En
EN
Поиск
Читать
СтатьиПамятникиСобытияБиографииНаучные статьиДокументы
Смотреть
ВидеолекцииВидеокурсыФильмыПамятные даты
Слушать
АудиолекцииПодкасты
Россия–моя история
Исторические карты
Лента времени
Библиотека историка
Учителю и ученику

Студёное море Истомы: первое «окно» в Европу

11.06.2019

В наших учебниках географии по традиции подробно расписываются великие географические открытия – куда и как ходили в дальние моря Васко да Гама, Америго Веспуччи, Христофор Колумб, Фернан Магеллан и другие великие путешественники. И лишь вскользь рассказывается о наших бесстрашных мореходах, которые в северных морях совершали не менее важные подвиги, чем их заморские коллеги.

Русские покорители Севера

Конец XV века. Куда плыть, когда из всех морей у Московского государства на тот момент было только Белое и Северный Ледовитый океан? Какие пальмы, ананасы, когда кругом только ледяные торосы, мхи и северное сияние? Два месяца – лето, а остальное – зима, зима, зима… Но суровая природа не была помехой для смелых мореходов – русских поморов. Они совершали дерзкие путешествия к далёким приполярным островам и землям.

Студёное море Истомы: первое «окно» в Европу
Поморский корабль на гравюре. Источник: http://arctzem.ru

Поморы освоили многие мореходные суда, но самым лучшими из них были кочи. Кочи были приспособлены к длительным плаваниям и не боялись льдов. Такие корабли имели особую округлую форму, позволявшую выдерживать ледовое сжатие, а простые паруса помогали лавировать по ветру не хуже многомачтовых кораблей Европы. Поморами был накоплен богатый опыт плаваний и по чистой воде, и среди льдов. Они умело пользовались компасом, который называли «маточкой». От отца к сыну передавался опыт плавания. В каждой мореходной семье хранились рукописные лоции и карты.

Сначала поморы совершали свои плавания вдоль берегов. В лоциях были помечены все подходящие стоянки в бухтах и другие приметные места, сведения о течениях, ветрах и движении льдов. Русские мореходы первыми обогнули Кольский полуостров и добрались до северных берегов Скандинавии. Во второй половине XV века они добрались до островов архипелага Шпицбергена, где часто стали оставаться на зимовки. Сами поморы называли Шпицберген Грумантом. К XVI веку поморские кочи плавали к Новой Земле и открыли Ямал и Обскую губу.

Посольство в Данию

В 1496 году великий князь московский Иван III решил отправить посольство в Данию, которое предложило Русскому государству договор «о любви и братстве». Послом был назначен подьячий Григорий Истома. Он состоял переводчиком с латинского и немецкого языков при дворе Ивана III Васильевича и Василия III, ездил не только в Данию, но и позже в Священную Римскую империю (1517-1518).

Студёное море Истомы: первое «окно» в Европу
Карта Сигизмунда Герберштейна. Источник: https://crimea-map.msk.ru

Путь в Копенгаген была не близким, отношения со Швецией были в тот момент весьма враждебными, и традиционная дорога через Балтийское море, по сути, была закрыта. Решили воспользоваться более безопасным путём – из устья Северной Двины в Копенгаген, в обход северных берегов Швеции. Путешествие началось из Великого Новгорода. В устье Северной Двины Истома нанял у поморов четыре судна, которые и стали основой экспедиции. Обогнув Скандинавский полуостров, путешественники добрались до норвежского города Тронхейм и уже оттуда на санях до Копенгагена.

Трудности, с которыми столкнулись путешественники, – тема для отдельно рассказа. Сам Григорий Истома был в Дании несколько раз и неоднократно путешествовал по Студёному морю (Северному Ледовитому океану). В 1517 году его рассказ о путешествии записал посол Священной Римской империи барон Сигизмунд Герберштейн и позднее включил в свою знаменитую книгу «Записки о Московии», опубликованную в 1549 году.

Студёное море Истомы: первое «окно» в Европу
Истома Григорий. Источник: http://www.glavtema.ru

Это первое из европейских описаний плаваний вдоль северной оконечности Скандинавского полуострова.

Вскоре под воздействием этого рассказа было совершено и первое плавание англичан в Белое море, что в дальнейшем стало толчком к развитию русско-английской торговли. А деятельность самого Истомы как первооткрывателя морских путей заслужила высокую оценку историков у нас и за рубежом.

Новое прочтение старых вопросов

Студёное море Истомы: первое «окно» в Европу
Постройка кораблей. Источник: http://www.glavtema.ru

Сегодня северные пути всё больше занимают умы и учёных, и политических деятелей. Конечно, Северный морской путь значительно сокращает сроки доставки товаров с востока на запад. И многие западные политики стараются подвинуть Россию с этой дороги, забывая, что большая часть пути проходит через наши территориальные воды, и лавры первенства их открытия принадлежат нашим соотечественникам. Даже предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до XX века назывался Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. В XVI веке англичане несколько раз попробовали пройти по этому пути, но дальше Новой Земли проникнуть не смогли. Впервые за одну навигацию Северный морской путь был осилен экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Обложка: https://printerest.ru

Теги:
ДокументоведениеДревние славянеИстория народов РоссииУстная историяГКЧП
43093

Поделиться

Соцсети

Новое

Советская ювелирная промышленность в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

ИСТОРИЯ И СТРАТЕГИЯ ШАХМАТ

Вячеслав Прытков. Очерки из сборника

Методические материалы по освобождению Европы Красной Армией

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЛЬ ОТ ГОРЬКИХ ВОСПОМИНАНИЙ

Минобороны и РВИО опубликовали документы о взятии Берлина Красной Армией

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Кунерсдорфское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва за Кавказ. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Халхин-Голе. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте