что вскоре смотревшие неокрепшие умы разнесут по всему Интернету весть: в период Брусиловского прорыва Япония готовилась напасть на Россию.
Думаете, это все? Нет, наши герои придумали другой план по выманиванию японцев из их вагона. В частности, они объявили угрозу заражением... сибирской язвой! И план сработал!!! Разве можно удивляться, что после этого наши подожгли вагон японцев, но их спасают и в белоснежно чистых рубашках выносят из огня.
Но больше всего мне понравилось в 3-й серии (самое начало), когда наконец-то показывают эти самые документы: поверьте, даже кроки укрепленных позиций пехотных полков в Восточной Пруссии (что я видел в РГВИА) выполнены более профессионально.
Дальше пересказывать смысла нет, лишь отмечу самое «мясо»: в ход идут кубинские сигары, зарождение творческого гения Эйзенштейна, стрельба из автоматов, сыворотка правды, сражение на самурайских мечах и много-много другого. Завершается все это действие обнаружением основного предателя – Дианы, которая высокопарно говорит о гибели страны и стремится эмигрировать.
Остается лишь добавить, что за отсутствием вообще какой-либо исторической достоверности, в фильме нет ни увлекательного сюжета, ни какой-либо пристойной игры актеров, ни вообще логики как таковой. Безусловно, на наших экранах чуть ли не каждый исторический фильм может быть подвергнут серьезному разбору. Но та же «Ликвидация» Урсуляка пусть и содержит ошибки, но зато имеет действительно увлекательный сюжет, прекрасное музыкальное оформление, талантливую игру актеров (тот же Машков), а также определенную идею.
Здесь же нет НИ-ЧЕ-ГО. Даже я, прекрасно понимая, что у искусства есть своя правда, нахожусь в недоумении. Вопрос: «О чем же этот фильм?» остается без ответа. Истории нет. Патриотизма нет. Логики нет. Конфликта нет. Войны нет. Игры нет. Внятных идей то же нет. То ли о том, как на фоне игры спецслужб зарождался гений С. Эйзенштейна? То ли об офицерах героях, которые несмотря на предателей выполняют долг? То ли о «подлых японцах», извечных врагах России? Есть лишь сюрреализм авторов с массой ошибок, что может вызвать разве что отвращение.
И напоследок: весьма характерно, что фильм снят о разведчиках. В наше время доминирует представление о том, что весь мир есть манипуляция, и все мы объекты воздействия тайных, злобных сил мировой (или российской) закулисы. И конечно, должны быть свои герои: и эти герои находятся – шпионы-разведчики, которые ежедневно защищают нас на «невидимом фронте». Отсюда интерес к шпионам и спецслужбам в нашем кинематографе. Отсюда и весьма посредственный интерес к «обычным подвигам»: подвигам сотен тысяч русских солдат, одержавших победы в Галиции, под Варшавой, Сарыкамышем и Эрзерумом, а также под Луцком в годы Первой мировой. Как-то неинтересно нынче снимать о миллионах безызвестных солдат, отдавших жизни во время Великой Отечественной. Подвиг тружеников тыла – так и вообще вне поля зрения широкой общественности. Мы все ищем-ищем тайных супер-героев, забывая о действительных высотах духа, мужества и патриотизма.
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России
Что такое история?
В мини-лекции историк Григорий Герасимов рассказывает об истории, как процессе изменения человека и общества.