Танк Т-60. Малый, да удалый
За что его любил маршал бронетанковых войск Михаил Катуков и ненавидели немцы
Судьба этого удивительного танка неразрывно связана с первыми, самыми трудными месяцами Великой Отечественной войны. Сложись ее начало более удачно для Красной армии, и Т-60 вообще мог не появиться. В реальности же создание этого танка, который по многим показателям был шагом назад в отечественном танкостроении, оказалось вынужденной, но очень эффективной мерой. Маленький, со слабым бронированием и всего-то 20-миллиметровой пушкой, он позволил советским войскам удержаться под Москвой и перейти в контрнаступление, участвовал в обороне Крыма и Северного Кавказа и даже успел повоевать во время полного снятия блокады Ленинграда.
Письмо Сталину
Рассказ об истории малого танка Т-60 стоит начать с того, что машин с таким индексом было две. Первым обозначение «Т-60» получил танк, который позднее стал известен как Т-30. Это была упрощенная, без водоходного оборудования и с некоторыми изменениями конструкции версия плавающего танка Т-40, созданного конструктором Николаем Астровым в 1939 году. По распоряжению правительства московский завод №37, выпускавший эти машины, должен был прекратить их производство и заняться сборкой легких танков Т-50. Но возможностей быстро освоить гораздо более сложную и тяжелую «пятидесятку» у завода не было. И тогда Николай Астров предложил вместо нее выпускать сухопутную версию «сороковки».
Свою идею конструктор и военный представитель завода №37 полковник Василий Окунев изложили в письме, которое вечером в первой половине июля 1941 года опустили в специальный ящик у Никольских ворот Кремля. Туда попадала корреспонденция, предназначенная для самого Сталина, и письмо Астрова и Окунева оказалось в руках у Верховного главнокомандующего в ту же ночь. Оценив преимущества предложенного решения, Сталин отправил на московский завод заместителя наркома танковой промышленности Вячеслава Малышева. Его задачей было оценить, насколько боеспособной может быть новая машина и как быстро ее смогут освоить в производстве.
14 июля, познакомившись с опытным образцом танка, замнаркома Малышев написал на имя курировавшего танковую промышленность Вячеслава Молотова письмо, в котором полностью поддержал идею Николая Астрова. А три дня спустя Молотов подписал постановление о выпуске легких танков Т-60 на заводе №37. Причем объем выпуска предполагался солидным: сразу 1600 машин до конца 1941 года!
Пока решалась судьба предложения по измененному Т-40, в конструкторском бюро Астрова по распоряжению Госкомитета обороны подготовили еще один проект малого танка на той же базе. Он получил гораздо более простые корпус и башню, что позволяло выпускать его еще быстрее и даже на не слишком приспособленных к тому предприятиях. Эта машина получила внутренний чертежный индекс 060, и в конечном итоге именно она и стала тем самым знаменитым Т-60.
Танк, вооруженный по-самолетному
Широко распространена версия о том, что идею оснастить Т-60 приспособленной к установке в танковой башне авиапушкой ШВАК калибром 20 мм подал во время первого визита на завод Вячеслав Малышев. Сегодня уже известно, что подобное решение принималось несколько иным образом. Первоначально Т-60, как и Т-30, и их общий прародитель Т-40, должен был вооружаться крупнокалиберным пулеметом ДШК. Но обеспечить их выпуск в объеме, который позволил бы вооружить все вновь выпускаемые танки, оружейный завод не мог, а другого крупнокалиберного пулемета в распоряжении танкистов не было. Вопрос стал предметом обсуждения на специальном совещании в Наркомате обороны, на котором и оформилась идея установки в новый малый танк авиапушки. Это не только решало вопрос с вооружением, но и увеличивало огневую мощь Т-60.
В течение нескольких дней из двух модификаций пушки ШВАК – крыльевой и турельной – создали новую, приспособленную к размещению в танковой башне. Именно ее и получил второй прототип «шестидесятки», который вскоре был показан Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. Вскоре новая машина отправилась на испытания, которые и завершились принятием танка Т-60 на вооружение Красной армии. А новые пушки, получившие в итоге индекс ТНШ-1, стали ставить и на некоторые танки Т-30.
К тому времени, как Т-60 был принят на вооружение, перед тремя заводами – в Москве, Харькове и Горьком – уже стояла правительственная задача по выпуску 10 тысяч (!) легких танков. Первоначально имелись в виду машины, известные сейчас под индексом Т-30. Но когда стало понятно, что с точки зрения технологии производства и толщины бронирования Т-60 превосходит эту модель, заводы переориентировали на него.
Сегодня такая цифра – десять тысяч танков за полгода – кажется невероятной. В первые месяцы войны такая задача выглядела всего лишь очень непростой. Горьковский автозавод, которому поручалось выпустить треть от общего числа Т-60, и без того занимался производством двигателей для этих машин и другого оборудования. Московский завод уже имел опыт производства Т-40 и тоже мог справиться с заданием. Под вопросом оказался Харьков: вскоре после выхода постановления стало ясно, что харьковский завод придется эвакуировать. Это серьезно нарушило планы, и постановление в конечном итоге так и не было выполнено в полном объеме.
Мастер на все руки
Суммарный выпуск всех модификаций танка Т-60 за неполные два года, с августа 1941-го по февраль 1943-го, составил 5665 экземпляров. Такой показатель делает Т-60 третьим по численности – после Т-34 и Т-70 – отечественным танком времен Великой Отечественной. А если вспомнить, на какое время пришелся основной выпуск машины, то становится понятно, что без «шестидесятки» положение Красной армии зимой 1941 года и в течение всего 1942-го было бы заметно иным.
Двухместный Т-60 стал тем самым легким танком сопровождения пехоты, которого советским войскам категорически не хватало с первой военной осени. К этому времени подавляющее большинство довоенных Т-26 и БТ всех моделей уже были потеряны, а восполнить их убыль было неоткуда. Что касается средних с тяжелыми, то эвакуация основных предприятий на восток привела к тому, что осенью их выпуск катастрофически снизился. Тридцатьчетверки и КВ поступали в войска такими небольшими партиями, что, как утверждают некоторые историки, их распределением по частям занимался лично Верховный главнокомандующий. Восполнить эту нехватку танков первой линии как раз и были призваны Т-60. Пусть слабо бронированные и со слабым орудием, но даже они серьезно поднимали моральный дух пехотинцев, когда появлялись на передовой перед началом атаки. К тому же «шестидесятки» были вполне эффективными против вражеской пехоты и пулеметчиков, практически на равных сражались с танками-одноклассниками вроде немецких Т-I и T-II.
Диапазон применения Т-60 оказался очень широк, пожалуй, шире, чем у всех остальных танков. Помимо главной задачи, поддержки пехоты, их можно было использовать для перевозки десанта на броне, в качестве тягачей для противотанковых орудий, как разведывательные танки и во время разведки боем… В плюс «шестидесятым» можно записать и рекордно малую высоту: всего 1,7 м – меньше, чем у любого другого танка, разработанного и выпускавшегося в годы войны! С таким силуэтом «шестидесятки» умудрялись оставаться незаметными для противника в густом подлеске, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания фронтовиков.
Эффективность применения Т-60, как и в случае со многими другими советскими танками первой половины войны, во многом зависела от того, насколько грамотно ими распоряжались командиры подразделений. Например, в танковых бригадах малые танки нередко применялись как средство поддержки тяжелых КВ – нечто вроде современных боевых машин поддержки танков (БМПТ). Они отсекали огнем от тяжелых собратьев вражескую пехоту и легкобронированные цели, и для выполнения этих задач им вполне хватало 20-миллиметровой автоматической пушки. Если же Т-60 бросали в бой без поддержки пехоты, да еще и против средних немецких танков, то исход такой схватки, конечно, был предрешен – и не в пользу советских танкистов.
Т-60 идут в бой
Свое боевое крещение Т-60 получили в сентябре 1941 года в Полтавской области, где они действовали в составе 10-й танковой бригады. А первым случаем их массового применения стала оборона Москвы и дальнейшее контрнаступление Красной армии. Сказалась близость театра военных действий к месту производства танков – московскому и горьковскому заводам. На кадрах со знаменитого парада на Красной площади 7 ноября 1941 года хорошо видны почти полсотни Т-60, гремящих по брусчатке. Причем машины эти имеют разные башни: часть – положенные им граненые, разработанные специально для «шестидесяток», а некоторые – конические литые, доставшиеся им в наследство от Т-30.
Пиком применения Т-60 в войсках первой линии стал 1942 год. Они отметились во время Харьковской операции и ее трагического провала, воевали в Крыму и на Северном Кавказе. Туда, кстати, в основном попадали танки, выпущенные на окраине Сталинграда – в поселке Красноармейске. Расположенный там завод №264 занимался выпуском бронекатеров, когда его перепрофилировали на производство «шестидесяток». Именно сталинградские Т-60 воевали на южных рубежах советско-германского фронта и сыграли заметную роль в боях 1942 года.
Если на юге и в центре Т-60 довольно быстро уступили место средним и тяжелым танкам, то на севере, прежде всего в Ленинграде и Карелии, они продолжали активно воевать вплоть до 1944 года. Характерен такой эпизод: когда весной 1942 года потребовалось перебросить в осажденный Ленинград 60 «шестидесяток», сделали это, замаскировав их в… угле, погруженном на баржи! Немецкая авиация мало интересовалась этим грузом, и потому отправка танков прошла совершенно незамеченной. Проделать этот трюк с любыми другими машинами вряд ли удалось бы: не давали больший вес и высота. По тем же причинам именно Т-60 первыми пошли в бой в январе 1943 года во время прорыва блокады. Их вес и габариты позволили им преодолеть Неву прямо по льду и помочь пехоте захватить плацдармы, на которые Т-34 и КВ смогли перебраться по специальным настилам только на следующий день.
Новое
Видео
Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России
12 августа 1759 года русская армия под командованием Салтыкова разгромила прусские войска в битве при Кунерсдорфе. Разгром армии Фридриха II был полный, сам король едва не попал в плен к казакам.
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
Восстание в лагере Собибор. Памятные даты военной истории России
14 октября 1943 года. Восстание в нацистском лагере смерти Собибор, которое возглавил советский офицер Александр Печерский. На свободу вырвалось более 300 узников.