Взятие Перемышля и его уроки: блестящая победа, которая никого не спасла
101 год назад, 22 марта 1915 г., русская армия в боях с австро-венграми в ходе Первой мировой войны триумфально взяла крепость Перемышль.
Сегодня, когда на нас в ежедневном режиме обрушивается гвалт интернет-стратегов о непрерывных «сливах» и «отказе от Большого Генерального Наступления на всех противников», – мы справляем некруглую дату одной блестящей, но затем аннулированной победы. Тогда армия России совершила героический подвиг – но государство, пытавшееся заменить героизмом снаряды и патроны, потерпело поражение. И эта победа учит нас тому, что любая война по сути – «гибридная».
***
Итак, мы в 1915 году, на дворе весна. Российская армия действует против армий Австро-Венгрии и Германии. Столкновения с последней, начавшиеся успешно, закончились тяжёлым поражением армии генерала Самосонова: два корпуса взяты в плен.
Зато в ходе Галицийской битвы уже к 3 сентября (т.е. через полмесяца после её начала) 1914 г. был взят Львов. К концу сентября российские войска займут Восточную Галицию (нынешние Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области Украины) и Буковину (Черновицкая область). 17 сентября крепость Перемышль оказывается в русском тылу.
Каково было значение крепости? Дадим слово противнику. Эрцгерцог Франц-Фердинанд: «Мой Перемышль достаточно прочно закрывает дорогу в Карпатские проходы». Общее настроение в Австрии: «Пока Перемышль не взят – русские владеют Галицией лишь временно». Были ли основания для такой лестной оценки? Вполне. По суммарной мощи артиллерии Перемышль уступал в Европе только германской крепости Метц (сегодня – французский город Мец).
Позже Брусилов напишет, что крепость нужно было брать сходу, едва ли на плечах отступающего и деморализованного противника. По сути, он повторит в мемуарах отрывки из своего донесения командованию: «...Совокупность всех сведений о Перемышле привела меня к заключению, что штурм крепости имеет много шансов на успех. Генерал Щербачёв, непосредственно ведавший блокадой крепости на правом берегу Сана, ознакомленный с обороноспособностью крепости, совершенно того же мнения».
В довоенных планах штурма крепости, а также в планах, составленных на основе донесений генерала Брусилова и полковника Дитерихса указывается, что укрепления крепости не требуют применения осадной артиллерии, вполне достаточно будет тяжёлых полевых орудий. При этом сколько таких орудий понадобится и какое количество снарядов нужно будет истратить, автор (Дитерихс) не указывает. Таким образом, до войны а также в первые военные месяцы российское командование предпочитает скорее пользоваться приятной фразой Суворова «Русские прусских всегда бивали», нежели фактами.
На самом деле Перемышль был хорошо укреплён и вооружён. Общее количество артиллерии – около 2000 орудий разных калибров, частью устаревшие (1861-1880 гг.), частью современные. Кроме того, уже в ходе первого штурма оказалось, что довоенные доклады устарели и крепость имела ряд новых укреплений, а старые были усилены. Попытка взять крепость с колёс, в ходе краткосрочной осады и «4-5 дневной подготовки штурма» (Брусилов) окажется неудачной.
Вторая осада начнётся уже только 8 ноября 1914-го, после провала операции австро-венгерской армии по деблокаде Перемышля и с учётом ошибок первого штурма. Во-первых, к делу привлекут ТАОН (тяжёлая артиллерия особого назначения, предок артиллерии резерва Верховного Главнокомандования). Во-вторых, австро-венгерская армия не оставляла попыток прорваться к крепости и умелая ликвидация этих попыток сыграла такую же значимую роль, как и использование осадных орудий.
Кстати, лавры военачальника, взявшего крепость, достанутся генералу Селиванову. Это не совсем так. Дело в том, что Селиванов лишь формально командовал осадой. Реально же руководили операцией Брусилов и Щербачёв, исправившие тем самым свою первую неудачу.
18 марта 1915 года комендант крепости фон Кусманек предпримет попытку прорыва, которая окончится провалом, после чего вынужден будет капитулировать. В плену окажутся 115 тыс. пленных, будут и трофеи, но сама крепость важнее во сто крат: почти полгода она приковывала к себе 200-тысячную группировку войск российской армии.
О победе будет трубить пресса, тем более, что есть о чём трубить. «Путь на Берлин лежит через Вену». Ну а на Вену, в свою очередь, через Перемышль. В апреле в Перемышле побывает Николай II.
***
В общем, всё верно. Классическая победа русского оружия, круглая дата. Есть что отмечать.
Однако есть один поучительный нюанс.
Вернёмся в 1915-й год. Уже через 2,5-3 месяца русские войска в ходе Великого отступления вынуждены оставить и Перемышль, и всю занятую в августе-сентябре 1914 года Восточную Галицию. Германская армия решает выручить своего союзника, а заодно и помешать российским войскам закрепить и развить успех. А. Деникин: «Весна 1915 г. останется у меня навсегда в памяти. Великая трагедия русской армии – отступление из Галиции. Ни патронов, ни снарядов. Изо дня в день кровавые бои, изо дня в день тяжкие переходы, бесконечная усталость – физическая и моральная; то робкие надежды, то беспросветная жуть».
Иными словами, крепость взяли из последних сил, на надрыве. И удерживать при сколько-нибудь серьёзном наступлении не могли.
Отступление, конечно же, не отменяет героизма солдат и офицеров российской армии, однако показывает, что Перемышль не дался бы так легко, если бы его обороняла не австрийская, а немецкая армия.
И предвоенные, и первые военные оценки собственных сил оказались сильно преувеличенными, противника же серьёзно недооценили. Ситуация «ни патронов, ни снарядов» в дальнейшем станет в армии весьма частой: резервы боеприпасов истратили в первые месяцы войны, после чего громкие победы закончились, а армия оказалась на голодном пайке.
***
Тем не менее, Перемышль – победа важная. Это победа-напоминание. Напоминание о том, что война выигрывается не первым сражением, не первыми успехами и не первой взятой крепостью. Победа в войне всегда будет оставаться вопросом экономики и, в конечном счёте, устойчивости государства, – в каком бы веке она ни велась.
Читайте также:
Александр Шубин. Революция: это не «локомотив истории», а «таран истории»
Олег Кропотов. У истоков русской идеологии: «Третий Рим» и другие представления о себе в мире и истории
Юрий Борисёнок. Советско-польский Рижский мир: единство истории и «старинный спор славян»
Иван Зацарин. Роль денег в собирании русских земель: реформа Елены Глинской
Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 8: Пётр Великий
Клим Жуков, Дмитрий Пучков. Крепостное право: откуда оно взялось и что отменили в России в 1861 году
Обложка: Иван Горюшкин-Сорокопудов. Великий князь Николай Николаевич на позициях.1915.
Источник: https://artchive.ru
Новое
Видео
Галицийская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
XVIII ВЕК. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА. ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ. Русская История. Исторический Проект
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков (Лекция Юрия Никифорова)
Великая Отечественная война в исторической памяти и современных исследованиях российских историков (Лекция Юрия Никифорова)