Великие Моголы. Взлет и падение империи Тимуридов
XVI столетие выдалось тяжёлым. Многочисленные войны затронули почти все государства. Например, в Европе началась череда кровопролитных столкновений на религиозной почве. И среди этого шумящего и бурлящего мира находилась Индия, о которой, как будто все забыли. Она оказалась на задворках воюющего мира.
На чтение: 6 минут
Потомки Тамерлана в Индии
XVI столетие выдалось тяжёлым. Многочисленные войны затронули почти все государства. Например, в Европе началась череда кровопролитных столкновений на религиозной почве. Османская империя пыталась закрепиться в древних землях Персии, Азербайджана, Пакистана и Западного Афганистана, которую отчаянно обороняли представители правящей там династии Сефевидов. Неспокойно было и в Китае. Там династия Мин столкнулась с серьёзной угрозой распада из-за крестьянских восстаний. И среди этого шумящего и бурлящего мира находилась Индия, о которой, как будто все забыли. Она оказалась на задворках воюющего мира.
И мирное время, установившееся после вторжения войск Тамерлана в Северную Индию (1398 год), местные жители не потратили впустую. Началось бурное развитие городов и сёл, ремёсел и сельского хозяйства. Конечно, междоусобные войны происходили. Тот или иной раджа пытался расширить сферу своего влияния. Но те конфликты не являлись катастрофой. Богатая и густонаселённая Индия их легко «переваривала». Однако Делийский султанат медленно, но верно угасал. Технические достижения, проникавшие из арабского мира, лишь позволяли поддерживать в нём жизнь.
Другой важной сферой, не позволяющей дряхлевшему султанату рассыпаться, являлась торговля. Начиная с древнейших времён Индия являлась магнитом для иностранных торговцев. Добирались туда и европейцы. Однако после гибели Восточной Римской империи былые торговые связи нарушились. Турки не горели желанием делиться прибылью с христианами.
Эта ситуация вынудила европейцев искать иные пути, ведущие к Индии. И упор был сделан на водный. В 1498 году Васко да Гама сумел добраться до западного побережья Индии. И с того времени европейцы начали всё активней и настойчивей проникать в богатые, но разрозненные земли. Появились многочисленные торговые фактории, спорящие друг с другом за прибыль.
Пока европейцы осваивали индийский рынок, произошло событие, повлиявшее на ход истории. В 1526 году в северную часть Индии вторглась армия, возглавляемая Бабуром. Потомок Тамерлана родился в 1483 году. Когда ему было 11 лет, он получил в наследство трон в Бухаре. А вскоре начал борьбу за Самарканд – главный город, за который спорили наследники легендарного завоевателя. В том противостоянии Бабур потерпел поражение. Но сумел сохранить за собой Кабул. Однако ему этого было мало. Бабур хотел властвовать в полноценной империи, а не в одном городе и его окрестностях. Поскольку вариантов было не много, он отправился в Индию. И поставил точку в существовании Делийского султаната. Бабур захватил те земли, а заодно разбил армию правителя Бенгалии. Там появилось новое государство – империя Великих Моголов.
Бабур являлся мусульманином, получившим хорошее образование и чтившим просвещение. К тому же, он сам сочинял стихотворения и всячески благоволил поэтам. Несмотря на то, что в его государстве основная масса жителей исповедовала индуизм, Бабур отличался веротерпимостью, изучал историю, географию, этнографию и другие науки.
Интеллект, уровень образованности и культуры сделали Бабура одним из величайших правителей своего времени. Он понимал, что жёсткие меры и тирания приведут к гибели его молодого государства. И поэтому Бабур не стал насильно укоренять ислам в государстве. По воспоминаниям современников, правитель и сам не являлся полноценным приверженцем мусульманства суннитского толка. Например, он не отказывался от спиртного.
С приходом Великих Моголов началась новая глава жизни Северной Индии. Древняя земля постепенно менялась под мягким, но настойчивым влиянием тюрко-персидской культуры, которую принёс с собой Бабур. Однако это не привело к тому, что индийцы начали ассимилироваться с завоевателями. У них была слишком сильная и прочная культура, которая выдержала натиск ислама. По сути, Индия едва ли не единственная страна, которая смогла отстоять право своей религии и культуры на существование. Персия, времён державы Сасанидов, проиграв арабам войну за независимость, проиграла и войну за религию, а также культуру. Зороастризм ничего не смог противопоставить исламу. В Индии же этого не произошло. Не смог на всей огромной территории укоренить ислам и Делийский султанат. Местные традиции держали удар.
Акбар Великий и расцвет государства
Однако просвещённого и культурного Бабура в 1530 году сменил его старший сын Хумаюн. В начале своего правления он попытался объединить ислам и культуру индийцев. Но завершить процесс объединения разношёрстного населения у него не получилось. Афганская династия Суридов вторглась в его владения и покорила Северную Индию. И более 15 лет Хумаюн являлся правителем в изгнании. Но всё же сумел вернуть себе власть.
В 1556 году власть перешла к внуку Бабура — Акбару Великому. С этим правителем связывают расцвет государства Моголов. Акбар стал самым выдающимся представителем всей династии, сумев затмить даже деда. Что важно, прославился он успешными делами во всех сферах жизнедеятельности государства. Благодаря его реформам началось бурное развитие сельского хозяйства и ремесленного производства. Он покровительствовал наукам и искусству. Кроме этого, Акбар ратовал за равенство всех своих подданных перед законом.
Акбар действительно заботился о своём разношёрстном государстве. В первую очередь из-за того, что был первым правителем-моголом, рождённым именно в Индии. Соответственно, культура и традиции индийцев для него не являлись чем-то чужим. Наоборот, являясь мусульманином, Акбар старательно сохранял наследие древних народов, проживавших в его государстве. Падишаху было 14 лет, когда он получил власть. И почти полвека он правил Индией. За это время правитель сумел показать себя не только как реформатор, но и как завоеватель. При Акбаре Великом границы государства Моголов существенно расширились. Ему удалось завоевать часть южных территорий, Бенгалию, а также почти полностью восстановить контроль над потерянным некогда Кашмиром. Военные победы при Акбаре укрепили положение Моголов, превратив их империю в лидера. Поскольку армия падишаха существенно превосходила войска всех соседей, он мог практически беспрепятственно присоединять всё новые и новые земли к своему государству. Но Акбар Великий поступил более мудро. Он понимал, что чем сильнее разрастётся его государство, тем сложнее будет поддерживать в нём порядок. И поэтому падишах не лишал покорённые княжества официальной свободы. Вместо этого он превращал их в полузависимые государства, исполнявшие роль союзников. И спустя время империя Великих Моголов оказалась в окружении таких буферных княжеств, защищавших хозяина от возможной атаки извне.
Начиная с 1570-х годов Акбар всерьёз занялся реформаторской деятельностью. Поскольку в государстве проживало огромное количество индуистов и представителей других вероисповеданий, то казна получала солидный доход с джизьи - налога, который платили люди, не желавшие принимать ислам. Акбар, понимая, что рано или поздно, но это приведёт к недовольству подданных, отменил джизью. Он лишился притока дохода, зато не словом, а делом показал своим подданным, что выступает за равенство всех людей. Главным подтверждением его политики стало назначение на высокие государственные должности индуистов. Кроме этого, по распоряжению Акбара из государственной казны финансировалось не только строительство мечетей, но и храмов для приверженцев иных религий. На юге страны, где уже серьёзно укрепились европейцы, возводились католические церкви. Вся политика правителя была направлена на терпимость и уважение. Попытался Акбар создать и свою религию, в которой сочетались элементы ислама, индуизма, зороастризма, христианства и других религий. Таким образом падишах сделал попытку объединения слишком разномастного населения большой страны. Однако новая религия не прижилась. И вскоре исчезла.
Важные реформы Акбар осуществил в экономике. В империи Великих Моголов существовали единообразие налоговой политики, единая система мер и весов, поощрялась внутренняя торговля. Учитывая, что население Индии к тому моменту насчитывало около 100 миллионов человек, единый рынок приносил огромные доходы. По сути, страна с колоссальными ресурсами не нуждалась в помощи извне и являлась полностью самодостаточной. С оговоркой, что таким государством руководил мудрый и дальновидный падишах. И пока на троне находился Акбар, проблем не возникало. Всё шло к тому, что спустя время Индия превратилась бы успешное государство, сопоставимое по уровню развития с ведущими европейскими державами. Ушла бы в прошлое система каст, уступив место сословиям. А многочисленные местечковые традиции не выдержали конкуренцию с едиными для всего государства законами. Держалось бы благополучие Моголов не только на технически продвинутой армии, а на ремесленниках и торговцах. В таком случае Индия встала бы на одну ступень с западноевропейскими странами, вынудив их считаться со своим мнением.
Однако этого не произошло. В 1605 году Акбара Великого не стало. Новым падишахом стал его сын — Джахангир. И внутренняя политика империи Великих Моголов начала стремительно меняться.
Угасание Великих Моголов
Джахангир и Шах Джахан, правившие в общей сложности более полувека, старательно избавлялись от наследия своего великого предка. Вместо дальновидной политики, умелого лавирования между интересами представителей разных народов, каст и религий, настало время брожений. Ни сын Акбара, ни внук не выступали открыто с критикой политики бывшего правителя, однако они постепенно нивелировали его успехи. Падишахи не понимали значимости просвещения и терпимости, склоняясь к интригам и заговорам. И постепенно в Индии начали происходить мятежи. Князья (особенно это относилось к отдалённым регионам) пытались вырваться из сферы влияния Великих Моголов. Пытались изменить своё положение и мусульманские вельможи. Масла в огонь подливали соседние государства. Джахангиру и Шаху Джахану приходилось доказывать, что Индия — всё ещё главный игрок региона. Это получалось. Техническое оснащение армии, которая пользовалась огнестрельным оружием и артиллерией, было на порядок лучше, чем у соседей. Из тех двух падишахов в истории запомнился один — Шах Джахан. Но не как выдающийся политический деятель или военачальник. Во время его правления в Агре был построен мавзолей Тадж-Махал, который возвели на гробнице жены Шаха Джахана.
Тадж-Махал воплотил в себе элементы не только индийского архитектурного стиля, но и позаимствовал у персов и арабов. Строительство комплекса началось в 1632 году, а завершилось через 21 год. Мавзолей строили свыше 20 тысяч мастеров и ремесленников. Внутри Тадж-Махала находятся гробницы падишаха и его жены. Высота пятикупольного сооружения составляет 74 метра. Стены мавзолея возведены из полированного мрамора с добавлением самоцветов. Тот мрамор отличается тем, что днём он белого цвета, при лунном свете — серебристый, а на заре — розовый. По легенде, почти все мастера и архитекторы, которые строили усыпальницу, после окончания работ были убиты. Падишах не хотел, чтобы они возвели нечто подобное где-то ещё.
Со второй половины XVII столетия системный кризис империи Великий Моголов становился всё более очевидным. Нарушенный баланс жизни общества привёл к деградации государства. С каждым годом Индия всё сильнее отставала от европейских держав.
Индия при Аурангзебе
В 1658 году новым падишахом стал Аурангзеб. Сын Шаха Джахана начал правление с устранения политических конкурентов. Он сумел навести порядок в государстве, подавил бунты, устроил массовую кадровую перестановку. Но главное — Аурангзеб возродил военные экспансии. Его войска громили соседние княжества, присоединяя их земли к империи Великих Моголов.
Однако многочисленные военные походы не отвлекли падишаха о навязчивой мысли — тотальное распространение ислама по всей территории Индии. Его отец и дед пытались закручивать гайки, постепенно ущемляя индуистов в правах, но на открытый религиозный конфликт не осмеливались. Аурангзеб же решил, что время пришло. Первым делом он вернул джизью. Последовало восстание, которое войска падишаха подавили. После этого правитель приказал сносить индуистские храмы. Недовольство жителей Аурангзеб игнорировал. По его распоряжению в Индии появилась специальная служба, которая шпионила за индийцами. Агенты прочёсывали, в основном, базары, в поисках нарушителей исламских законов. Например, употребление алкоголя, азартные игры, богохульство жёстко пресекались. Падишах требовал от своих подданных смирения, прививая им аскетичный образ жизни. Сам правитель подавал индийцам личный пример. Он заменил придворных музыкантов, художников, танцовщиц и философов на толкователей священного писания.
Индия при Аурангзебе начала ещё сильнее отставать от европейских государств. К началу XVIII столетия империя Великих Моголов существовала скорее по инерции. Крестьяне трудились в полях, рабочие в мастерских. Жизнь шла своим чередом. Но с каждым годом катастрофа становилась всё очевиднее. Однако западноевропейские страны, занятые своими проблемами и соперничеством друг с другом, дали падишахам шанс на исправление ошибок.
В 1707 году умер Аурангзеб. Воплотить мечту в реальность у него так и не получилось. Индуизм устоял, несмотря на гонения и притеснения. Но произошёл раскол в обществе. Власть Великих Моголов поддерживалась во многом благодаря лояльности Британии, которая стала союзником падишахов. Но уже во второй половине XVIII века отношение Лондона к Моголам резко изменилось. Ост-Индская компания выиграла конкуренцию с другими европейскими странами, изгнав их из Индии. Поскольку достойных противников у англичан не осталось, отпала надобность и в Великих Моголах. Лондон решил присоединить богатейшую Индию к своей империи. И начал экспансию. При этом, Великие Моголы остались в качестве декорации.
Какое-то время индийцы не видели в действиях европейцев ничего плохого. Особенно это относится к княжествам в южной части Индии. Местные индуисты негативно относились к Великим Моголам, поскольку видели в них не просто врагов, а уничтожителей их культуры и традиции. Насильное распространение ислама пугало. И поэтому часты были случаи, когда князья вставали на сторону Англии. Они надеялись, что им удастся выстроить с Лондоном партнёрские отношения. И англичане извлекали из этого максимальную выгоду. Правители империи Великих Моголов далеко не сразу поняли, что грядёт катастрофа. Они, как и прежде, воевали с южными княжествами, не пытаясь объединиться с ними против англичан. А когда стало понятно, что европейцы и есть истинное зло, было уже слишком поздно.
Гибель империи Великих Моголов
У Великих Моголов был шанс на спасение. И заключался он в сильных и дальновидных правителях. Но после Акбара такого не нашлось. Каждый последующий падишах увязал в болоте многочисленных разногласий. Избежать этого было крайне сложно. Баланс между мусульманами и индуистами мог держать только правитель уровня Акбара, умело сглаживавшего углы. Но этого не произошло. Падишахи видели в индуистах и их культуре опасность. И поэтому стремились распространить свою веру. Когда-то давно арабам это удалось сделать, запустив процесс масштабной исламизации Ближнего Востока. Но в Индии такой подход себя не оправдал. Мусульманство нашло отклик лишь в нескольких регионах, не сумев поглотить индуизм целиком. Попытки построить светское государство так же провалились. Получилось так, что к моменту прихода англичан, Индия представляла собой пороховую бочку, поделённую на «правоверных» и «неверных». И для европейцев не стоило большого труда извлечь выгоду из прямого столкновения радикального ислама с радикальным индуизмом. Найти компромисс было просто невозможно. Ост-Индская компания оказалась в нужное время в нужном месте.
Определённую помощь британцам в покорении Индии оказала и отдалённость культур. Тюркско-персидско-арабская волна ударилась об индийский камень. Бабур и Акбар пытались строить своё государство, опираясь на обе культуры. Но другие падишахи отталкивались только от исламской прослойки. Им было важно заручиться поддержкой мусульманских элит, поскольку именно в них правители видели гарантию удержания власти. Этот подход себя не оправдал.
Не получилось у Великих Моголов (особенно после Акбара) наладить отношения с крестьянством, ремесленниками и торговцами. Падишахи не считали их гарантом власти. Десятки миллионы простых людей воспринимались как источник повышенного дохода. Поэтому при любой возможности поднимали для них налоги. Недовольство копилось, увеличиваясь в размерах. И с 1720 года начался распад империи Великих Моголов. Маратхи — один из народов Индии — сумели наложить дань на южные земли. Персы вторгались в северные территории. Затем пришли афганцы. Во второй половине XVIII века маратхи покорили Центральную Индию, завоевав Дели. И только в начале следующего столетия солдаты Ост-Индской компании сумели их одолеть. Формально империя Великих Моголов всё ещё существовала, но с 1805 года она полностью принадлежала англичанам.
Вскоре Индией заправляла колониальная администрация. А падишахи остались в виде формальных правителей, которые уже ничего не решали. Англичане же просто начали выкачивать ресурсы из своей марионетки.
Ост-Индская компания проводила жёсткую экономическую политику в Индии. Местные ремесленные мастерские разорялись, не выдерживая конкуренции с дешёвыми британскими товарами. Страдали и крестьяне, которым приходилось платить заоблачные налоги. Внутренняя торговля пришла в упадок. От империи Великих Моголов продолжили откалываться территории. Обессиленная и обескровленная Индия ничего не могла противопоставить англичанам, которые стали её новыми хозяевами.
В 1837 году титул падишаха принял Бахадур-шах II. И он зависел от англичан и их денег, а его власть была полностью номинальной. В 1857 году в Индии началось восстание сипаев. Бахадур-шах, которому на тот момент было уже за восемьдесят лет, оказался в центре событий. Скорее всего, он не хотел вмешиваться, но мятежники его заставили. И падишах подписал документ, призывавший население Индии подняться на борьбу с англичанами. Однако восстание было подавлено. Сыновей Бахадур-шаха и его внука казнили. Самого же последнего падишаха сослали в Бирму по решению военного суда. Так закончилась история империи Великих Моголов, одного из величайших Азиатских государств.
Пройти тест по теме
Источник обложки: Википедия
Новое
Видео
Возвращение Крыма в «родную гавань»
Возвращение Крыма в «родную гавань»
Операция «Багратион». 23 июня – 29 августа 1944 года (Реплика Михаила Мягкова)
Операция «Багратион». 23 июня – 29 августа 1944 года (Реплика Михаила Мягкова)
А. Антонов. Операция «Багратион»
А. Антонов. Операция «Багратион»