«Верил, что и один смогу помочь России». Каким был Илья Глазунов

11 июля в Москве прощаются с Ильей Глазуновым. Знаменитый художник скончался в ночь на 9 июля на 88-м году жизни. «История.рф» вспоминает важнейшие цитаты творца – о живописи, стране и искусстве.
В 2007 году Илья Глазунов объяснил, почему он не признаёт современное искусство: «Вы знаете, я вообще считаю, что искусство должно быть понятно всем. И если оно не понятно, то оно не искусство... Я считаю его определенной манерой, которая глубоко чужда мне. Но я считаю, что каждый художник имеет право идти своим путем, но пусть они идут своим путем».
Действительно, Глазунов был поклонником всего классического – и живописи, и её понимания. Он считал, что любое произведение, если оно понятно разным людям – учёным и таксистам, школьникам и студентам, – имеет право называться искусством. Возможно, во многом из-за того, что и к людям относился так же, как и к своим работам.
«Я утверждаю, что каждый человек интересен для портрета, потому что каждый человек имеет свою бессмертную душу, свой характер и внутреннее «я». И услышать музыку души человека и передать её в абсолютном сходстве – это во многом и есть дело портретиста. Почему портрет сегодня тоже умер в Европе. Нельзя нарисовать любимую девушку в виде кубика, правда?»
Художник родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. В апреле 1942 года, когда маленькому Илье было 11 лет, его мама умерла в блокадном Ленинграде, отец умер ещё раньше. К тому моменту мальчика уже не было в городе, его успели эвакуировать по Дороге жизни и затем переправить в деревню Гребло у озера Великое.
«Тогда и поселилось в моей душе чувство одиночества… И воля к жизни. После блокады я так заикался, что даже поначалу в сельской школе отвечал письменно… Но никто не смеялся надо мной, все относились с любовью и дружеским пониманием».
Он потерял в войне всю семью. И, как говорил сам, с интересом смотрел на пленных немцев. С интересом, брезгливостью и ненавистью.
«Никто не предполагал тогда, что побеждённые будут жить лучше, чем победители… И миллионы умерших на полях сражений русских солдат ужаснулись бы и не поверили бы, что настанут страшные времена распада нашей великой державы, за которую они отдавали свои жизни… Сегодня мы должны в новом поколении вырастить элиту нашего государства – мужественную, энергичную, преданную своему великому Отечеству, которая будет достойна памяти победителей в Великой Отечественной войне».
После возвращения в Ленинград в 1944 году, Илья Глазунов поступил в Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который впоследствии успешно окончил.
«Художником меня сделал Ленинград, с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер… Эрмитаж – мерцание будто бы свечей, отражённое в паркете, темные прорывы картин в золочёных рамах… Сколько помню себя – рисовал. Первое мое впечатление в сознательной жизни – кусок синего неба с ослепительно белой пеной облаков, дорога, тонущая в поле ромашек, и таинственный лес вдали. С этого мига словно кто-то включил меня, сказав: “Живи!”»
Первая выставка работ Ильи Глазунова состоялась в 1957 году в Москве. Но на выставке отсутствовала его дипломная работа об отступлении Красной Армии «Дороги войны»: её запретили из-за того, что она противоречила советской идеологии. Ему не раз предлагали уехать из СССР, но он отказывался.
«Когда меня хотели выслать за картину “Мистерия ХХ века” в Америку, один только голос в ЦК сказал: “Хватит плодить диссидентов”. И я остался. Я не хотел уезжать! Я мог… Мне предлагали остаться все, кого я писал, – короли и президенты разных стран. Я всегда возвращался».
«[Премьер-министр Баварии Франц-Йозеф] Штраус приглашал жить в ФРГ. Мол, все честные люди уезжают из Советского Союза. Я спросил его тогда: “Господин Штраус, когда Германия лежала в руинах, почему вы не поехали на Канарские острова, а полностью отдали себя восстановлению своего государства?” Лучше на нары в Сибири, чем на виллу в Майами. Я никогда не думал покидать Россию. Это моя родина».
Илья Глазунов был сторонником монархии, сословных привилегий и ограничений. Он, по его собственному признанию, мечтал о возрождении великой России и сильной власти.
«При царе величайшая гражданская свобода заявляла о себе во всех многочисленных течениях духовной и экономической жизни России. Мы полмира кормили хлебом, а сколько добывалось угля, нефти, семимильными шагами развивалась металлургия!»
Художник критиковал большевистскую власть и считал, что все цари и императоры России были наделены великими государственными способностями, которые направлены на процветание нашей страны.
«Кто-то говорит: русскому народу нужна сильная рука. Я считаю, КАЖДОМУ народу нужна сильная рука правителя! Лакеи не могут быть правителями. До XX века человеческое общество делилось на сословия, каждое из которых имело своё назначение, обязанности, честь и свою сословную красоту духовного мира. Это зафиксировано в древнейших священных книгах человечества, созданных задолго до Рождества Христова. И все века соблюдалась строгая иерархия. Однако в XX веке вековечные законы человеческого бытия были нарушены, а мир залит кровью. Необходим нравственный идеал, а не хаос и вседозволенность современной демократии. В России, когда в 1917 году большевики захватили власть, был учинён самый безжалостный геноцид духовенства, дворян, купцов, военных и крестьян. Последствия красного террора особенно ясны в наше время».
Несмотря на противоречивость его фигуры, одной деталью из биографии художника невозможно не восхититься: он был настоящим, всегда преданным своей стране.
«Я верил в себя. Верил, что и один смогу что-то сделать для моей России».
Новое
Видео
7 ноября 1941 год Парад на Красной площади
7 ноября 1941 года – День воинской славы России. В осажденной Москве проведен военный парад на Красной площади
11 ноября 1480 год Стояние на Угре́
11 ноября 1480 года завершилось «Стояние на Угре». Без боя Русское государство окончательно обрело независимость
Внешняя политика России первой половины XVIII столетия
Лекция посвящена основным векторам внешней политики России первой половины XVIII века. К началу этого периода сформировались два главных её направления – южное, где России противостояла Турция, и западное, где развернулось соперничество со Швецией. В середине XVIII века главным испытанием для России стала война с Пруссией. По её результатам империя заявила о претензиях на лидерство в Европе.