Краткий курс истории. Знаменитая дорога между двух столиц

8 июня 1843 года началось строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, в 1855 году, после смерти императора Николая I, получившей название Николаевской, а при советской власти ставшей Октябрьской.
1. Дорога между двумя столицами протяжённостью 604 версты (примерно 645 километров), введённая в эксплуатацию в ноябре 1851 года, стала третьей железной дорогой, проложенной по территории Российской империи – после Царскосельской (от Петербурга до Царского Села, построена в 1837-м, 27 км) и Варшавско-Венской (построена в 1848-м, примерно 786 км).
2. Прокладкой дороги руководил лично Николай I – он распорядился в отличие от европейских железных дорог установить ширину колеи в 1524 мм (вместо европейских 1435), чтобы в случае войны неприятель не смог использовать преимущество нового вида транспорта.
3. Вопреки легенде, император не прикладывал линейку к карте, прочерчивая будущие контуры дороги, а след от царского пальца не стал причиной изгиба пути в районе реки Мсты. Николай I лишь наложил резолюцию: «Дорогу устроить по прямому направлению», т.е. без захода в Великий Новгород, на чём настаивали многие участники обсуждения проекта.
Новое
Видео
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Ошибки русской ставки: Пруссия и Карпаты (видеоблог Петра Романова)
Висло-Одерская операция. 12 января – 3 февраля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
Висло-Одерская операция. 12 января – 3 февраля 1945 года (Реплика Михаила Мягкова)
«Война и мир в мае 1945». Первая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии
«Война и мир в мае 1945». Первая часть лекции В.Мединского для студентов Дипакадемии