Сто лет перед киноэкраном: как в России появился День кино
Ровно сто лет назад, 27 августа 1919 года, Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации всей кино- и фотопромышленности страны. С 1980 года эта дата стала отмечаться как День кино, сначала – советского, а теперь – российского.
Известные слова о том, что кино является важнейшим из искусств, обычно приписывают В.И. Ленину. Вождь Октябрьской революции произнес эту фразу в 1922 году во время беседы с наркомом просвещения А.В. Луначарским. Разумеется, Владимир Ильич имел в виду идеологическое воздействие кинокартин на массы, и он был прав, но роль кино оказалась куда более глубокой. По темам, поднятым в кинематографе, можно многое сказать о том обществе, для которого и в котором снимаются фильмы. И хотя споры о подлинности передачи событий – вечны (ведь право на художественный вымысел никто не отменял), ни одно из искусств не позволит зрителю настолько проникнуться духом времени, как это делает кинематограф.
Эпоха новаторства
Первый киносеанс в Российской империи состоялся в 1896 году. Он проходил в летнем увеселительном саду «Аквариум» в Петербурге. Через пятнадцать лет кинорежиссер Александр Ханжонков представляет зрителю первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя», а спустя еще год – первый в мире мультфильм, созданный в технике объемной анимации. После Октябрьской революции многие деятели российского кинематографа покинули страну, и в истории кино началась новая глава.
Кадр из фильма «Оборона Севастополя» (1911). В роли адмирала Нахимова – актер Андрей Громов
Источник: upload.wikimedia.org
В 1919 году открывается ВГИК – единственная на тот момент государственная киношкола в мире. Для обучения в новом учебном заведении было выбрано всего 40 человек: руководитель ВГИКа Владимир Гардин стремился создать новый тип актера – человека, способного передать любую эмоцию во время съемок крупным планом. По требованию Гардина студенты репетировали постановки в бархатных рамах, имитирующих экран. В киношколе организовал курс и «отец русского кинематографа» режиссер Лев Кулешов. Помимо изучения традиционных дисциплин, необходимых будущим актерам, ученики мастера занимались акробатикой, ритмикой и даже боксом. Будучи смелым экспериментатором, Лев Владимирович разработал новый тип монтажа, вошедший в историю как «эффект Кулешова». Замысел режиссера заключался в следующем: сначала зритель видел лишь изображение актера, смотрящего вдаль. Затем были сняты другие кадры: тарелка супа, болезненный ребенок и девушка, сидящая на диване. Каждый из этих кадров поочередно склеивали с основным. Зрители пришли к удивительному выводу: выражение лица актера не менялось, а картина каждый раз приобретала новый смысл. Казалось, что в первом случае герой привлечен запахом супа и хочет есть, во втором – сочувствует ребенку, а в третьем – очарован прекрасной незнакомкой. Так Лев Кулешов впервые продемонстрировал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл предыдущего.
Афиша к фильму «Броненосец Потемкин»
Источник: ruspekh.ru
В 1920-е годы взошла звезда выдающегося советского кинематографиста Сергея Эйзенштейна. Его картину «Броненосец “Потемкин”», посвященную одному из ярких и трагических эпизодов Первой русской революции, до сих пор называют одной из самых талантливых за всю историю советского и российского кино. Фильм был снят всего за три месяца: юбилейная комиссия ЦИК дала задание приступить к съемкам картины в августе 1925 года (к 20-летию восстания), а в декабре Эйзенштейн уже представил свой шедевр на суд публике. Благодаря фантазии режиссера «Броненосец “Потемкин”» иногда упоминается как первая цветная картина в СССР, однако это не совсем верно. На самом деле в фильме можно найти всего один цветной кадр, зато какой важный! Режиссер вручную раскрасил флаг, развевающийся на вершине мачты, красными чернилами. Так единственным цветным элементом черно-белой ленты стал символ революционной борьбы.
Расцвет советского кино
Самым плодотворным временем для советского кинематографа стали 1960-е и 70-е годы. В этот период было снято три фильма, заслуживших не только любовь на родине, но и мировое признание за ее пределами. В 1968 году «Война и мир» Сергея Бондарчука, в 1975-м «Дерсу Узала» Акиры Куросавы по произведению В.К. Арсеньева, а также в 1981-м «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получили премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В список номинантов на эту премию попали два фильма одного режиссера – Станислава Ростоцкого – «А зори здесь тихие...» и «Белый Бим Черное ухо».
Съемки фильма «Москва слезам не верит»
Источник: fototelegraf.ru
Разнообразие жанров, появление множества талантливых режиссеров, операторов и актеров – все это привело к тому, что посещаемость кинотеатров в СССР в то время была едва ли не самой высокой в мире. Большинству наших соотечественников эти годы запомнились по прекрасным искрометным комедиям Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и Георгия Данелия, однако спектр картин, предлагаемых к просмотру, выходил далеко за рамки комедийного жанра. В 1980 году на экраны выходит первый советский фильм-катастрофа «Экипаж», собравший более 70 миллионов зрителей только за первый год. Многие по нескольку раз приходили в кино, чтобы снова и снова увидеть подвиг советских пилотов. Любопытно, что «главный герой» этого фильма, горящий самолет, в реальности состоял из нескольких частей: его основная часть была отправлена на съемки из Киева, хвост – из Новосибирска, а макет воздушного судна для съемок общего плана – из Казани.
Кадр из фильма-катастрофы «Экипаж»
Источник: domkino.tv
Отдельным видом искусства стал детский и подростковый кинематограф. Чего стоит один «Электроник», в котором за фантастическим повествованием и веселыми приключениями героев скрывается тема, интересная многим кинематографистам по сей день: как воспитать в себе доброту, ответственность и честность, что значит «быть человеком», могут ли роботы иметь душу и стать лучше нас самих, а если да, то, что останется делать людям? После выхода картины ее создатели получали благодарственные письма из разных стран, а некоторые киноведы, особенно впечатленные фильмом, даже защищали по нему диссертации в попытках объяснить феномен такой популярности.
Кадр из фильма «Приключения Электроника»
Источник: mdata.ru
Любовь к истории
За долгие годы существования кинематографа в нашей стране наметилась любопытная тенденция – во все времена самыми обсуждаемыми и любимыми становятся фильмы, так или иначе связанные с историческими событиями. Причем, жанры картин могут быть совершенно разными: от драм до комедий.
Самым масштабным проектом 1920-х годов стал фильм «Октябрь», снятый С. Эйзенштейном к двадцатилетнему юбилею революции. В распоряжение съемочной группы были предоставлены беспрецедентные по тому времени ресурсы и полномочия: в Ленинграде днем разводили мосты, останавливали трамваи, а в некоторых районах отключали электричество. Для того чтобы выстрел «Авроры» на экране выглядел более эффектным, ее зарядили двойным зарядом, из-за чего в соседних домах на набережной Невы вылетели стекла! Очевидцы шутили, что съемки штурма Зимнего и вовсе причинили дворцу больше ущерба, чем настоящие события октября 1917 года. Фильм оказался настолько реалистичным, что его по ошибке неоднократно включали в документальную хронику революции.
Афиша к фильму «Александр Невский»
Источник: philatelist.ru
Другой знаковой картиной, посвященной истории нашей страны, является «Александр Невский», снятый Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. Легенда гласит, что на выбор режиссеру было дано два сценария: первый – о событиях Смутного времени, второй – о самом известном Новгородском князе и его военных подвигах. Эйзенштейн выбрал Александра Невского и не ошибся: кроме зрительского признания последовало официальное одобрение картины в виде Сталинской премии и ордена Ленина. Правда, через полгода после выхода «Александр Невский» был снят с проката, чтобы избежать недвусмысленных коннотаций после заключения пакта Молотова – Риббентропа. На советские киноэкраны фильм вернулся сразу после начала Великой Отечественной войны. В тяжелые военные годы события, показанные в картине, воспринимались особенно остро и казались как никогда актуальными. В уста главного героя режиссер вложил фразу, ставшую крылатой: «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет».
А вот самым любимым фильмом российского зрителя, согласно многочисленным опросам, на протяжении многих лет остается комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Картина, снятая по пьесе Михаила Булгакова о путешествии советского управдома в XVI век, вышла на экраны лишь через 40 лет после написания произведения. В 1933 году Булгаков не смог отдать свою работу ни в один театр. Зато в 1970-х «Иван Васильевич» произвел ошеломительный эффект: возле кинотеатров выстраивались огромные очереди, а фразы героев моментально «ушли в народ». Кстати, роль царя режиссер изначально прочил Юрию Никулину, однако актер отказался от съемок из-за цирковых гастролей в Австралии. Кроме того, Иваном Грозным в картине мог стать Георгий Вицин, но пробы он не прошел, поскольку слишком ассоциировался с образом Труса из других комедий Гайдая.
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В роли царя – актер Юрий Яковлев
Источник: culturavrn.ru
Сегодня многие российские режиссеры продолжают обращаться к событиям прошлого, создавая новые фильмы. К счастью, история нашей страны настолько богата и многогранна, что может преподнести захватывающие сюжеты для экранизации еще не одному поколению мастеров кинематографа.
Обложка: politicus.ruСмотрите также:
Юрий Никулин: «Вызвать смех – гордость для меня»
Андрей Миронов. Обаятельный интеллигент советского кинематографа
Жестокость – необходимая реальность? Два товарища полвека спустя
Новое
Видео
Грюнвальдская битва 1410 года и ее место в истории Литвы и Руси
Лектор: Полехов Сергей Владимирович Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.
Внешняя политика России первой половины XVIII столетия
Лекция посвящена основным векторам внешней политики России первой половины XVIII века. К началу этого периода сформировались два главных её направлени ...
Внешняя политика Российской империи второй половины XVIII столетия
В лекции освещаются успехи и неудачи внешней политики России эпохи Екатерины II. В большей степени внешнеполитический успех выражался в значительном ...