Т-44. Первый послевоенный танк Советского Союза

История появления бронированной машины, которая легла в основу современной отечественной школы танкостроения
Средний танк Т-44, хотя и был разработан в 1943-44 годах, на войну не успел, а потому не стал так широко известен, как его предшественник – легендарный Т-34. Но в истории отечественного танкостроения он занимает совершенно особое место. «Сорок четвертый» стал той самой машиной, на которой советские конструкторы освоили многие совершенно новые для них технические решения и приемы. Именно они впоследствии и легли в основу большинства советских послевоенных танков. А сам Т-44, точнее, его глубокая модернизация, стал знаменит под индексом Т-54 и еще больше – как Т-55, один из самых массовых танков СССР, выпущенных после войны.
Не переделать, а сделать заново
Появление на Курской дуге немецких «Пантер» показало, что без серьезной модернизации существующие советские средние и тяжелые танки не могут воевать с ними на равных. Уступало бронирование, уступала дальнобойность и пробиваемость орудия… Одним словом, требовался новый танк. К тому времени уже стало понятно, что попытка простой модернизации Т-34, известная как Т-43, требуемого результата не дает. И тогда на свет появились два других танка: Т-34-85 и Т-44. Первый представлял собой модернизированную «тридцатьчетверку» с усиленным вооружением и увеличенным до пяти человек экипажем, выпуск которой можно было быстро освоить на тех же сборочных линиях, где уже занимались производством этих танков. Второй стал настоящей революцией в отечественном танкостроении.
Конструкторский коллектив под руководством Александра Морозова при заводе №183 в Нижнем Тагиле понимал, что создать танк, который не просто должен быть лучше Т-34, но и имел бы достаточный модернизационный запас, можно при одном условии: он будет совсем другим. И как в Германии внимательно изучили конструкцию «тридцатьчетверки», чтобы сделать «Пантеру», так и в КБ Морозова приняли во внимание опыт немецких танкостроителей. Прежде всего это касалось расположенной практически в центре корпуса башни. Такое размещение решало довольно многие проблемы, от которых страдали Т-34, в первую очередь – с размещением люка механика-водителя не в лобовом броневом листе, а наверху. Фронтовой опыт показывал, что именно этот люк стал самым слабым местом «тридцатьчетверки» при обстреле спереди, и эту проблему непременно нужно было решить.
Чтобы разместить башню в центре корпуса, нужно было решить другую задачу – изменить длину моторно-трансмиссионного отделения. На Т-34 это сделать было невозможно, поскольку двигатель располагался вдоль продольной оси танка. Следовательно, требовалось установить мотор поперек, чего в СССР не делали со времен первого советского серийного танка Т-18. Тем не менее его опыт доказывал, что задача эта выполнима. Правда, при одном условии: необходимо расширить моторное отделение. Эту проблему в КБ Александра Морозова решили оригинальным образом: изменили систему подвески. Прежняя, пружинная, требовала специальных надгусеничных полок, за счет чего сокращалось внутреннее пространство. Новая, торсионная, избавляла танк от этого недостатка, позволяя сделать борта вертикальными. А значит, можно было, не сильно меняя ширину корпуса, разместить двигатель поперек, сдвинуть назад башню – и получить совершенно новый, по сути, танк. Причем по сравнению с Т-34-85 он обладал еще одним преимуществом: в экипаже из четырех человек не было стрелка-радиста, стало быть, сокращались людские потребности танковых частей.
Танк короче, пушка толще
Поперечное расположение двигателя позволяло решить еще две проблемы, которые беспокоили воюющих танкистов. Во-первых, сокращение длины танка давало существенный выигрыш в весе, который можно было использовать для увеличения толщины брони. Во-вторых, смещение башни назад разгружало переднюю часть подвески, что опять-таки позволяло сделать лобовые броневые листы толще.
Эти преимущества новой компоновки в руководстве страны оценили сразу. Председатель Госкомитета обороны Иосиф Сталин, который узнал о проекте нового танка уже в декабре 1943 года, взял его разработку и производство, образно говоря, под личный контроль. К этому времени первые разработки по теме Т-44 прошли необходимые согласования у военных и в наркомате танковой промышленности, а на заводе №183 (нынешний Уралвагонзавод) уже вовсю шли работы по изготовлению опытных образцов новой машины.
Строили не один танк, а сразу три, заметно отличавшиеся друг от друга. Особенно заметно это было по машине, которая получила в качестве эксперимента 122-мм пушку, чьи снаряды легко справлялись даже с лобовой броней «Пантер» и «Тигров» (таким же орудием были вооружены тяжелые танки ИС-2). Два других танка вооружили такими же 85-мм пушками, как и Т-34-85, и отличались они только башнями. У одной машины она была ближе по характеристикам к башне новой «тридцатьчетверки», у другой – к одному из вариантов Т-43.
Последний из танков первым вышел на испытания в конце января 1944 года, которые показали, что машина получилась легче, быстрее и экономичнее, чем сопровождавший ее на испытательных заездах серийный Т-34-76. Второй образец с 85-мм пушкой тоже успешно прошел испытания, а вот танк, вооруженный 122-мм орудием, признали бесперспективным из-за низкой скорострельности. После испытаний на полигоне НИБТ в подмосковной Кубинке новый танк признали перспективным, но, как обычно, отметили множество дефектов, недоработок и неудобств для экипажа, которые сопровождают любые опытные машины. Все они были устранимы, но на это требовалось время. Как ни удивительно, его у создателей Т-44 оказалось в достатке: несмотря на очевидное превосходство над Т-34, «сорок четвертый» не стали в спешке загонять на конвейер. Объяснялось это просто: фронту нужно было как можно больше танков в как можно более короткие сроки, а выполнить это требование можно было, только сохранив в качестве основной серийной машины Т-34 и Т-34-85, которые в январе 1944 года уже приняли на вооружение.
В течение всей первой половины 1944 года конструкторское бюро завода №183 занималось доводкой и переделкой опытных Т-44. Замечаний у военных и испытателей накопилось много, еще больше проблем вскрыл экспериментальный обстрел корпусов нового танка на полигоне. В частности, стало понятно, что предложенная КБ рубка механика-водителя, которая заменила люк в переднем броневом листе, все равно остается слабым местом машины. Военные требовали увеличить толщину брони, особенно лобовой и бортовой. Не выдерживал обстрелов даже не самыми крупнокалиберными снарядами кормовой броневой лист, который стоял вертикально. Кроме того, потребовалось переделать башню, в которую теперь установили новое орудие С-53 – такое же, как начали ставить на Т-34-85. Одним словом, шел нормальный рабочий процесс по доводке танка, который явно намереваются принять на вооружение.
Опоздавший на войну
Это решение приняли в середине лета 1944 года. 18 июля вышло подписанное Сталиным постановление о начале серийного производства нового танка Т-44 на заводах №75 в Харькове (легендарном Харьковском паровозном, где некогда создали «тридцатьчетверку») и №264 в Сталинграде. Первые боевые машины планировалось получить уже в ноябре того же года. Но прежде чем начался серийный выпуск, КБ Александра Морозова успело построить еще один опытный вариант «сорок четвертого», отличавшийся лучшей броневой защитой и лишившийся рубки механика-водителя. Именно этот вариант в итоге и был запущен в серию.
Головным, а вскоре единственным предприятием по выпуску Т-44 стал восстановленный харьковский завод №75. Именно здесь в конце ноября 1944 года собрали первые пять «сорок четвертых», которые в начале декабря отправились прямым ходом в танковые училища и учебные танковые бригады. Туда ушли и многие последующие машины, поскольку и на заводе, и в наркомате танковой промышленности, и в Красной армии хорошо понимали, что отправлять страдающую массой «детских болезней» машину в боевые части рискованно.
В итоге принять участие в Великой Отечественной войне Т-44 так и не успел. Первые машины, которые признали годными для боевых частей, поступили в 5-ю гвардейскую танковую армию только в конце весны 1945 года, и до фронта дойти им не довелось. Зато у них оказалась удивительно долгая история службы. В 1956 году Т-44 в первый и последний раз приняли участие в боевых действиях во время антисоветских выступлений в Венгрии. В конце 1950-х все имеющиеся в войсках «сорок четвертые» модернизировали до уровня Т-44М. Эта модернизация представляла собой унификацию двигателя, трансмиссии и ходовой части с танком Т-54, который к тому времени стал основным в Советской армии. Примечательно, что сам «пятьдесят четвертый» представлял собой глубокую модернизацию Т-44 – теперь прародителя подтянули до уровня потомка. После этого «сорок четвертые» служили до конца 1970-х, пока их постепенно не сняли с вооружения.
Всего за три года выпуска (1944-1947) на харьковском заводе №75 выпустили 1823 танка Т-44. Подавляющее большинство из них использовалось в качестве учебных, причем не только в Советской армии, но и в армиях союзников по Варшавскому договору. Это оказалось удобно, поскольку во многом более распространенные Т-54 были его наследником. В каком-то смысле «учебным» этот танк оказался и для отечественного танкостроения, хотя вернее было бы назвать его рубежным: именно на нем подход к проектированию танков радикально изменился и начала складываться послевоенная школа конструирования гусеничных боевых машин.
Новое
Видео
Ялта 1945 года: о прочности послевоенного мироустройства
Ялта 1945 года: о прочности послевоенного мироустройства
Древнерусские земли в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество
Лекция посвящена начальному этапу Удельного периода русской истории или по иному определяемому периоду как периоду политической раздробленности Руси до нашествия Батыя. Дана характеристика наиболее значимых древнерусских государств начала XII - начала XIII вв. - Галицко-Волынской земли, Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики. Подчеркнуто стремление первых двух к объединению вокруг себя распавшегося древнерусского пространства. Основная часть лекции посвящена истории Владимиро-Суздальского княжества в начале XII - начале XIII вв. Дан экскурс в историю освоения восточными славянами из племен вятичей и радимичей Волго-Окского междуречья. Показан хозяйственный и социально-политический подъем Суздальской земли во второй половине XI в., а также роль князя Владимира Мономаха в этом подъеме. Проанализировано также значение натиска кочевников половцев на Южную Русь для подъема древнерусского Северо-Востока. В лекции проанализированы особенности социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества, в частности, зарождение предпосылок для становления здесь в будущем вотчинного уклада социокультурной системы. Рассмотрены внешняя и внутренняя политика князей Юрия Долгорукого (1125/1132-1157), Андрея Боголюбского (1157-1174), Всеволода Большое Гнездо (1156-1212) и его преемников князей Константина Всеволодовича (1216-1218) и Юрия Всеволодовича (1218-1237). Рассмотрена история обретения иконы Владимирской Богоматери, создания основных архитектурных памятников Суздальской земли - Успенского и Дмитровского соборов во Владимире, Покровской церкви на Нерли, княжеских резиденций в Кидекше и в Боголюбове. Дана история перемещения столиц земли: из Ростова Великого в Суздаль при Юрии Долгоруком и из Суздаля во Владимир на Клязьме при Андрее Боголюбском.
12 января 1945 год Начало Висло-Одерской операции
12 января 1945 года Красная Армия начала Висло-Одерскую операцию. Войска Жукова и Конева нанесли удар невиданной силы. В начале февраля советская армия оказалась в 60-70 километрах от Берлина.