Танк Т-60. Малый, да удалый
За что его любил маршал бронетанковых войск Михаил Катуков и ненавидели немцы
Судьба этого удивительного танка неразрывно связана с первыми, самыми трудными месяцами Великой Отечественной войны. Сложись ее начало более удачно для Красной армии, и Т-60 вообще мог не появиться. В реальности же создание этого танка, который по многим показателям был шагом назад в отечественном танкостроении, оказалось вынужденной, но очень эффективной мерой. Маленький, со слабым бронированием и всего-то 20-миллиметровой пушкой, он позволил советским войскам удержаться под Москвой и перейти в контрнаступление, участвовал в обороне Крыма и Северного Кавказа и даже успел повоевать во время полного снятия блокады Ленинграда.
Письмо Сталину
Рассказ об истории малого танка Т-60 стоит начать с того, что машин с таким индексом было две. Первым обозначение «Т-60» получил танк, который позднее стал известен как Т-30. Это была упрощенная, без водоходного оборудования и с некоторыми изменениями конструкции версия плавающего танка Т-40, созданного конструктором Николаем Астровым в 1939 году. По распоряжению правительства московский завод №37, выпускавший эти машины, должен был прекратить их производство и заняться сборкой легких танков Т-50. Но возможностей быстро освоить гораздо более сложную и тяжелую «пятидесятку» у завода не было. И тогда Николай Астров предложил вместо нее выпускать сухопутную версию «сороковки».
Свою идею конструктор и военный представитель завода №37 полковник Василий Окунев изложили в письме, которое вечером в первой половине июля 1941 года опустили в специальный ящик у Никольских ворот Кремля. Туда попадала корреспонденция, предназначенная для самого Сталина, и письмо Астрова и Окунева оказалось в руках у Верховного главнокомандующего в ту же ночь. Оценив преимущества предложенного решения, Сталин отправил на московский завод заместителя наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева. Его задачей было оценить, насколько боеспособной может быть новая машина и как быстро ее смогут освоить в производстве.
14 июля, познакомившись с опытным образцом танка, замнаркома Малышев написал на имя курировавшего танковую промышленность Вячеслава Молотова письмо, в котором полностью поддержал идею Николая Астрова. А три дня спустя Молотов подписал постановление о выпуске легких танков Т-60 на заводе №37. Причем объем выпуска предполагался солидным: сразу 1600 машин до конца 1941 года!
Пока решалась судьба предложения по измененному Т-40, в конструкторском бюро Астрова по распоряжению Госкомитета обороны подготовили еще один проект малого танка на той же базе. Он получил гораздо более простые корпус и башню, что позволяло выпускать его еще быстрее и даже на не слишком приспособленных к тому предприятиях. Эта машина получила внутренний чертежный индекс 060, и в конечном итоге именно она и стала тем самым знаменитым Т-60.
Танк, вооруженный по-самолетному
Широко распространена версия о том, что идею оснастить Т-60 приспособленной к установке в танковой башне авиапушкой ШВАК калибром 20 мм подал во время первого визита на завод Вячеслав Малышев. Сегодня уже известно, что подобное решение принималось несколько иным образом. Первоначально Т-60, как и Т-30, и их общий прародитель Т-40, должен был вооружаться крупнокалиберным пулеметом ДШК. Но обеспечить их выпуск в объеме, который позволил бы вооружить все вновь выпускаемые танки, оружейный завод не мог, а другого крупнокалиберного пулемета в распоряжении танкистов не было. Вопрос стал предметом обсуждения на специальном совещании в Наркомате обороны, на котором и оформилась идея установки в новый малый танк авиапушки. Это не только решало вопрос с вооружением, но и увеличивало огневую мощь Т-60.
В течение нескольких дней из двух модификаций пушки ШВАК – крыльевой и турельной – создали новую, приспособленную к размещению в танковой башне. Именно ее и получил второй прототип «шестидесятки», который вскоре был показан Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Вскоре новая машина отправилась на испытания, которые и завершились принятием танка Т-60 на вооружение Красной армии. А новые пушки, получившие в итоге индекс ТНШ-1, стали ставить и на некоторые танки Т-30.
К тому времени, как Т-60 был принят на вооружение, перед тремя заводами – в Москве, Харькове и Горьком – уже стояла правительственная задача по выпуску 10 тысяч (!) легких танков. Первоначально имелись в виду машины, известные сейчас под индексом Т-30. Но когда стало понятно, что с точки зрения технологии производства и толщины бронирования Т-60 превосходит эту модель, заводы переориентировали на него.
Сегодня такая цифра – десять тысяч танков за полгода – кажется невероятной. В первые месяцы войны такая задача выглядела всего лишь очень непростой. Горьковский автозавод, которому поручалось выпустить треть от общего числа Т-60, и без того занимался производством двигателей для этих машин и другого оборудования. Московский завод уже имел опыт производства Т-40 и тоже мог справиться с заданием. Под вопросом оказался Харьков: вскоре после выхода постановления стало ясно, что харьковский завод придется эвакуировать. Это серьезно нарушило планы, и постановление в конечном итоге так и не было выполнено в полном объеме.
Мастер на все руки
Суммарный выпуск всех модификаций танка Т-60 за неполные два года, с августа 1941-го по февраль 1943-го, составил 5665 экземпляров. Такой показатель делает Т-60 третьим по численности – после Т-34 и Т-70 – отечественным танком времен Великой Отечественной. А если вспомнить, на какое время пришелся основной выпуск машины, то становится понятно, что без «шестидесятки» положение Красной армии зимой 1941 года и в течение всего 1942-го было бы заметно иным.
Двухместный Т-60 стал тем самым легким танком сопровождения пехоты, которого советским войскам категорически не хватало с первой военной осени. К этому времени подавляющее большинство довоенных Т-26 и БТ всех моделей уже были потеряны, а восполнить их убыль было неоткуда. Что касается средних с тяжелыми, то эвакуация основных предприятий на восток привела к тому, что осенью их выпуск катастрофически снизился. Тридцатьчетверки и КВ поступали в войска такими небольшими партиями, что, как утверждают некоторые историки, их распределением по частям занимался лично Верховный главнокомандующий. Восполнить эту нехватку танков первой линии как раз и были призваны Т-60. Пусть слабо бронированные и со слабым орудием, но даже они серьезно поднимали моральный дух пехотинцев, когда появлялись на передовой перед началом атаки. К тому же «шестидесятки» были вполне эффективными против вражеской пехоты и пулеметчиков, практически на равных сражались с танками-одноклассниками вроде немецких Т-I и T-II.
Диапазон применения Т-60 оказался очень широк, пожалуй, шире, чем у всех остальных танков. Помимо главной задачи, поддержки пехоты, их можно было использовать для перевозки десанта на броне, в качестве тягачей для противотанковых орудий, как разведывательные танки и во время разведки боем… В плюс «шестидесятым» можно записать и рекордно малую высоту: всего 1,7 м – меньше, чем у любого другого танка, разработанного и выпускавшегося в годы войны! С таким силуэтом «шестидесятки» умудрялись оставаться незаметными для противника в густом подлеске, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания фронтовиков.
Эффективность применения Т-60, как и в случае со многими другими советскими танками первой половины войны, во многом зависела от того, насколько грамотно ими распоряжались командиры подразделений. Например, в танковых бригадах малые танки нередко применялись как средство поддержки тяжелых КВ – нечто вроде современных боевых машин поддержки танков (БМПТ). Они отсекали огнем от тяжелых собратьев вражескую пехоту и легкобронированные цели, и для выполнения этих задач им вполне хватало 20-миллиметровой автоматической пушки. Если же Т-60 бросали в бой без поддержки пехоты, да еще и против средних немецких танков, то исход такой схватки, конечно, был предрешен – и не в пользу советских танкистов.
Т-60 идут в бой
Свое боевое крещение Т-60 получили в сентябре 1941 года в Полтавской области, где они действовали в составе 10-й танковой бригады. А первым случаем их массового применения стала оборона Москвы и дальнейшее контрнаступление Красной армии. Сказалась близость театра военных действий к месту производства танков – московскому и горьковскому заводам. На кадрах со знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года хорошо видны почти полсотни Т-60, гремящих по брусчатке. Причем машины эти имеют разные башни: часть – положенные им граненые, разработанные специально для «шестидесяток», а некоторые – конические литые, доставшиеся им в наследство от Т-30.
Пиком применения Т-60 в войсках первой линии стал 1942 год. Они отметились во время Харьковской операции и ее трагического провала, воевали в Крыму и на Северном Кавказе. Туда, кстати, в основном попадали танки, выпущенные на окраине Сталинграда – в поселке Красноармейске. Расположенный там завод №264 занимался выпуском бронекатеров, когда его перепрофилировали на производство «шестидесяток». Именно сталинградские Т-60 воевали на южных рубежах советско-германского фронта и сыграли заметную роль в боях 1942 года.
Если на юге и в центре Т-60 довольно быстро уступили место средним и тяжелым танкам, то на севере, прежде всего в Ленинграде и Карелии, они продолжали активно воевать вплоть до 1944 года. Характерен такой эпизод: когда весной 1942 года потребовалось перебросить в осажденный Ленинград 60 «шестидесяток», сделали это, замаскировав их в… угле, погруженном на баржи! Немецкая авиация мало интересовалась этим грузом, и потому отправка танков прошла совершенно незамеченной. Проделать этот трюк с любыми другими машинами вряд ли удалось бы: не давали больший вес и высота. По тем же причинам именно Т-60 первыми пошли в бой в январе 1943 года во время прорыва блокады. Их вес и габариты позволили им преодолеть Неву прямо по льду и помочь пехоте захватить плацдармы, на которые Т-34 и КВ смогли перебраться по специальным настилам только на следующий день.