Уникальный сплав культурных традиций: староверы Забайкалья. Республика Бурятия
В сердце Сибири, вдоль южного и восточного берегов священного Байкала, раскинулась Бурятия – обширный гористый край с богатой и древней историей. Буряты – коренной народ этого региона – несмотря на череду драматических событий и глобальных перемен, пережитых на протяжении столетий, сумели сохранить свою культуру, связанную с буддизмом и шаманизмом, свои самобытные традиции, свой язык, гармонично сочетая народный дух с последними достижениями цивилизации.
Таежная, озерная, степная,
Ты добрым светом солнечным полна.
Цветущая от края и до края,
Будь счастлива, родная сторона.
Брусничный дух, черемухи дыханье,
Лилового багульника настой.
Я не дышу, а пью благоуханье
Моей земли, равнинной и лесной.
(Гимн Республики Бурятия)
«Смесь Швейцарии, Дона и Финляндии»
Бурятия – преимущественно горный край с пологими среднегорьями, системой хребтов, остроконечными вершинами вздымающихся ввысь до 3000 метров. Писатель А.П. Чехов, бывавший здесь, охарактеризовал местные ландшафты как «смесь Швейцарии, Дона и Финляндии». Действительно, на высотах до километра распространена лесостепь, горные склоны вплоть до отметки 1800 метров покрыты океаном тайги, занимающей половину всей площади республики, а выше идут альпийские луга. Пространство между хребтами заполнено межгорными котловинами, где испокон веков жили скотоводы-буряты, а с XVIII века – и русские крестьяне-переселенцы.
Важнейшее место в экосистеме Бурятии занимает озеро Байкал – самое глубоководное озеро в мире (1642 метра) с 20% мировых запасов пресной воды. Естественные границы края проходят по восточному побережью Байкала, Байкальскому хребту, Саянам, Яблоновому хребту и хребту Хамар-Дабан. Бурятия протянулась на 600 км с севера на юг и на 420 км с запада на восток, занимая площадь в 351 000 км², что сопоставимо с территорией Германии, Норвегии или Японии. Республика Бурятия входит в состав Дальневосточного федерального округа и граничит с Республикой Тыва на западе, Иркутской областью на западе и севере, Забайкальским краем на востоке и Монголией на юге.
Бурятия разделена на 21 аймак (район) и два города республиканского значения (Улан-Удэ и Северобайкальск). Всего в республике насчитывается шесть городов, 12 поселков городского типа и 248 сельских поселений. На 1 января 2024 года в регионе проживало около 970 000 человек. Из них 435 000 человек живут в столице республики Улан-Удэ, по 24 000 человек – в Северобайкальске и Гусиноозерске, 18 000 человек – в Кяхте. 59,5% населения Бурятии составляют русские, 30,5% – буряты, остальные народы (украинцы, татары, эвенки, сойоты) насчитывают менее 1% каждый.
Для расположенной в глубине материка республики характерен резко-континентальный климат со значительными колебаниями суточной и сезонной температуры, с большим числом солнечных дней в году. Средняя январская температура – около -25°C, июльская – около +17°C. Рекордные показатели для Бурятии зарегистрированы в 2001 и 2016 гг. – соответственно -55°C и +40,6°C. Край обладает развитой гидрографической сетью с тысячами рек, речушек, озер, водоемов. Крупнейшие реки – Селенга, Баргузин, Витим, Чуя, Чая и Верхняя Ангара. В период дождей и таяния снегов они настолько полноводны, что нередко выходят из берегов, вызывая паводки и наводнения.
Север региона находится во власти тайги и обширных лесов, в центре преобладает лесостепь, ближе к югу чувствуется дыхание степей. Разнообразию ландшафта соответствует и разнообразие животного мира. Тут можно увидеть северного оленя, баргузинского соболя, бурого медведя, алтайского улара, зайца-толая, горностая – всего 85 видов млекопитающих. Среди птиц часто встречаются дрофы, жаворонки и куропатки. К настоящим символам республики относятся живущие в Байкале нерпа, омуль и голомянка.
Бурятия – кладезь редких полезных ископаемых. Так, в республике разведано 48% цинка, 24% свинца, 37% молибдена и 27% вольфрама от всех запасов Российской Федерации. Кроме того, здесь имеются крупные месторождения золота, бериллия, стронция, нефрита и апатитов, ведется добыча известняков, доломитов, цеолитов, керамзитных, кирпичных и огнеупорных глин, строительного камня, гравия, песка и т.д.
Бурятия в древности
Человек появился в Бурятии в незапамятные времена. Археологами обнаружены стоянки нижнего, среднего и верхнего палеолита. Благодаря открытиям последних десятилетий нижняя граница жизнедеятельности древнейших людей в регионе отодвинута теперь к полумиллиону лет назад. Начиная с позднего каменного века (не менее 25 000 лет назад) следы человека становятся многочисленнее. Племена охотников устраивали стоянки в пещерах и покрытых шкурами чумах по берегам лесистых рек, добывали рыбу и крупную дичь – бизонов, носорогов, мамонтов.
В мезолите и неолите хозяйственное устройство не претерпело коренных изменений, только стало несколько совершеннее. С конца III – начала II тысячелетий до н.э. у древнебурятских племен появились медные и бронзовые изделия, зернотерки и песты, началось одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. Вероятно, это было связано с влиянием афанасьевской культурной общности, которую исследователи соотносят с миграцией прототахаров, самой восточной ветви носителей индоевропейских языков. С 1300 по 300 гг. до н.э. Бурятия входила в ареал культуры плиточных могил, которую большинство ученых относят к древнемонгольскому этносу и прямым предкам хунну (сюнну).
Просуществовавшее 300 лет государство Хунну (с 209 года до н.э. по 93 год н.э.) стало первой в истории человечества великой кочевой империей. Во времена расцвета хуннскому шаньюю (правителю, государю) подчинялись пространства и народы от Балхаша до Приамурья, от сибирской тайги до Великой Китайской стены. Стремительная армия конных лучников наводила ужас даже на могучий Китай, временами плативший грозным степнякам дань. После разгрома в 93 году хуннской державы сяньбийцами часть побежденных кочевников мигрировала на запад и стала ядром народа гуннов, столь памятного в истории Великого переселения народов IV–V вв.
Бурятия в средневековье
Забайкалье было вовлечено во все историко-культурные процессы кочевой Центральной Азии на протяжении всего средневековья. На его территории пересекались представители монгольской, тюркской, тунгусо-маньчжурской и самодийской языковых групп, но преобладали первые две. Монголоязычные государства сяньби и жужаней доминировали во Внутренней Азии в раннем средневековье до 555 года, когда их сменили тюркоязычные каганаты – Тюркский, просуществовавший в своей восточной части до 744 года, и Уйгурский, распавшийся в 840 году. Следом наступил век кыргызского великодержавия (840–924 гг.).
После ослабления кыргызской гегемонии вплоть до 1125 года контроль над территорией южной части Бурятии держало сначала государство киданей, и далее, вплоть до возвышения Чингисхана – монгольское племя меркитов. Последующая средневековая история Бурятии до середины XVII века связана с Великой монгольской империей и ее наследниками – основанной ханом Хубилаем могущественной империей Юань и возникшим после изгнания монголов из Китая в 1368 году монгольским ханством Северная Юань.
В XV–XVII вв. Бурятия не раз была вовлечена в ожесточенную борьбу западных и восточных монголов – ойратов (джунгаров) и халха, однако всегда оставалась на периферии главных событий. Бурные столкновения в степи позволяли народам, населявшим Бурятию, иногда на весьма продолжительное время обретать фактическую независимость.
Основой существования местного населения на всем протяжении средневековья оставалось скотоводство, приобретшее, особенно на юге, значительные масштабы. Табуны лошадей и отары овец считались главным признаком достатка. Также буряты занимались охотой и рыболовством, особенно в прилегающих к Байкалу районах. Важную роль играла торговля: добываемые скот, меха, рыба менялись на металлы, ткани и сельскохозяйственные продукты оседлых народов.
История бурятского этноса
Современный бурятский этнос прошел длительную и сложную эволюцию, вобрав в себя помимо монгольского ядра тунгусо-маньчжурские, самодийские, индоиранские и тюркские элементы. Становление протомонгольской этнической общности проходило в пределах горно-таежной зоны Верхнего Амура и Хингана, а ее широкое расселение совпало с рубежом эр, с хуннской эпохой. На берегах Байкала в середине I тысячелетия н.э. обитал монгольский союз племен байырку, позднее известный как баргуты.
Большое значение в формировании раннебурятского этноса отводится тюркскому племени курыканов и тунгусскому племени эвенков. Возвышение киданей в X веке ознаменовало начало сплошной монголизации степей Центральной Азии, но ключевую роль в судьбе обитателей Забайкалья сыграла все-таки империя чингизидов.
С XIII по XVI вв. складывались основы языка и культуры будущей бурятской народности. К этому времени относится появление крупного племенного объединения бурятов, название которых, согласно наиболее обоснованной гипотезе, восходит к монгольскому «бураад» – «люди леса». В рамках этого племенного союза происходила этническая консолидация забайкальских племен, в том числе тюркского и тунгусского происхождения.
Появление на Байкале русских привело к образованию четкой пограничных рубежей с Монголией и Китаем, а, значит, к обособлению бурятских племен от остального монголоязычного мира, к разрыву давних связей, что благоприятствовало развитию бурятов в качестве самостоятельного этноса. В XVII веке наряду с шаманизмом все большее влияние среди местного населения получили буддизм и в некоторой степени христианство. Буряты жили территориально-родовыми группами, наиболее крупными из которых были булагаты, табангуты, хоринцы, икинаты, эхириты и хонгодоры, а общее их число превышало 160. Вплоть до середины XIX века буряты сохраняли скотоводческий образ жизни, мясомолочный рацион, но под русским влиянием стали частично оседать на земле, ставить деревянные, а не войлочные юрты.
Бурятия в составе Российской империи
Первые сведения о Бурятии русские землепроходцы в Сибири получили в 1609 году, а с 1627 года отряды казаков и служилых людей начали регулярно появляться на территории Бурятии с целью привести бурят под царскую руку и собирать с них ясак. В качестве опорных пунктов колонизации края слуги государевы ставили остроги – Братский, Баргузинский, Селенгинский, Нерчинский, Верхнеангарский и Иргенский. Уже к середине XVII столетия бурятские племена в основном мирно приняли русское подданство и вошли в состав Московского государства. Нерчинский договор с Китаем 1689 года окончательно закрепил Забайкалье за Россией.
В XVII – первой четверти XVIII вв. русская администрация почти не вмешивалась во внутренние дела бурятских племен, имея дело только с нойонами и тайши – родовой верхушкой. Главной заботой был сбор ясака. Для бурятов его установили в одного соболя с человека, причем стоимость их буряты выплачивали крупным рогатым скотом. Позднее, с середины XVIII века, часть бурятов (около 10%) стала нести воинскую повинность – так, в составе Забайкальского казачьего войска появилось четыре пограничных бурятских полка.
До 1851 года Бурятия, поделенная на уезды и ведомства, входила в состав Иркутской губернии, с 1851 года – в новообразованную Забайкальскую область. С XVIII и особенно с XIX вв. в крае усилилась русская крестьянская колонизация, в результате чего сложились два крупных сельскохозяйственных района – Верхнеудинский и Усть-Селенгинский. Коренное население, хотя и сохраняло скотоводческий характер хозяйства, перешло в пореформенный период от кочевой его формы к стойловой, что привело к значительному росту поголовья. Однако в ходе столыпинских реформ из земельного фонда бурятских «инородцев» изъяли 5 млн десятин земли из имеющихся 6,8 млн, что привело к упадку скотоводческого хозяйства и постепенному переходу бурятов к оседлому образу жизни.
С XVIII века в Бурятии начали строиться заводы и мануфактуры, развиваться десятки ремесел. В 1832 году началась добыча золота (Нерчинские и Верхнеудинские рудники), регион все сильнее включался в общероссийский рынок. Огромную роль в экономическом подъеме края сыграла Транссибирская железнодорожная магистраль, построенная в начале XX века.
Судьба семейских
Одним из интереснейших феноменов русской колонизации Забайкалья стала судьба «семейских» – старообрядческой общины, появившейся в Бурятии в 1760-х гг. В рамках борьбы с раскольничеством русское правительство в 1764 и 1765 гг. выслало в Сибирь до 5000 старообрядцев, укрывавшихся в Белоруссии, Украине и Польше. Семейские, как их называли, относились преимущественно к беглопоповскому ветковскому согласию, позднее к белокриницкому согласию. Несмотря на длительное проживание в Бурятии, они сохранили славянский антропологический тип, хотя и с некоей долей бурятской метисации, строгие нравы староверов, обычаи, характерные скорее для западнорусских земель, а не восточносибирских.
Природные земледельцы с крепким общинным сознанием, они и в новых тяжелых условиях смогли создать процветающие хозяйства: выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю, огородные культуры, запруживали речки для полива пашен, первыми в Сибири применили плуг. Семейские села отличались зажиточностью и большой протяженностью в одну-две улицы, выстроенные вдоль речек. Отдельный семейный жилой комплекс, огороженный высоким прочным забором, включал просторную избу, амбар, погреб, помещение для телег и саней, хлев, сарай для лошадей, сеновал, сушильню, ригу, баню. Пораженный трудолюбием и упорством семейских, иркутский губернатор Н.И. Трескин произнес, что «они и камень сделали плодородным».
Строгие нравы – отказ от табака, вина и распутства, обязательное соблюдение постов – семейские сочетали с любовью к чистоте и красивой одежде, впитавшей в себя северорусские и южнорусские черты, украинское, белорусское и бурятское влияние. Обеденный стол семейских отличался богатством – многочисленные мясные и рыбные блюда, разнообразные молочные продукты и всевозможные пироги, щи, супы, каши, напитки из дикорастущих растений (чаги, иван-чая, ревеня, шульты и др.).
По переписи 1897 года всего насчитывалось 40 000 семейских, но сейчас эти оценки признаются заниженными. Непоправимый урон семейским общинам нанесла коллективизация. Многие семейские крестьяне были раскулачены, арестованы и сосланы, большинство старообрядческих храмов и часовен закрыто. Нарушился привычный строй жизни. Только с середины 1980-х гг. началось робкое возрождение прежних традиций. Считается, что в современной Бурятии каждый пятый житель так или иначе связан с семейскими, однако сохранили уклад и соблюдение старинных обычаев всего несколько сотен человек.
Бурятия в СССР
На протяжении многих десятилетий Забайкалье являлось местом царской политической ссылки. Здесь побывали все, от декабристов до социалистов, поэтому революционные и антиправительственные настроения получили в Бурятии широкое хождение – в основном, среди русских поселенцев. После свержения императора особую остроту обрел и бурятский национальный вопрос. Забайкальский край стал местом ожесточенных битв Гражданской войны, в которой каждый отстаивал свою правду. Буряты сражались в отрядах атамана Семенова и барона Унгерна, одновременно в регионе развернулась партизанская война против Колчака и белых. Бурятский национальный комитет пытался лавировать между противоборствующими сторонами.
С апреля 1920 по ноябрь 1922 гг. по Бурятии проходила граница между РСФСР и Дальневосточной республикой (ДВР). В каждом из государств были образованы бурятские автономии - Монголо-Бурятская автономная область (МБАО) и Бурят-Монгольская автономная область (БМАО) соответственно. После самоупразднения ДВР оба образования объединились в единую Бурят-Монгольскую АССР со столицей в Верхнеудинске (с 1934 года – Улан-Удэ).
В результате индустриализации в 1930-е гг. в Бурятской АССР было введено в эксплуатацию 85 новых фабрик и заводов, в том числе Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат, Улан-Удэнский паровозовагоноремонтный завод и Тамлюйский цементный завод. Важным достижением довоенной поры стала ликвидация неграмотности и появление национальных бурятских научных кадров.
В годы Великой Отечественной войны Бурятия вместе со всей страной отдала все силы для победы над врагом. Около 120 000 жителей республики отправились на фронт, из них 39 000 сложили свои головы на полях сражений. Более 35 000 уроженцев Бурятии были награждены орденами и медалями, 33 присвоено звание Героя Советского Союза. Предприятия Бурятии снабжали Красную Армию продуктами питания, мясом, консервами. Улан-Удэнский авиационный завод №99 наладил выпуск самолетов Ла-5 и Ла-7. В броне каждого третьего советского танка содержался бурятский вольфрам. Несмотря на тяжелейшие условия, производственные мощности края с 1940 по 1945 гг. возросли на 36%.
Новый импульс промышленному развитию Бурятии в 1950-1970-е гг. дали запуск целой сети тепловых электростанций, возведение Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, Усть-Бургузинского рыбокомбината, заводов «Теплоприбор» и «Электромашина», строительство Байкало-Амурской магистрали. В 1960–1970-е гг. ежегодный прирост промышленного производства республики составлял около 10%.
Производственный бум позволил решить многие социальные проблемы. По всей Бурятии шло масштабное жилищное строительство, регулярно открывались новые школы, больницы, кинотеатры. С 1966 года в Улан-Удэ начал свою деятельность Бурятский филиал Сибирского отделения Академии Наук СССР (БФ СО АН СССР), преобразованный в 1988 году в Бурятский научный центр (БНЦ).
Бурятия сегодня
Постсоветская история Бурятии, как и многих других регионов России, характеризуется драматическими переменами. В этот период Бурятия, как и вся Россия, пыталась адаптироваться к новым экономическим условиям, переходя от плановой экономики к рыночной. Однако переход был трудным и болезненным. В 1990-е гг. Бурятия, оказавшись в условиях глубокого экономического и социального кризиса, столкнулась с тяжелыми испытаниями. Промышленное производство, которое было основой экономики региона в советский период, сократилось вдвое, поголовье овец снизилось в шесть раз, производство шерсти – почти в девять. На 50% сократились посевные площади. Заводы и предприятия закрывались, что привело к массовой безработице, падению уровня жизни и социальной напряженности.
С началом XXI века ситуация постепенно начала улучшаться. Регион стал восстанавливать промышленное производство, развивая новые отрасли экономики. Особое внимание стало уделяться развитию туризма, который стал рассматриваться как одно из ключевых направлений для дальнейшего роста. Байкал стал магнитом для туристов со всего мира. Помимо него, внимание путешественников привлекают уникальные природные парки, такие как Баргузинский заповедник, этнические и культурные комплексы, такие как Иволгинский дацан – центр буддизма в России. Бурятия также известна своими термальными источниками (Горячинск и Джергинские минеральные воды).
Сегодня Бурятия активно развивает свою экономику, делая акцент на природных ресурсах, туризме и культуре. Важными направлениями также стали экология и охрана окружающей среды, что особенно актуально в условиях развития массового туризма. В перспективе регион видит себя центром экологического и этнокультурного туризма, с сохранением уникального природного и культурного наследия.