Первый Арктический конвой «Дервиш»
31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш», доставивший стратегические грузы в СССР. В истории это событие получило название «первое, после 1918 года, дружеское рукопожатие между Великобританией и советской Россией»
«Мы сделаем все, чтобы помочь вам…»
В 2021 году мы отмечаем много юбилейных дат. К сожалению, многие из них связаны с трагической датой начала Великой Отечественной войны. В этот раз мы расскажем о первом арктическом конвое, которые доставляли в СССР так необходимые для нас военные и стратегические грузы. 22 июня 1941 года война пришла и в наш дом, но Вторая мировая война уже шла два года, и Великобритания воевала с Германией, а противоречия между США, Германией и Японией уже дошли до грани вооруженного конфликта. Сразу после нападения Германии на СССР и правительство Великобритании (22 июня), и правительство США (24 июня) выступили с поддержкой нашей страны в борьбе с фашизмом. 12 июля 1941 года уже был согласован план совместных советско-английских действий против Германии и их союзников. Был сделан первый шаг к формированию антигитлеровской коалиции. Накануне этого события, 8 июля, Уинстон Черчилль в личном письме к Иосифу Сталину сообщал, что будет сделано все, чтобы помочь Советскому Союзу. Было намечено несколько маршрутов, по которым должна была доставляться военная помощь. Одним из таких маршрутов стал северный путь. Первая пробная операция получила кодовое название «Дервиш».
Почему «Дервиш»?
В переводе с персидского «дервиш» означает «нищий, бродяга». Нам трудно понять, почему британское Адмиралтейство так назвало союзный конвой, ведь дервиши – члены мусульманских монашеских орденов, скорее всего, это было сделано, чтобы запутать немецкую разведку. Помните? «Операция «Ы»! – «Почему «Ы»? – «Чтобы никто не догадался». Так и здесь, но не будем отвлекаться. 12 августа конвой вышел из порта Ливерпуль и направился в сторону Оркнейских островов и 16 августа прибыл в Исландию для заправки топливом. 21 августа конвой отправился в Архангельск, куда и прибыл благополучно 31 августа. Все путешествие заняло три недели. Первый конвой не был обнаружен немецкой авиацией и кораблями. Наверное, странное название операции действительно помогло сохранить все в тайне. К сожалению, последующие подобные операции не были такими успешными.
Назло Гитлеру
В опасное плавание к берегам Советского Союза отправились 7 транспортов (6 сухогрузов и 1 танкер) и 15 кораблей боевого охранения, в том числе авианосец, 2 крейсера, 6 эсминцев, а также тральщики и корветы. Как видите, охрана была значительной, но и груз того стоил. Потеря даже одного грузового корабля могла обернуться ощутимым ударом по снабжению фронта. В эти дни враг практически захватил Киев, в блокаде были Ленинград и Севастополь, враг накапливал силы для последнего броска на Москву. Гитлер был уверен, что к зиме он будет на берегах Волги, может, поэтому особого внимания к арктическим конвоям и не было. До зимы 1942 года конвои ходили практически без потерь. Первый караван доставил в Архангельск 25000 тонн различных грузов. Для сравнения: для такого объема перевозок потребовалось бы 300-400 железнодорожных вагонов или 1500 современных грузовиков.
Все – для фронта, все – для разгрома врага
В советское Заполярье был доставлен 121 британский авиаполк в полном составе – 39 истребителей «Харрикейн» (15 в разобранном виде в контейнерах и 24 на палубе авианосца) и 600 человек личного состава. Это английское авиационное подразделение было предназначено для защиты советских портов и будущих союзнических конвоев от немецкой авиации. Еще одной задачей английских летчиков стало обучение советского летного состава, помощь в освоении британской техники.
На кораблях были доставлены 3800 магнитных мин и глубинных бомб для защиты от возможных атак немецких рейдеров и подлодок. Единственный танкер доставил около 800 тонн высококачественного топлива. Стратегически важным было и сырье: 10 тысяч тонн каучука (для изготовления сапог, автомобильных и авиационных шин), шерсть для производства шинелей, олово, применяемое в производстве консервов, подшипников, радиодеталей. Доставленные конвоем 1500 тонн армейских ботинок могли полностью обуть целую дивизию. Кроме всего этого, привезли и промышленное оборудование.
В обратный путь английские корабли уходили тоже загруженными, они переправляли пиломатериалы и руду. Следующий конвой пришел в Архангельск в середине октября 1941 года.
Арктические конвои
Первые конвои достигали северных берегов России практически без происшествий, немцы не предпринимали никаких попыток атаковать их. Но со временем ситуация в корне изменилась. Немецкие субмарины и бомбардировщики, расположенные в оккупированной Норвегии, стали главными врагами арктических караванов. Всего было 78 конвоев, и нападению подверглись большинство из них. Было потеряно 16 военных кораблей британского флота и 85 из 1400 торговых судов, участвовавших в походах. Погибло 800 моряков торгового флота. В этих конвоях погибло и 4 советских торговых корабля и 6 боевых. К сожалению, ни одна война не обходится без жертв, но эти жертвы были очень даже не напрасны. За четыре года северным путем было доставлено 4 млн тонн грузов, а это четверть всей помощи, поступившей в СССР. 7000 самолетов и 5000 танков, а также грузовики, легковые автомобили, топливо, медикаменты и многое другое, что было необходимо на фронте и помогло разгромить немцев на Восточном фронте.
Новое
Видео
Российская империя в начале XIX века
Российская империя в начале XIX века. Курс 9-ого класса, урок первый
800-летие Москвы (1947 год): великий праздник после Великой Победы
В рамках лекции мы поговорим о том, как Москва праздновала свой юбилей через два года после Великой Отечественной войны - это был, действительно, праздник после Великой Победы. 800-летие Москвы отмечали 7 сентября 1947 года. Праздничные мероприятия продолжались 4 дня. Основные торжества проходили на стадионе «Динамо» - здесь были организованы шествия и спортивные игры. В рамках празднования 800-летия Москвы состоялась закладка сталинских высоток и памятника Юрию Долгорукому на Тверской.
Роль и место Русской православной церкви в истории России
Лекция М.Ю. Горожаниной, к.и.н., доцента Кубанского государственного университета