En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

«Ураган» в небе Заполярья. Как британские истребители охраняли советские рубежи

06.09.2021

Как британские истребители охраняли советские рубежи

22 июня 1941 года, в день нападения Германии на Советский Союз, по британскому радио выступил премьер-министр Уинстон Черчилль. Он заявил, что если СССР потерпит поражение, то Гитлер нападет на Британию, и задача британского правительства – оказать Советскому Союзу любую техническую и экономическую помощь, которую себе может позволить страна.

Британские и советские военнослужащие у истребителя

Среди различных предложений о помощи мы сегодня выделим одно: размещение в Мурманске нескольких британских эскадрилий. Мурманск был выбран неслучайно, он был единственным незамерзающим портом на севере СССР, и сюда должны были приходить арктические конвои со стратегическими и военными грузами. 31 августа в Советский Союз прибыл первый конвой «Дервиш», на котором вместе с необходимыми товарами прибыли английские истребители вместе с обслуживающим персоналом и летчиками. Истребители были очень необходимым товаром, поскольку значительная часть советской авиации была уничтожена в первые дни войны, причем многие самолеты были сожжены на земле. Было сформировано 151 авиакрыло RAF.

Операция строжайшей секретности

Операцию по переброске самолетов в СССР проводили в обстановке строжайшей секретности и назвали ее «Форс Бенедикт». Предполагалось, что в 151 крыло войдут две эскадрильи – 81-я и 134-я. Уже в конце июля на военном аэродроме было собрано 38 пилотов и 500 человек технического персонала. Всем военнослужащим были сделаны многочисленные прививки, выданы противомоскитные сетки и обмундирование для действий на Ближнем Востоке. Посторонние могли только предполагать, что данное подразделение отправляется на юг.

Британцы между вылетами в Ваенге. 1941 г.

В середине августа все были доставлены в Ливерпуль, где они были погружены на круизный лайнер «Лланстефан Касл», и судно отправилось в рейс. На борту лайнера были также гражданские лица и дипломаты. Только на борту всем было сообщено, куда направляется корабль – на российский Крайний Север, в Мурманск. Лайнер начал движение в сопровождении военных кораблей английского флота, но постепенно количество кораблей увеличилось, и образовался целый караван, получивший кодовое название «Дервиш».

Стандартная цветовая схема истребителя «Харрикейн»

В задачу английских летчиков входило, кроме передачи самолетов советской стороне, и обучение советских пилотов с ними обращаться. Часть самолетов перевозили в разобранном виде, а 24 находились на авианосце «Аргус». Для летчиков стало новостью, что в их задачу входит еще и защита аэродрома базирования в Мурманске, а также сопровождение советских бомбардировщиков. Проблемой стал и настрой гостей: английские летчики не сразу стали относиться к советским как к союзникам. Английская пропаганда так усиленно формировала у англичан негативное отношение к коммунистическому Союзу, что понадобилось время, чтобы его изменить.

На новом месте

В первые сентябрьские дни 1941 года и началась работа 151 крыла английских ВВС на советской земле. В эти дни мы как раз отмечаем 80-летний юбилей тех событий. По первоначальному плану английские летчики были разделены. Часть с авианосцем «Аргус» отправилась в Мурманск, а часть – на лайнере в Архангельск. Самое интересное, что в Архангельске их не ждали и даже обстреляли лайнер на подходе к городу. Уж очень форма англичан была похожей на немецкую. Здесь англичанам предстояло собрать 15 истребителей «Харрикейн», которые были привезены в разобранном виде. Сначала летчиков разместили в условиях, очень близких к спартанским, но постепенно их быт стал налаживаться, и они активно начали собирать самолеты. Весь процесс сборки вызывал большой интерес у советских военных, среди наблюдателей были и высшие командные чины авиации. 15 самолетов собрали и подготовили к полетам за 9 дней, а затем английские пилоты показали высокое мастерство пилотирования.

Лётчики ВВС Северного флота и служащие наземного персонала 151-го крыла Королевских ВВС на аэродроме Ваенга, осень 1941. Крайний справа - командир звена 78-го ИАП капитан В. Родин

Другая группа пилотов осваивала место, где они должны были размещаться. Этим местом стал аэродром Ваенга, что под Мурманском. Офицеров разместили в отдельном здании, похожем на загородный дом, а технический персонал – в казарме, где кроме кроватей ничего не было. Быстро были подготовлены ангары для 39 самолетов. Боевая работа закипела.

12 сентября английские пилоты сбили два «Мессершмитта» и самолет разведчик «Хеншель». В тот же день погиб летчик RAF – 19-летний Норман Смит.

Британские летчики из 151-го авиакрыла королевских ВВС (No 151 Wing Royal Air Force) и советский солдат-часовой у истребителя «Харрикейн» (Hawker Hurricane Mk II) на аэродроме Ваенга-1

13 сентября на аэродром Ваенга прибыли летчики из Архангельска вместе с собранными самолетами. Уже первые бои оказались успешными, и весть эта не могла остаться без огласки. На аэродром приехали советские журналисты, в их числе был и Константин Симонов, который служил тогда корреспондентом «Красной звезды» и подробно описал увиденное в очерке.

Советские военные корреспонденты ведут кино и фотосъемку летчиков 151-го авиакрыла британских королевских ВВС (No 151 Wing RAF) у истребителя «Харрикейн» (Hawker Hurricane Mk II) на аэродроме Ваенга

Командовал 151-м авиакрылом Невилл Рамсботтом-Ишервуд из Новой Зеландии. Четыре летчика этого подразделения были награждены Орденом Ленина за их особые заслуги: командир крыла Рамсботтом-Ишервуд, командиры эскадрилий Рук и Миллер, и старший сержант авиации Хау, который получил эту награду за то, что сбил больше всего самолетов противника. Больее никто из иностранцев столь высокую награду не получал. Интересный факт: ордена Ишервуда были выкуплены с аукциона «Сотби» в 2009 году, неизвестным частным русским покупателем.

Командующий 151-го крыла Королевских ВВС Великобритании вин-коммандер Henry Neville Gynes Ramsbottom-Isherwood с вручённым ему орденом Ленина (№ 7384). Посольство СССР в Лондоне, 31 марта 1942 года

Одновременно началась подготовка советских летчиков. Все они были опытными пилотами и довольно быстро освоили иностранную технику. Среди наших летчиков был и советский ас Борис Сафонов. Англичане поражались храбрости наших летчиков. Англичане вспоминали, что один из них взлетел во время снежного бурана и сел только после третьей попытки. Они отмечали, что ни один английский пилот не стал бы взлетать в такую погоду. Остались очень любопытные воспоминания английских летчиков о Борисе Сафонове:

«Нам казалось, что у него совсем не было страха. Он либо очень-очень хорош, либо сумасшедший».

Командир 78-го ИАП майор Борис Феоктистович Сафонов перед вылетом на Харрикейне «GU 35» Z4012 из 134-го эскадрона. Аэродром Ваенга, октябрь 1941 года. Фото Евгений Халдей

Надо отметить, что советское командование тоже оценило мастерство и храбрость гостей, командир части хвалил их за то, что они соблюдают дисциплину и бьются с врагом самоотверженно. Во время обучения и совместной боевой работы холодок, имевшийся поначалу в отношениях, растаял, дружба крепчала. Очень часто проходили совместные вечеринки, которые заканчивались порой большими попойками.

Миссия английских летчиков подходила к концу. Советские пилоты и техники обучались очень быстро. Британец, который принимал экзамен, заявил, что русские специалисты всего через несколько недель обучения сдали экзамены со средним результатом 80%. Таких результатов после короткого курса обучения он не видел даже в Великобритании. За время пребывания в России английские пилоты сбили 16 немецких самолетов, а еще больше было повреждено. Английские летчики потеряли лишь один самолет «Харрикейн». Все бомбардировщики, которые летали под сопровождением британцев, вернулись на свои базы.

Мемориал на острове Кего отрытый при участии РВИО, в память о советских и британских пилотах в Заполярье

В середине октября союзники завершили передачу своих самолетов советским летчикам и стали готовиться к отправке домой. Операция «Форс Бенедикт» стала первой – с нее и началось сотрудничество военно-воздушных сил Советского Союза и Великобритании.

Теги:
История авиацииИстория СССРВоенная историяСоюзникиИстория сраженийИстория международных отношений и дипломатии
28741

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Переход через перевал Сен-Готард. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте