En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Свершения эпохи первых пятилеток: что об этом нужно знать

27.09.2016

 

Валентин Жаронкин. 

Об оценке триумфальных пятилеток.

Нет в русской истории «трудных вопросов»: часть 10

Андрей Смирнов.
Что такое НЭП и зачем его
заменили индустриализацией

Мы продолжаем кратко объяснять содержание каждого из «трудных вопросов» историко-культурного стандарта, опираясь на научно-сертифицированное его толкование в современной историографии и здравый смысл учителя и преподавателя с более чем 20-летним стажем.

Сегодня – вторая часть трудного вопроса № 10. Он сформулирован в ИКС так: «Причины свёртывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры».

Рассмотрев в прошлый раз НЭП и причины его свёртывания, обратимся теперь к конкретным результатам тех процессов, которые были призваны обеспечить построение в СССР социализма (иными словами, обеспечить на самом деле суверенитет и мировую конкурентоспособность страны) – индустриализации и коллективизации.

Индустриализация

О дате завершения индустриализации СССР по-прежнему спорят: ведь, собственно, активное строительство новых промышленных предприятий в СССР, начатое в 1926 г., не прекращалось никогда. Чаще всего завершение индустриализации связывают с 1937 или 1941 годами.

К этому времени только за первую (1928 – 1932) и вторую (1933 – 1937) пятилетки в стране было построено свыше 6 тысяч новых промышленных предприятий, созданы новые отрасли промышленности – в том числе автомобильная, тракторная, химическая и др. И это не просто впечатляющий количественный – качественный скачок в промышленном развитии страны, а именно: создание в ней современной (для 30-х гг. ХХ в.) многоотраслевой промышленности.

Красная армия получила теперь мощнейшую промышленную базу и стала в изобилии снабжена современной техникой. В частности, к 1937 г. СССР располагал самыми многочисленными в мире военно-воздушными силами, а танков имел больше, чем все остальные армии мира, вместе взятые. Страны, подобные Польше или Румынии, перестали быть (как в 1920-е гг.) опасными для СССР противниками.

Не стоит, однако, и преувеличивать результаты индустриализации СССР, подобно тому, как это делалось в советское время. Так, преувеличением являются утверждения советской историографии о выходе СССР на 2-е место в мире (после США) и на 1-е в Европе по объему выпускаемой промышленной продукции, а также о том, что СССР оказался в состоянии выпускать любой вид промышленной продукции тех лет. Было еще множество изделий (особенно в наукоёмких, высокотехнологичных отраслях – точном машиностроении, приборостроении и др.), которые советская промышленность изготавливать не могла. Это постоянно проявлялось, например, в авиастроении, кораблестроении, двигателестроении. Сказывалось запоздалое по сравнению с Западом начало промышленного развития в России и вызванные этим нехватка конструкторского и технологического опыта, сказывались нехватка и не всегда высокое качество подготовки инженерных кадров, недостаточный уровень квалификации основной массы рабочих с их низким образовательным уровнем и малым производственным стажем.

Коллективизация

Коллективизация деревни достигла своей главной цели – обеспечила сосредоточение продовольственных ресурсов (и других видов сельскохозяйственной продукции) в руках государства. Объединение частных крестьянских хозяйств во всецело контролируемые государством и обязанные выполнять государственный план поставок продукции колхозы позволило обеспечить страну продовольствием по фиксированным ценам. Если производство зерна в стране в 1930-е гг. практически не увеличилось, то заготовки его государством выросли во много раз.

В результате государство – даже в условиях ликвидации частной торговли – смогло обеспечить гарантированное снабжение всё увеличивавшихся в размерах вооружённых сил и городского населения, и даже получило фонды для продовольственного экспорта.

Однако выигрыш государства обернулся здесь проигрышем для колхозного крестьянства. Из деревни изымались теперь не только излишки, но и часть необходимого для собственного потребления, а поставки колхозами сельхозпродукции (за исключением таких культур, как чай, хлопок, цитрусовые и т.п.) оплачивались по цене, заниженной по сравнению с рыночной во много раз. В результате труд колхозников в общественном хозяйстве оплачивался, как правило, весьма скудно. Колхозникам приходилось жить за счет личного подсобного хозяйства, – где, однако, не могли выращиваться зерновые.

Такое положение обусловило не только низкий жизненный уровень деревни, но и незаинтересованность колхозников в своем труде – что тормозило развитие сельского хозяйства.

Социально-культурная революция

Но и это ещё не всё. Даже точнее сказать так: количественные и качественные показатели промышленного развития – это обязательное для суверенного государства обеспечение материальной базы грандиозного социально-культурного проекта. Вот его-то успехи, пожалуй, и есть главная составляющая предвоенных пятилеток.

Страна в значительной степени урбанизировалась: к концу 1930-х гг. в городах проживала уже примерно треть населения (вдвое больше, чем до революции). Образ жизни и психология городского жителя, занятого в промышленности, стали теперь достоянием куда большего количества людей, чем до индустриализации. Россия по факту переставала быть крестьянской страной.

Преобразования времен строительства социализма в сфере культуры заключались прежде всего в развитии системы образования – которая должна была вооружать трудящихся знаниями, необходимыми для развития промышленности и сельского хозяйства, а также внедрять в массы официальную идеологию. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование, во много раз расширена сеть вузов. Распространение образования расширило кругозор широких масс, сделало более распространённым, чем до 1917-го, сознательное отношение к происходящему вокруг.

В то же время рост числа школ и вузов обернулся снижением по сравнению с дореволюционным качества образования. Огромный вред нанёс здесь применявшийся в системе образования вплоть до 1936 г. классовый подход, когда тем слоям населения, на которые власть рассчитывала опираться (рабочим и большинству крестьян) получение высшего образования было искусственно облегчено (за счет занижения требований), а прочим слоям – затруднено.

Литература

  1. Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10.
  2. Лельчук В.С. 1926 – 1940 годы: завершённая индустриализация или промышленный рывок? // История СССР. 1990. № 4.
  3. Индустриализация Советского Союза. Новые документы, новые факты, новые подходы. Ч. I-II. М., 1999.
  4. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927 – 1941. М., 2008.
  5. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927–1939. Т.1–4. М., 1999–2002.   
Теги:
История и ИКТЭтнология и этнографияСоциальная историяИстория абсолютизмаИстория политических партий и движенийИстория белого движенияСфрагистикаИстория цивилизаций
22706

Поделиться

Соцсети

Новое

Пресс-служба РВИО .

У Ржевского мемориала Советскому Солдату состоялся концерт-реквием

Краткая история польской русофобии. XX-XXI вв.

Методические материалы по истории «украинского вопроса»

Ростислав Мединский награжден Памятным знаком «Комсомольская правда»

К 85-летию со Дня основания Рязанского военного автомобильного училища

Алексей Андреевич Туполев: 100 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Ларге. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте