En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Татары: тюркская скрепа России. Часть 4: традиции и модернизация

28.09.2016


…Часть 1: как они получились

…Часть 2: Казанское ханство

…Часть 3: стать империей

ХХ век стал для татарского народа веком трудных испытаний, но также и веком возвращения к традициям государственности и одновременно модернизации. Волжскую Болгарию/Булгарию с большой натяжкой можно назвать татарским государством, хотя именно с неё историки начинают отсчёт исторического бытия того национального духа, который, смешавшись со степной кровью кыпчаков и монголов, объединил несколько тюркских народов в татарский этнос. Покорение Казанского ханства круто изменило судьбу татар, направив их историю в сторону оседлой государственности.

В ХХ веке старания и усердие татар были вознаграждены. Сначала они получили собственную автономию в рамках Советского государства, а затем и широкие полномочия в рамках Российской Федерации. Сегодня Татарстан представляет собой образцовый вариант развития российских регионов.

Татары: тюркская скрепа России. Часть 4: традиции и модернизация

Один из центров империи: люди и хозяйство

Согласно первой всероссийской переписи населения 1897 года, татары составляли 22% от всего населения Казани. Всего в Казанской губернии проживало 398,6 тысяч татар. Татары компактно проживали в Сибири, Оренбургской, Уфимской, Симбирской, Астраханской, Нижегородской, Вятской, Саратовской и Самарской губерниях. Кроме того, татар можно было встретить не только в Москве и Петербурге, но и в Баку, Грозном, Донбассе. Тем не менее, именно Казанская губерния оставалось татарским центром России.

Татары: тюркская скрепа России. Часть 4: традиции и модернизация

Несмотря на общий аграрный характер российской экономики, Казанская губерния становится одним из центров развития промышленности. В конце XIX века здесь насчитывалось 176 заводов и фабрик, а в начале ХХ столетия их число выросло почти в два раза. Татарская буржуазия была второй по численности после русской и ориентировалась, главным образом, на удовлетворение и обслуживание нужд населения и была тесно связана с рынком предметов потребления. В Казанской губернии наиболее распространены были лёгкая, пищевая промышленность, а также торговля. Во всей России пользовались спросом стеариновые свечи и мыло, которые производились на заводе Крестовниковых. Кстати, и сегодня многие россиянки моют посуду и стирают средствами, которые производятся на сильно модернизированных бывших предприятиях Крестовниковых.

Татары: тюркская скрепа России. Часть 4: традиции и модернизация

Татарская буржуазия не уступала русской в предприимчивости, участвуя в хлебной торговле, текстильном, мыловаренном, кожевенном производстве. Наиболее крупными предпринимателями были братья Каримовы, Утямышевы, Юнусовы, Казаков, Мукминов и др. К началу
1914 года в России действовали 154 татарских торговых дома с общим основным капиталом в 4,9 млн рублей.

Расположенная на Волге Казань была важнейшим торговым центром Поволжья, да и всей Европейской России. Более того, после организации железнодорожного сообщения и открытия в 1914 году знаменитого «Романовского» моста через Волгу Казань стала важнейшим транспортным узлом.

Тем не менее губерния оставалась преимущественно аграрным регионом России. 96% татарского и 85% русского населения губернии было занято земледелием. Малоземелье, расслоение крестьянства, сохранение помещичьего земледелия, рост социальной напряжённости характеризовали российскую деревню в начале ХХ века. Особо болезненно отражались на положении крестьян регулярно повторявшиеся неурожаи и голодные годы. Поэтому не все татары-крестьяне занимались земледелием: «Вследствие дурного состояния земледелия по татарским деревням тысячи поселян отправляются ежегодно на разные отхожие промыслы по окрестным приволжским городам на Волгу. В Казани бедные татары берут на себя труды дворников, носильщиков на пристанях, караульщиков, подёнщиков и водовозов».

Революционная круговерть и ислам

Кровавое воскресенье 9 января 1905 года вызвало большой резонанс в стране. Не осталась в стороне и Казанская губерния, где в середине года начались забастовки рабочих крупных заводов Алафузова, Крестовниковых, Свешникова и других предприятий.

Революционные движения способствовали политизации населения и оформлению в губернии различных политических объединений. В Казани был представлен весь спектр политических партий и движений. Традиционно в среде интеллигенции и крестьянства были популярны социалисты-революционеры (эсеры), рабочих больше привлекали идеи социал-демократов. Для популяризации идей РСДРП среди татар издавалась газета «Урал». Эсеры также имели свои печатные издания на татарском языке: «Тан юлдузы» («Утренняя звезда»), «Тавыш» («Голос»), которые редактировал известный татарский писатель Гаяз Исхаки.

Осенью 1905 года возникли местные организации партий кадетов, лидерами которой были профессора Казанского университета, и октябристов, где также было немало профессуры. Кадеты издавали «Казанский вечер», тогда как октябристы – «Казанский телеграф». Не менее активными были и монархические партии. В Казанской губернии было создано «Царско-народное русское общество».

Под влиянием революционных событий активизируется татарское национальное движение, которое с самого начала имело религиозную окраску. Ислам для татар был не только сводом догм, но и набором правил общественной и частной жизни, поэтому с исламом связывались и идеи национального самоопределения.

Ещё в XIX веке в Казани возникает ваисовское движение, сторонники которого выступали за чистоту ислама, требовали от единоверцев отказаться от занятий торговлей и предпринимательством, не подчиняться гражданским законам и светской власти. Кроме традиционалистских течений в Казанской губернии распространяются различные просветительские движения, выступавшие за приобщение татар к русской и европейской культуре, распространение научных и технических знаний.

Как писал один из деятелей просветительства Ш. Марджани, «для будущности своего народа мы нуждаемся в европейских знаниях, просвещении, культуре, промышленности… Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ».

В итоге к концу XIX века широкий размах получает джадидизм, выступавший за перестройку школьного образования. Исмаил Гаспринский, Галимджан Баруди, Ризаэт-Фахретдин и другие представители татарской интеллигенции требуют пересмотра устаревшей кадимистской системы образования и введения в школьную программу наряду с изучением основ ислама арифметики, географии, истории, русского и других языков, в том числе «тюрки теля» (татарского языка). Благодаря активности джадидистов в Казани, Уфе, Оренбурге, Троицке появляются новометодные медресе, где на изучение светских дисциплин в средних классах отводилось в три раза больше времени, чем на богословские.

В период революции на основе джадидизма формируются политические объединения мусульман. Таковой стала партия «Идтифак аль-муслимин» («Союз мусульман»), образованная фактически в августе 1905 года на нелегальном I Всероссийском съезде мусульман. Позднее партия стала издавать свои газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник») и «Ахбар» («Известия»). Помимо часто озвучиваемых требований (конституционного строя, всеобщего избирательного права и т.п.), «Союз мусульман» выступал за равенство религий перед законом и образование национально-культурной автономии мусульман. Несмотря на то, что к 1910 году партия перестала существовать, она способствовала объединению усилий мусульман, в том числе и татар, направленных на достижение религиозного равноправия. Кроме того, в распространение идей национальной автономии и равноправия мусульман свой вклад внести мусульмане-депутаты Государственной думы, из которых 41 были татары.

Первая русская революция вызвала рост движения татар за национальное и религиозное равноправие. Кроме того, в этот период окончательно оформляются требования образования национальной татарской автономии.

Февраль: что плохо монархисту, то татарину хорошо?

Новая веха в истории татарского народа началась в 1917 году, когда в результате Февральской революции в России пала монархия. 2 марта Казанская городская дума признала произошедшие в Петрограде перемены. Одновременно по всей губернии создаются Советы рабочих и солдатских депутатов, в которых преобладали эсеры и меньшевики.

Революция вызвала подъём национального движения. Здесь заправляли имевшие большой опыт политической деятельности экс-депутаты-мусульмане С. Алкин, И. Ахтямов, К. Хасанов и другие. Татары с новой властью связывали большие надежды: религиозное равноправие, свободное употребление родного языка, в том числе в делопроизводстве и, наконец, национальная автономия.

В Москве, в Казани и в других городах возникли мусульманские общественные организации (Мусульманский комитет), которые на I Всероссийском мусульманском съезде выдвинули целью добиваться федерализации страны. Интересы всех мусульман должен был представлять Всероссийский мусульманский совет Милли шура.

Как видно, ни татары, ни башкиры, ни казахи не выделяли себя в отдельную нацию, предпочитая выступать в качестве единой мусульманской группы населения России. Однако уже на Втором Всероссийском съезде было высказано решение добиваться национально-культурной автономии тюрко-татар внутренней России и Сибири. Наконец, 22 июля 1917 года в Казани была провозглашена национально-культурная автономия мусульман внутренней России и Сибири – татар и башкир.

Другие народы Поволжья, прежде всего чуваши и марийцы, также начали выступать с претензиями на национальное самоопределение. Похоронив самодержавие, Февральская революция возродила многочисленные движения за национальное самоопределение народов России, в том числе и татар.

Красный Казанский Октябрь

Хотя в ходе Октябрьской революции всё внимание было приковано к Петрограду, в Казани в 20-х числах октября 1917-го разворачивались не менее судьбоносные события – шла борьба за город между большевиками и сторонниками Временного правительства. Несмотря на то, что силы сторонников Временного правительства были меньше, они сложили оружие только после получения известия о захвате власти в Петрограде.

В Казани был создан Временный революционный комитет, обновлён состав Казанского совета, который стал высшим органом власти. Стоит сказать, что новая власть утверждалась в городах и уездах постепенно и относительно безболезненно. Большую роль в этом сыграло обещание большевиками права народам России на самоопределение. Именно поэтому большевиков поддержали такие деятели Учредительного собрания, как М. Вахитов, Ш. Манатов, Г. Ибрагимов и другие.

Однако в Казанской губернии наряду с татарами и башкирами проживали чуваши, марийцы, мордва, которые также желали национального самоопределения, и их желания противоречили планам национально-культурной автономии мусульман внутренней России и Сибири – татар и башкир.

Понимая, что большевики будут учитывать и интересы других народов, 29 ноября 1917 года Национальное собрание (Милли меджлис) в Уфе приняло решение о создании национальной государственности татарского и башкирского народов в форме Урало-Волжского штата (Идель-Урал штаты), который стал бы территориальной автономией в составе РСФСР. По проекту татарского учёного Галимзяна Шарафа в штат входили территории Казанской и Уфимской губерний, а также часть территорий Вятской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Симбирской губерний с преимущественно тюрко-татарским населением. Однако намеченное на 1 марта 1918 года провозглашение резолюции об образовании Урало-Волжского штата так и не состоялось.

Большевики противопоставили тюрко-татарской автономии Волжско-Уральскую советскую республику в составе РСФСР. Несмотря на значительные военные силы, которыми располагали сторонники автономии, кровопролития не произошло, а в течение апреля были ликвидированы все национальные организации мусульман, отказавшиеся от сотрудничества с советской властью.

Многие деятели национального движения пошли на сотрудничество с Москвой, тем более, что Ленин совместно со Сталиным и Вахитовым предложили неплохую, как многим тогда казалось альтернативу – создать Татаро-Башкирскую Советскую Социалистическую Республику, границы которой в основном совпадали с границами «Идель-Урала». Однако ввиду того, что представители Башкирии высказались против объединённой республики, 27 мая 1920 года был  подписан декрет об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР), а 25 июня был создан Временный революционный комитет ТАССР, который стал верховной властью в республике. В итоге, несмотря на различные проекты, татары вернулись к идее автономной республики, с помощью которой была создана государственность татарского народа.

Во время Гражданской войны Казань несколько раз переходила из рук в руки. Окончание войны омрачил тяжелейший голод, эпицентр которого как раз пришёлся на Поволжье. Лишь к середине 1920-х годов началось постепенное восстановление хозяйства.

Мобилизация и модернизация ради Отечества

Превращению в один из ведущих промышленных центров СССР, а затем и России, Татарстан обязан индустриализации. Именно в этот период Казань становится центром авиастроения, моторостроения, химпрома. Индустриализация ТАССР напрямую отразилась на жизни татар, которые активно переезжают из деревни в город, становясь одним из наиболее урбанизированных этносов. Дополнительный импульс этому придали коллективизация и эвакуация.

В годы Великой Отечественной войны татары внесли весомый вклад в победу, как на фронтах, так и в тылу. Часто можно услышать, что те, кто не воевал, не видели войны. Отчасти это так, но жизнь в тылу во время войны не была сильно слаще фронтовой.

Татарстан, обладавший мощным экономическим потенциалом, стал одним из центров эвакуации. Всего на территории Татарии было размещено более 70 предприятий, а общая численность эвакуированных превысила 226 тыс. человек. Казань превратилась в центр авиационной промышленности: на авиационном заводе в Казани производился один из основных самолётов войны – пикирующий бомбардировщик Пе-2.

По жестокой иронии судьбы, война, унёсшая миллионы жизней многих народов СССР, дала Татарстану нефтяную промышленность. В 1943 году было открыто знаменитое Шугуровское месторождение, которое свидетельствовало о наличии в Татарии промышленных запасов «чёрного золота».

Татары: тюркская скрепа России. Часть 4: традиции и модернизация

Татары воевали на всех участках фронта, шли в партизанские отряды, участвовали в подполье. Самым знаменитым подпольщиком стал известный татарский писатель из Оренбургской губернии Муса Джалилов (Муса Джалиль). Работая в редакции фронтовой газеты «Отвага», Джалиль попал в окружение, а затем, после неудачной попытки прорвать кольцо, и в плен. Вступив в созданный немцами легион «Идель-Урал», Джалиль, тем не менее, развернул активную антифашистскую деятельность, готовил побеги военнопленных. Однако, главной задачей подпольщиков было общее восстание легиона. 21 января 1943 года «Идель-Урал» поднял восстание, в результате которого часть бойцов с оружием перешла к партизанам. Однако вскоре деятельность Джалиля была раскрыта. Его арестовали в августе 1943-го, а через год гильотинировали. После войны лишь вмешательство Константина Симонова позволило обелить честь М. Джалиля, который и был признан великим татарским поэтом.

Нефтяная и авиационная республика

В послевоенные годы Татарстан укрепляет свои позиции как ведущий промышленный центр СССР. Наиболее активно развивается нефтепромышленность и нефтепереработка. Со временем татары, как и башкиры, начинают у многих ассоциироваться не с кумысом и чак-чаком, а с нефтью. В начале 1970-х годов лишь пять стран мира добывали нефти больше, чем в Татарии. В 1964 году был запущен знаменитый нефтепровод «Дружба», по которому сибирская и татарская нефть потекла в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. Рождением нефтехимической промышленности можно считать запуск Миннибаевского газоперерабатывающего завода в 1956 году.

Эвакуированные во время войны предприятия укрепили машиностроительный потенциал республики. В Татарстане было налажено производство реактивного пассажирского самолёта Ту-104, выпускали стратегические бомбардировщики Ту-22-М.

Пожалуй, самым татарским должен был стать завод в Набережных Челнах, где сейчас производят известные многим по ралли «Париж-Дакар» КамАЗы. Его строили в аграрном районе, где преобладало татарское население, однако советская стройка превратила Челны в многонациональный город.

Инновационный суверенитет

Распад СССР и парад суверенитетов по-разному отразился на постсоветских и российских республиках. Одни упивались своими прошлыми достижениями и радовались свободе, другие тоже радовались свободе, но смотрели в будущее.

Как и во многих автономных республиках, в Татарстане важная роль в политическом определении принадлежала т.н. «красным директорам». Именно хозяйственники, получив власть, должны были определять направление развития уже суверенной республики.

30 августа 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете республики. Так татарский народ получил свою государственность. Однако, в отличие от событий начала ХХ века, татарская государственность не подминала под себя другие народы, а гарантировала их равноправие.

12 июня 1991 года президентом Татарстана был избран Минтимер Шаймиев, которому удалось сдержать националистические тенденции суверенизации Татарии, но в то же время отклонить требования Москвы ограничить суверенитет республики. В итоге татарский народ проголосовал за суверенитет, который был закреплён в Конституции Республики Татарстан 6 ноября 1992 года Последним шагом стало подписание Договора между республикой и федеральным центром о взаимном делегировании полномочий от 15 февраля 1994 года. Эти документы заложили основы «Модели Татарстана», которая строится на принципах межэтнического согласия, федерализме, активной международной деятельности.

***

Татары сумели использовать все свои возможности и обратить своё изначально подчинённое положение себе во благо, став одним из государствообразующих народов Российской империи. Открытость к новому и готовность к саморазвитию на основе сложившихся традиций и ислама позволили татарам успешно приспособиться к стремительно менявшимся в XIX и в XX веках условиям жизни, а жизнь в окружении многих народов превратила татар в один из самых креативных этносов Российской Федерации.

Сегодня Татарстан – один из передовых субъектов страны, активно развивающих индустриальный и постиндустриальный сектор. За постсоветский период Казань преобразилось до неузнаваемости и привлекает к себе многочисленные туристические потоки. А татарский народ продолжает расцветать.

 


Литература

  1. История татар с древнейших времён. Т. 7. Казань, 2013.
  2. История Татарстана и татарского народа. 1917-2013 гг. Казань, 2014.
Теги:
История абсолютизмаИстория белого движенияИстория народов РоссииИстория наукиИстория цивилизацийСоциальная история
4599

Поделиться

Соцсети

Новое

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Видео

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва народов. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Танковое сражение под Прохоровкой. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте