En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
Все материалыВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

«Варкрафт», который надо было снять. Против мифозависимости

07.06.2016

Уважаемые читатели!

По лесу бежит израненный и испуганный крестьянин. Выбивается из сил, падает, теряет сознание.

На рассвете он приходит в себя и обнаруживает, что лежит поблизости от пещеры с кладом. Крестьянин вспоминает, как его родное село разорили злые враги, отняв у него любимых и всю прежнюю жизнь. Он скрипит зубами, клянётся отомстить и приступает к единственной возможной реализации своего плана – созидательному труду.

Он начинает со строительства фермы и найма других осиротевших и офигевших от войны бедолаг. Вскоре вокруг вырастает деревня. В деревне заводятся лесопилка, кузница, рыночная площадь и ратуша – перед нами уже небольшой город. Постоянно вторгающиеся враги отбиваются всем миром: приходится завести собственную армию и развивать оборонную промышленность.

Вчерашний крестьянин, а теперь уже бургомистр, ежесекундно решает вопрос: на что тратить деньги? На университеты и хайтек – или на социальные пособия и танки? Ему приходится тяжело: любое неверное решение стоит десятков и сотен жизней, разрушенных городов.

Постепенно – иногда новорожденному государству просто везёт – у него появляется настоящая мощь. Вокруг города сторожевые башни, на них пушки. Наука тоже не стоит на месте: ОПК города бывшего крестьянина произвёл баллисту, коротышки из созданного на отшибе НИИЧАВО скрещивают льва с орлом с использованием ГМО-технологий, физики в своей башне разрабатывают методы ковровой бомбардировки врага. Бронированная кавалерия с продвинутой экипировкой, авиация, дроны и разведка, – всё это теперь есть у юного государства.

Бывший крестьянин коронуется и бросает свои силы на отвоевание у агрессора утраченных ранее земель.

Далее следует гигантская битва, в которой раскрываются темы засадных полков, провокаций, артобстрелов, героизма и бомбёжек. Войска агрессора и созданные ими боевые мутанты повержены, канал их просачивания ликвидирован, освобождённую землю вновь распахивают, но впереди новые победы.

Но это будет потом. А пока…

Пока что усталый король идёт с крестьянским мальчишкой удить рыбу.

***

...Примерно так бы выглядел сценарий кинофильма «Варкрафт», если бы его сюжет повторял первые игры данной серии – да и вообще любой классической стратегии. У него была бы завязка, перипетии и конец. И он повествовал бы о мщении, о превращении отчаяния в триумф, о рождении империи.

Нанизать на старые «Варкрафты» какой-нибудь вечный сюжет было несложно – потому что они, в сущности, как раз и следовали вечным сюжетам.

Исторически функции игр всегда состояли в переживании участниками в смягчённой форме какого-нибудь крайне серьёзного коллективного опыта. Поэтому детские игры всех эпох всегда сводились к играм в материнство/охоту/войну/производство. Цивилизация привнесла в этот список торговлю и исследование. Игры наряду со сказками/эпосом/мифами выкристаллизовали у человечества те самые «мировые сюжеты», на которых едут столетие за столетием профессиональные рассказчики – с гуслями ли, с кинокамерой ли.

Задача их оставалась той же: разъяснять человеку смысл роли, которую он играет в действительности, и готовить его к ролям, которые ему, возможно, предстоит сыграть.

Поэтому любая хорошая игра – как любой хороший рассказ – всегда обязательно немного мистерия. Это всегда не просто проживание чужой роли – но понимание её смысла, постижение «мирового сюжета» средствами восприятия и воображения.

Игры – это, если угодно, «всемирная история вкратце».

Вернее, они ими были до того, как за них взялась по-настоящему развитая индустрия развлечений.

Проблема в том, что у индустрии совершенно не та задача, что у мифа/сказки/игры. Задача индустрии проще и циничнее – превратить свой товар в постоянный сервис и насадить на него максимальное число граждан. 

Поэтому сюжеты с началом, развитием, концом и моралью – это не для индустрии развлечений. Её девиз – бесконечность и бессмысленность.

Индустрия готова использовать любые наработки прежних веков, любые фрагменты настоящих мифов – и делает это с цинизмом варвара, который топит буржуйку деревянным зодчеством.

Все эти артуровские циклы, Грендели, Ветхие Заветы и былины для индустрии развлечений – просто расходный материал. К тому же с неограниченным ресурсом повторной переработки.

Поначалу, ещё в докомпьютерные времена, это проявилось в комиксах, где целые толпы неубиваемых героев и антигероев, как маски американской комедии дель арте, рестлинга, – превращались друг в друга, переименовывались, резко меняли личности и суперсилы и вели какие-то бесконечные баталии в выдуманных мирах. По понятным причинам это за несколько десятилетий потеряло для читателей смысл – и ныне мы забыли бы об эпохе комиксов, если бы не цифровая революция и не сериалы.

Сегодня мы наблюдаем новый расцвет индустриальной мифологии – бессмысленной и беспощадной. Оставившей от всего функционала игр и сказок лишь одну задачу – времяубийство.

Так появляются культовые сериалы про Таинственный Остров, которые сначала идут десять сезонов, пропуская через себя десятки персонажей – а затем внезапно заканчиваются ничем.

Так возникают бескрайние «вселенные чего-нибудь», в которых описывается в жанре дурной сансары приключение бесконечной  команды супергероев, перед которой стоит, скажем, задание найти Экскалибур и победить суперзлодея Гитлера. После того, как они находят Экскалибур и уговаривают её (да, Экскалибур – спортивная мулатка, у которой есть суперсила кидаться молниями, почему нет?) помочь, им удаётся изгнать из Гитлера древнего демона Савонаролу. Демон вселяется в Сталина, а Гитлер, вступая в команду супергероев, принимает новое имя Аденауэр и начинает носить свой знаменитый щит Вейнимяйнен. И когда кажется, что хуже уже быть не может, – вторгаются инопланетяне, именуемые Кобольдами, и если бы дочь Экскалибур по имени Кухулин не удалось отправить по Нилу в плетёной корзинке – то человечество бы точно погибло. Впрочем, об этом вы узнаете в следующей серии.

***

...Я это всё к чему, уважаемые читатели. Когда я посмотрел художественный фильм «Варкрафт», начинающийся с не показанной зрителю катастрофы в одном мире, продолжающийся чехардой персонажей, действующих противу всякой логики и заканчивающийся ничем и заявлением «всё ещё только начинается», напичканный обрывками поп-гностицизма (злые персонажи, превращаясь в добрых и наоборот, выкрикивают «из тьмы рождается свет, а из света тьма!») и ветхозаветных параллелей (я про зелёного орка-Моисея, крошкой запущенного по речке в корзинке), – в общем, когда я всё это посмотрел, я ругался у себя в фейсбуке.

И ко мне пришли граждане, объясняющие, что я просто не знаю богатого бэкграунда, стоящего за каждым кадром. Я не знаю предысторию многорогого оркского колдуна, главного отрицательного персонажа, и симпатичной клыкастой фотомодели-полукровки, которая успела сменить сторону и статус в картине четырежды за два часа. И предысторию злого и одновременно доброго человеческого колдуна не знаю – в противном случае я бы понял, почему он себя так ведёт. И я не знаком с расширенной вселенной Варкрафта, сразу видно, что играл только в первые игры серии. А вот знай я всё как следует – я бы понял, что на самом деле всё объяснимо и логично.

Что в данном контексте хотелось бы отметить. Чтобы стала понятна и врезалась в память история про хоббита и гномов – не нужно для начала штудировать расширенный мир «Сильмариллиона».

Чтобы запомнилась история паренька с провинциальной планеты, которого призвал бороть зло старый умный наставник – не нужно было знать про родословную паренька, предысторию наставника, мидихлорианы, ситхов, злого императора и всё такое.

В связи с чем все эти Расширенные Вселенные и Предыстории следует трактовать  как безжалостное истребление самого ценного, что есть в любой настоящей легенде и любой игре –  притчевости, которая привязывает рассказанный сюжет к жизни. Тот самый намёк добрым молодцам, который содержат в себе сказки.

Все эти стероидные миры раздуты не для помощи человеку в жизни, а для более надёжного его обезвреживания и изоляции от неё.

Хотя бы потому, что у любой настоящей человеческой жизни есть начало, задача и конец.

 

Читайте также:

Андрей Смирнов. Заблудиться в Украинах: что пишут в школьных учебниках про воссоединение

Иван Зацарин. Когда клюнет двуглавый пингвин

Иван Зацарин. Ещё одна Украина, которая не стала государством. К 97-летию ссоры большевиков с Махно

Дмитрий Михайличенко. Волжские болгары: след в России

Иван Зацарин. Выстрел и государство. К 119-летию закладки «Авроры»

Сергей Базанов. Цвет нации. Генерал Брусилов на службе у одной России

Владимир Мединский. «Нас не надо жалеть»: Брусиловский прорыв завершился Победой в 1945-м

Иван Зацарин. Новая наука побеждать. К столетию Брусиловского прорыва

Евгения Галимзянова. От Октября до краха СССР: концентрация и путаница шаблонов западной советологии

Иван Зацарин. Вот так мы и крепчали. К 445-летию сожжения Москвы

Теги:
История белого движенияНовейшая история
25231

Поделиться

Соцсети

Новое

Голиков Филипп Иванович. Красный орёл РККА

Полярный лётчик. Мазурук Илья Павлович

Всё для фронта! Всё для Победы!

Морской лётчик. Молоков Василий Сергеевич

Воспоминания о прошлом и мысли о настоящем

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Освобождение Вильнюса от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Смотри видео Брусиловский прорыв.

Видео

Холодная война: Гонка вооружений

Холодная война: Гонка вооружений

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте