Убийство Распутина: британская версия

В декабрьском номере популярного британского исторического журнала «History Today» за 2016 год привлекает внимание статья, приуроченная к столетию убийства Григория Распутина.
Грязный и лохматый
Текст постоянного автора журнала, историка Ричарда Кавендиша (1930-2016), интересен тем, что его автор, выпускник Оксфорда, был увлечён магией, мифологией, оккультизмом. Именно с этих позиций автор рисует краткую жизненную историю знаменитого старца, которого и через сто лет на Западе хорошо помнят.
В последние годы в России к Распутину ищут новые подходы, стараются разоблачить старые мифы. Кавендиш же излагает традиционные факты, часть из которых попала в британские газеты ещё в 1910-е годы. Присмотримся ближе к его версии.
Как пишет британский историк, «родившийся в 1869 году в сибирской крестьянской семье Григорий Ефимович Распутин вырос пьющим, малограмотным и самовлюблённым человеком, взлелеявшим в себе иллюзию своей невероятной значимости для мира. Он присоединился к одной из русских религиозных сект – хлыстам, верившим в способность через самобичевание достичь такого состояния ума, которое позволило бы общаться со Святым Духом. Сам Распутин пришёл к тому, что лучший способ достигнуть подобного духовного общения заключается в доведении себя внутренне и внешне до истощения посредством продолжительных сексуальных оргий».
Свои познания в русском языке Кавендиш использует для прямого толкования фамилии Распутин: «Он заставил людей вспомнить, что слово «распутник» в русском языке тождественно слову «блудник, развратник». В 18 лет он женился на Прасковье Фёдоровне Дубровиной, с которой имел троих детей, но большую часть своего времени Распутин проводил в странствиях. Добравшийся до Греции и Иерусалима, живший на подаяния, он заработал репутацию святого человека, способного исцелять болезни и видеть будущее. Грязный и лохматый, с пылающим взором, он, вероятно, обладал природным магнетизмом, и люди, уверовавшие в его силу, утверждали, что были им исцелены».
«Целитель» при дворе
Автор подробно останавливается на главном – петербургском – периоде жизни Григория Ефимовича: «В 1903 году Распутин прибыл в Петербург, где ему удаётся привлечь к себе внимание. Событие, повлиявшее на его возвышение, случилось в следующем, 1904 году, когда на свет появился сын Николая II и Александры Фёдоровны Алексей. У царской четы уже было четыре дочери, поэтому рождение сына и наследника чрезвычайно обрадовало супругов, но мальчик страдал гемофилией - периодически возникавшими сильными кровотечениями, которые грозили ему ранней смертью. Медицинское вмешательство не давало эффекта».
Кавендиш достаточно сдержанно объясняет причину сближения «старца» с царской семьёй: «Будучи представлен царю с царицей, Распутин произвёл на них хорошее впечатление. В 1907 году, когда царевич страдал от обширного кровотечения, Александра Фёдоровна пригласила во дворец старца Григория. Он молился у постели мальчика и каким-то образом действительно благотворно повлиял на Алексея, как и на его родителей. Возможно, спокойствие родителей само по себе успокоительно действовало и на ребёнка. С тех пор Распутин появлялся во дворце по первому зову».
Историк даёт традиционную ещё для времени убийства Распутина оценку его влияния при дворе: «Любя жену и дорожа сыном, Николай большей частью игнорировал сообщения о постоянных пьяных и сексуальных оргиях старца. Дела пошли хуже после вступления России в Первую мировую войну в союзе с Англией и Францией против Германии и Австрии. В 1915 году император решил, что его долг взять на себя верховное командование армией. Он отправился на фронт, оставив Александру Фёдоровну управлять страной».
Версия о всевластии императрицы и Распутина была очень популярна уже в годы Первой мировой войны, в наши дни она считается мифологической, но Кавендиш ей тем не менее доверяет: «Николай II не был компетентным лидером и больше мешал своим генералам, нежели помогал им. Александра Фёдоровна же, с больным сыном на руках, к тому же приняв бремя управления страной, сделала Распутина своим главным советником. При дворе его критиковали как ничего не понимающего в столь высоких вопросах выскочку и называли угрозой монархии. Самые отчаянные его противники верили в то, что Распутин жаждал проигрыша России в войне, и предпринимали безуспешные попытки его убить».
Во всём виноват Юсупов
Последующая часть статьи посвящена истории самого убийства старца Григория в декабре 1916 года. Она же является и самой слабой её частью, так как здесь автор по существу просто пересказывает версию событий, которую противоречиво излагал в эмиграции Феликс Юсупов: «Автором удавшейся попытки убийства стал князь Феликс Юсупов, супруг царской племянницы. Также в это дело были вовлечены монархист и член Государственной думы Владимир Пуришкевич, двоюродный брат царя великий князь Дмитрий Павлович, армейский офицер Сухотин и доктор Станислав Лазоверт, близкий друг великого князя.
Юсупов, лично знавший Распутина, пригласил его к себе во дворец декабрьским вечером. Стоял страшный мороз, и человек, которого доктор Лазоверт назовёт «настоящим дьяволом русской истории», прибыл в гости к Феликсу, где отведал заранее отравленных вина и пирожных. Все, кроме хозяина дома, тихо ждали наверху. Распутин же становился всё более бодрым, поглощая отравленные вино и пирожные, которые никак на него не действовали».
Миф о пирожных – самое слабое место этой версии. Хорошо известно, что реальный Распутин терпеть не мог сладкого.
Сам момент убийства в изложении Кавендиша тоже приводится в драматической версии, которую излагал князь Феликс Феликсович: «А Юсупов тем временем продолжал играть на гитаре и петь гостю. Судя по всему, затем поражённый происходящим Юсупов достал пистолет и выстрелил в Распутина. Тот издал пронзительный вопль и, корчась, упал, но затем вдруг встал на ноги и набросился на князя. После этого остальные заговорщики ринулись вниз, и, кажется, Пуришкевич выстрелил в Распутина несколько раз, попав ему в плечо и голову. Доктор Лазоверт констатировал смерть, после чего тело старца был связано, завёрнуто в плотную ткань и сброшено в Неву. Когда день спустя оно было найдено, то было установлено, что подо льдом Распутин был все ещё жив и пытался освободиться, но утонул».
Спорная, во многом противоречивая, не объясняющая многочисленных фактов версия Юсупова, как мы видим, до сих пор жива в западной историографии. Другого, менее сексуального и влиятельного, не жившего подо льдом Распутина там не хотят замечать.
Обложка: ru.wikipedia.org